Пермская Ассамблея / Исследования

ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ
Об Ассамблее
Новости
Декларация
Участники
Проекты
Дискуссии
Исследования
Библиотека
Публикации

Разработка организационно-экономической модели региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства
(На примере Пермской области)

3. Управленческий анализ региональной системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите

3.1. Экспертная оценка существующих условий для реализации политики в отношении помощи детям и семье в Пермской области и рекомендации по необходимым изменениям.

При исследовании условий для формирования новой организационно-экономической модели помощи детям и семье был проведен экспертный опрос об актуальных условиях среды для целевой группы проекта.

В оценке приняли участие представители ведомств (регионального и муниципального уровня), руководители и сотрудники специализированных учреждений, работники отделов аппаратов Администрации, представители научного и экспертного сообщества, гражданских организаций, патронатные воспитатели, приемные родители и опекуны.

В приведенной ниже таблице (Таблица 5) отражено обобщенное и усредненное экспертное заключение об условиях для реализации политики по преодолению социального сиротства в области. По семибальной щкале (1- абсолютно не удовлетворяет, 2 - не удовлетворяет, 3 - в основном не удовлетворяет, 4 - скорее удовлетворяет, 5 - в основном удовлетворяет, 6 - удовлетворяет, 7 - вполне удовлетворяет) оценены основные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на функционирование, рост и развитие системы поддержки детям и семье.

Таблица 5

Оцениваемые параметры Степень удовлетворительности значений параметров
1 2 3 4 5 6 7
Совершенство нормативно-правовой базы для помощи детям:
в целом              
в части, определяемой региональной властью              
в части, определяемой муниципальной властью              
Совершенство нормативно-правовой базы для помощи семье:
в целом              
в части, определяемой региональной властью              
в части, определяемой муниципальной властью              
Совершенство организационного механизма функционирования системы помощи детям и семье (с точки зрения участника системы):
Понятность системы подчинения "по вертикали"              
Логичность системы подчинения              
Понятность системы координации "по горизонтали"              
Логичность системы координации              
Наличие в системе каналов "обратной связи" (получения сигналов от "клиентов" и участников)              
Мобильность системы - возможность быстро реагировать на изменения внешней среды              
Стабильность и предсказуемость развития системы (понятно куда и как именно она будет развиваться)              
Понятность организационного функционирования системы для ее "клиента"              
Соответствие компетенций и ресурсов (прав и обязанностей):
На уровне отдельной организации              
На уровне муниципалитета              
На уровне отдельного ведомства              
На уровне региона              
Совершенство финансирования системы:
в целом              
в части, определяемой региональной властью              
в части, определяемой муниципальной властью              
Адекватность финансирования системы потребностям:
На этапе планирования              
На этапе распределения имеющихся ресурсов между организациями              
На этапе распределения ресурсов между направлениями деятельности              
На этапе контроля над деятельностью              
Уровень платежной дисциплины при финансировании деятельности:
внутри ведомства              
внутри территории              
Внутри региона              
Вне региона              
Возможности формирования новых институтов (создания новых организаций, учреждений) с необходимой технической базой:
Доступность земли.              
Доступность помещений.              
Доступность ресурсов:              
материальных              
административных              
Наличие кадров (трудовых ресурсов), в т.ч.
Управленцев для органов власти              
Управленцев для специализированных учреждений и организаций              
Специалистов и педагогов для организаций и учреждений              
Обслуживающего персонала для учреждений              
Педагогов для семейного устройства детей              
Специалистов-консультантов              
Доступность современных технологий и педагогических ноу-хау
Доступность услуг:              
коммунальных              
транспортных              
связи              
Доступность консультационной поддержки по вопросам:
психологическим              
Охраны здоровья              
Правовым              
Экономическим              
Педагогическим              
Совершенство системы информационного обеспечения деятельности.              
Обеспечение уровня необходимой безопасности для детей и семьи              
Внимание региональных органов управления к проблеме помощи детям и семье              
Внимание органов местного самоуправления к проблеме помощи детям и семьи              
Внимание законодательных органов к проблеме помощи детям и семье              
Адекватность статистических данных и других информационных источников для принятия верных управленческих решений в сфере помощи детям и семье              
Отношение населения к необходимости решения проблем социального сиротства              
Информированность общественности о реальном положении дел с социальным сиротством              
Готовность населения включиться в деятельность по преодолению социального сиротства              
Готовность бизнес-сообщества к помощи детям и семье              
Возможность влияния общественных организаций на принятие управленческих решений, касающихся социального сиротства              
Достаточность условий для свободной конкуренции разных институтов (организаций и учреждений), оказывающих услуги детям и семье и т.п.              

Как видно из таблицы (Таблица 5), эксперты весьма строго охарактеризовали существующие в настоящий момент общие условия системы помощи детям и семье. Оценки в основном находятся на второй и третьей позиции (2 - не удовлетворяет, 3 - в основном не удовлетворяет). Таким образом в целом среда для целей развития системы помощи детям и семье выглядит скорее, как агрессивная.

3.1.1. Условия, признанные наиболее неудовлетворительными

Большинство экспертов оценили наличие в системе помощи детям и семье "обратной связи" как абсолютно неудовлетворительное. Это свидетельствует о коренной проблеме системы в настоящее время и в будущем. Система настроена на обслуживание себя самой. Основная деятельность - обеспечение функционирования системы. Только в этой ситуации не возникает необходимости получения информации от того, на кого направлена система. Помимо этого, это свидетельствует о несоответствии миссии (предназначения) системы комплексу корпоративных ценностей, существующих в ней в данный момент. Поскольку система, направленная на формирование полноценного человека, индивидуальности и личности, не имеет каналов реализации базовых гуманитарных свобод отдельного человека (семьи, ребенка), включая свободу выбора. Формирование устойчивых каналов обратной связи позволит реализовать комплекс гуманитарных преобразований существующего комплекса, а также осуществлять управление изменениями системы (управление переменами и управление различиями).

Как абсолютно неудовлетворительное было оценено состояние информированности общественности о реальном положении дел с социальным сиротством. Это свидетельствует о серьезном расхождении целей политики, проводимой в последние годы, с методами ее реализации. Без широкого информирования общественности резко уменьшается ассортимент механизмов и методов деятельности, уменьшается ресурсная база, концентрируются и увеличиваются риски от принимаемых решений. А самое главное при всех изменениях система воспроизводится как "закрытая", периферийная для приоритетов общественного развития, обескровленная в смысле веса "властного интереса" (принуждения власти к принятию решений в интересах общества). Дети (в т.ч. наиболее обездоленная их часть - сироты) настоящее время, несмотря на огромное количество занятых в секторе их воспитания, образования, обеспечения и т.п., (т.е. его существенную макроэкономическую и социальную роль), является крайне закрытым, "глухонемым" слоем, чьи интересы должным образом не представлены в обществе и не учитываются властью. Проведение серьезных общественных кампаний и пропагандистских мероприятий, создание системы информирования общества о состоянии социального сиротства явится фактором резкого увеличения потенциала системы и необходимым условием радикальных преобразований деятельности по преодолению социального сиротства.

Чрезвычайно острой является проблема доступности материальных (в т.ч. финансовых) ресурсов для создания новых учреждений и организаций. Особенностью данной сферы является серьезная регламентация качества и функциональных параметров используемого инвентаря, мебели, оборудования и т.п. особенностей . Поскольку данные материальные ресурсы являются, по мнению экспертов, в высшей степени недоступными, данный параметр среды свидетельствует о высоком барьере выхода на рынок оказания подобного рода услуг любых новых субъектов. Понижение данного барьера является серьезным условием демонополизации сферы оказания услуг детям и семье.

3.1.2. Условия, оценивая которые эксперты демонстрировали наибольший разброс мнений

Наиболее неоднозначно были оценена экспертами укомплектованность системы помощи детям и семье кадровыми ресурсами. Полярность мнений по всем позициям, кроме достаточности обслуживающего персонала, была предельной: от абсолютной неудовлетворенности до удовлетворительности. Таким образом выявлены на уровне тенденций:

Разные типы оценки качества персонала, используемые разными уровнями управления

Несбалансированность информационных потоков, функционирующих в системе: концентрация разного типа информации разными уровнями и субъектами

Неоднозначность подхода к формированию "нового типа" специалиста в системе в соответствии с декларируемыми стратегическими изменениями

Таким образом достижение большего консенсуса в отношении основного капитала системы - кадров, может существенным образом продвинуть систему в сторону планируемых изменений, а также существенно повысить эффективность системы в настоящем.

3.1.3. Условия, оцененные как удовлетворительные

Те условия, которые оценены экспертами, как в той или иной степени удовлетворительные, свидетельствуют о наличии в региональной системе помощи детям и семье сильных сторон, использование которых в условиях благоприятных внешних возможностей может привести к положительным результатам, а в условиях неблагоприятного внешнего воздействия можно использовать для уменьшения неблагоприятных результатов.

Вместе с тем, возможно. что было выявлено непонимание или незнание экспертами проблемного поля. Например, совершенно очевидно, что эксперты при ответе на вопрос о доступности земли абсолютно недооценили последствия от введения в действие земельного кодекса для иных типов организаций, кроме государственных.

3.1.4. Оценки условий, свидетельствующие о несбалансированности подсистем.

При оценке экспертами совершенства организационного механизма функционирования системы помощи детям и семье были выявлены противоречия:

между понятностью системы подчинений и ее логичностью

между механизмами "вертикального" и "горизонтального" взаимодействия

между внутренними организационными потребностями (упорядоченность) и внешними организационными потребностями (мобильностью)

между понятностью системы для клиента и понятностью для участника.

Без снятия или смягчения этих противоречий невозможно декларируемое изменение системы. Кроме того уже сейчас обнаруженный дисбаланс в системе управления свидетельствует о ее "замкнутости", об увлечении функциональными подчинениями (делегированиями полномочий) в ущерб содержательной (проблемной) координации.

При оценке нормативно правовой базы были выявлены противоречия:

между полнотой правовой базы для помощи детям и правовой базой для помощи семье

между нормотворческой деятельностью федерального, регионального и муниципального уровней власти

между вниманием к проблеме исполнительной и законодательной ветвей власти

Сложившиеся диспропорции свидетельствуют о проблеме реальных, а не декларируемых, компетенций и ответственностей, о невозможности в настоящий момент иметь уравновешенную и глубоко эшелонированную систему реализации государственной политики по предотвращению социального сиротства, о консервации неприоритетности профилактики.

Тот факт, что несмотря на отдельные положительные моменты в системе помощи детям и семье, деятельность по предотвращению социального сиротства находится еще в очень несовершенной внешней среде, еще и еще раз подтверждает необходимость консолидированных действий общества и государства. Государственный аппарат в силу ряда ограничений, в т.ч. выявленных в процессе данного исследования, не в состоянии в одиночку справится с решением проблемы сиротства. Общество в силу его низкой информированности и недостаточного практической включенности и компетентности, также не готово уже в настоящий момент взять на себя единоличную ответственность за проведение необходимых преобразований. Таким образом данная сфера является полем партнерских действий государственных и негосударственных организаций. При этом необходимо прилагать целенаправленные усилия не только на выработку новых подходов и форсирования механизмов стратегических изменений, но и на практическое закрепление уже продекларированных изменений.

3.2. Экспресс-оценка готовности региональной системы помощи детям и семье к самостоятельной разработке и реализации программы инновационных преобразований в сфере предупреждения социального сиротства

3.2.1. Используемые термины и выражения

"РСПДС" региональная система помощи детям и семье - группа организаций и органов, объединенных общими базовыми принципами функционирования (бюджетное обеспечение, жесткая определенность деятельности (фактически государственный/ муниципальный заказ) ), осуществляющих деятельность по достижению общих целей в отношении одной и той же целевой группы на одной и той же территории, объединенные общей Системой регионального управления.

"Система управления" - система подготовки и принятия управленческих решений, направленных на изменение внешней или внутренней среды, ресурсного потенциала и эффективности как РСПДС в целом, так и входящих в нее отдельных подсистем и организаций.

"Проблема" - любое несоответствие в Системе управления РСПДС целям и задачам развития системы, обозначенным в нормативных актах, требующее решения (прояснения) в прошлом, настоящем или будущем.

Исходные данные

К моменту реализации проекта сложилась устойчивая группа фактически взаимосвязанных и взаимозависимых органов и организаций (далее именуемая - "Система"). Их взаимозависимость и взаимосвязанность обусловлены следующими факторами:

они являются государственными (муниципальными) организациями, созданными для выполнения социальных функций, и осуществляющими в той или иной мере деятельность в отношении профилактики социального сиротства или реабилитации социальных сирот;

стратегическое управление (выбор перспектив развития и постановка целей, обеспечение эффективности, разработка политики достижения целей и т.п.) осуществляется на основании государственной политики по преодолению социального сиротства;

управленческие решения последних трех лет направлены на устранение возникающих Проблем и изменение ситуации в целом и требуют от них координации;

используются единые источники и механизмы привлечения средств (бюджет);

организации, входящие в Систему, являются частью единой технологической цепочки либо субконтрактной цепочки.

существует единая комплексная программа, описывающая часть их деятельности и формирующая единую инфраструктуру .

Сложность основного процесса: недопущение сиротства и социального сиротства, а также разные формы содержания и реабилитации детей-сирот - средне высокая (существуют внутри процессы и низкой, и высокой сложности). Высокая степень риска инвестиций в систему, средняя скорость принятия решений, средняя интенсивность труда, большое количество учитываемых факторов, невысокая степень ответственности за результат.

Сложность вспомогательного технологического процесса- средняя. Большое количество рутинных операций, особенно по материальному и техническому содержанию.

Стабильность конечного результата - низкая.

Реализуемая стратегия взаимодействия с Целевой Клиентской Группой : услуги общедоступны, набор дополнительных услуг оговаривается специальным образом, уровень цен - на пределе рентабельности. Стабильность услуг во времени - высокая. Набор услуг стабилен в рамках сложившейся практики планирования и финансирования. По отношению к региональным партнерам проводится политика демонополизации сферы услуг.

Основной тип управленческих стратегий - на верхних уровнях ответственности сочетание бюрократического в отношении основных функций с предпринимательский, рисковый, близкий к авантюрному в отношении функций взаимодействия:

основной способ действий при осуществлении основной деятельности - рутинно-бюрократический, высокоиерархичный, с детальной проработкой организационных и финансовых ограничений интуитивной проработкой последствий

при принятии решений о взаимодействии конкретный руководитель ориентируется на собственные представления, интуицию, знания и опыт предыдущей деятельности;

основное внимание уделяется техническим и обеспечивающим аспектам (финансирование, оборудование, технологии, помещения, связь, и т.п.);

основной способ действий при взаимодействии- быстрое осуществление управленческих решений без соответствующей детальной проработки рыночных, управленческих, организационных и социальных рисков, ограничений и последствий.

3.2.2. Экспресс-оценка готовности

Для оценки готовности Системы к самостоятельной разработке и реализации адекватной стратегии инновационных преобразований была использована авторская методика Капустина-Голубева (© Капустин П.А., Голубев В.А. 1999 г. По заказу Союза Промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга)

Взаимосвязь готовности Системы к самостоятельной успешной реструктуризации (Ксур), ее стратегического ресурсного потенциала (Ксп, Таблица 7) и эффективности (конкурентоспособности по отношению к другим формам социализации сироты, включая теневой сектор) (Кк, Таблица 8) выражается эмпирической формулой:

Ксур = 0,65 * (Ксп + Кк).

"Ключевым игрокам" РСПДС было предложено оценить ситуацию с функционированием системы поддержки детей и семьи на момент исследований. Мнения респондентов формализовались с использованием следующей оценочной шкалы :

Таблица 6

Фактор с положительным смыслом Оценочная шкала Фактор с отрицательным смыслом
3 2 1 0 - 1 - 2 - 3
      V          

V - мнение опрашиваемого.

В оценке приняли участие представители ведомств (регионального и муниципального уровня), руководители и сотрудники специализированных учреждений, работники отделов аппаратов Администрации и Законодательного Собрания, депутаты Законодательного Собрания, представители научного и экспертного сообщества, патронатные воспитатели, приемные родители и опекуны.

При этом сравнивались представления опрашиваемых, находящихся на разных уровнях принятия решений, с выделением мнений Руководителей и Сотрудников. Сотрудником мог выступать в рамках опроса любой представитель ведомства или организации, если в опросе участвовал его непосредственый начальник или представитель более высокого уровня управления в целом, а также конкретные исполнители.

В таблицах (Таблица 7 и Таблица 8) представлены сводные оценки сотрудников и руководителей Системы.

Таблица 7. Оценка стратегического ресурсного потенциала Системы

Факторы, способствующие повышению ресурсного потенциала системы Оценка ресурсного потенциала Факторы, препятствующие повышению ресурсного потенциала системы
Сотрудники Руководители
Потребности основных клиентских групп системы ясны. Понятен объем спроса на услуги. 1,8 2 Отсутствует социально востребованный спрос на услуги, необходимо лишь жесткое вмешательство и принуждение.
Финансисты, экономисты, аналитики способны разрабатывать необходимые критерии оценки . Их прогнозы адекватны ситуации. 0,44 - 1 Необходимые критерии оценки деятельности системы отсутствуют. Прогнозы развития системы и изменения ситуации с сиротами не оправдываются.
Система обладает разнообразными материальными, финансовыми, кадровыми и методическими ресурсами. Ресурсы соответствуют современным требованиям, включая гуманитарные. 0,36 - 1 Отсутствуют системы прогнозирования потребности и учета потребления ресурсов.
Имеются современные информационные технологии, системы статистического и управленческого учета и контроля, распределения ресурсов и разработки новых услуг. 0,48 - 1 Информационные технологии, системы управленческого учета и контроля, распределения ресурсов и разработки продукции отсутствуют или не используются в полной мере.
Перспективы развития системы на долгосрочный период ясны и разделяются всем высшим управленческим звеном. Стратегия, политика, методы и средства достижения целей согласуются между собой. 1 - 2 Перспективы развития системы на долгосрочный период не ясны и/или вызывают разногласия. Действия руководителей непоследовательны и не согласованы.
Информация поступает вовремя, без искажений. Можно в любой момент получить справку по любому вопросу, касающемуся состояния системы, процессов, потребностей, услуг, финансовых потоков, персонала. 1,52 0 Информация поступает не вовремя, с искажениями. Документы теряются. Запрос на предоставление информации встречает сопротивление, его удовлетворение всячески затягивается.
Отмечается гибкость технологических процессов и линий, универсальность оборудования, автономность основных и вспомогательных производств. 0,44 - 1 Имеет место негибкость технологических процессов и линий, невозможность оперативной переналадки оборудования. Жесткая функциональная связь основных и вспомогательных производств.
Технико-экономические характеристики основных производственных фондов - высокие, их износ - низкий. - 0,36 - 1 Технико-экономические характеристики основных производственных фондов - низкие, их износ - высокий.
Поставщики (кадров, методик, инвентаря и т.п.)способны удовлетворять новые требования системы по ассортименту, объемам, срокам, условиям поставки и т.п. 0,48 0 Поставщики не способны удовлетворять новые требования системы по ассортименту, объемам, срокам, условиям поставки и т.п.
Для решения проблем, с которыми система не может справиться своими силами, имеются устойчивые и продуктивные контакты с внешними консультантами, экспертами, аналитиками и т.п. 0,64 - 3 При столкновении с проблемами, которые не могут быть решены своими силами, система предпочитает делать вид, что проблем не существует. Внешние консультанты не привлекаются (отторгаются) по разным причинам.
Система инвестирует в переподготовку и повышение квалификации кадров суммы сверх установленного норматива. - 0,56 - 3 Система не тратит средств на переподготовку и повышение квалификации кадров.
Программы повышения квалификации руководителей и ведущих специалистов ориентированы на конкретные проблемы и адаптированы к условиям данного системы. - 0,32 - 3 Выбор программ повышения квалификации руководителей и ведущих специалистов случаен. Переподготовка носит формальный (не применимый на практике) характер.
Имеются устойчивые контакты с высшими, средними и специальными учебными заведениями. Система может полностью обеспечить себя квалифицированными кадрами в необходимые сроки. 0,88 - 3 Система испытывает трудности с привлечением молодых квалифицированных кадров всех уровней.
Управленческие решения последовательны, своевременны и направлены на повышение эффективности системы. Подкреплены экспертными системами, позволяющими действовать в условиях нечеткой обстановки и недостатка информации. 0,84 -1 Управленческие решения непоследовательны, запаздывают, направлены на исправление предыдущих ошибок.
Существуют устойчивые и конструктивные контакты с общественными организациями. 1,68 0 Имеет место конфронтация и/или игнорирование мнения общественности
Существуют устойчивые и конструктивные контакты с контролирующими органами власти и организациями. 1,68 0 Имеет место конфронтация и/или игнорирование контролирующими органами власти
Налажены устойчивые и конструктивные контакты с финансовыми институтами. Есть возможность привлечения инвестиций и долгосрочных кредитов. -3 -3 Инвестиционная привлекательность системы - низкая. Репутация и/или состояние системы препятствуют получению кредитов.
Персонал и профсоюзы поддерживают и активно участвуют в инновациях и изменениях, предлагаемых руководством. 0,72 0 Персонал сопротивляется изменениям. Наемные работники и руководство находятся в конфронтации.
Руководители всех уровней и подразделений действуют в интересах системы в целом. 2,28 - 2 Руководители преследуют личные или узко-групповые цели, пренебрегают интересами системы.
Итого 15,08 - 21  

3.2.3. Оценка эффективности Системы

Таблица 8. Оценка эффективности Системы

Между формальными и неформальными лидерами существуют противоречия и конфронтация
Факторы, способствующие повышению ресурсного потенциала системы Оценка эффективности Факторы, препятствующие повышению эффективности системы
Сотрудники Руководители
Постоянно и целенаправленно изучается изменяющаяся ситуация. + 0,72 - 3 Отсутствует четкая программа исследований.
Всесторонне изучаются конкурентные существования целевых групп (беспризорники, криминальное сообщество, асоциальные семьи), а также конкурирующих за ресурсы систем (причины и мотивы ухода специалистов в экономический сектор, мотивы благотворителей). + 1,36 - 3 Отсутствует интерес к действиям конкурентов.
При принятии решений учитываются как внешние, так и внутренние факторы системы, а также возможные социальные последствия. + 0,6 - 3 Решения принимаются без всестороннего анализа, возможные риски и последствия не просчитываются.
Существует стремление изучать новое, внедрять инновации. - 0,44 - 3 Существует боязнь изменений, внедрения инноваций.
Уделяется внимание информации об инновациях в сфере интересов системы и смежных с ними областях. + 1,68 - 3 Информация об инновациях и положительном опыте других регионов или гражданского сектора не учитывается.
При решении задач управления используются специальные методы, приемы и технологии. + 0,08 - 3 Решения принимаются исходя из предыдущего опыта и "здравого смысла".
Уровень компетентности высшего руководящего звена - высокий. + 1,4 -1 Уровень компетенции высшего руководящего звена - низкий.
Уровень профессионализма специалистов и персонала - высокий. + 0,84 -2 Квалификация специалистов и персонала - низкая.
До сотрудников доводится своевременная и полная информация. - 0,16 - 2 Информация до сотрудников доводится с опозданием. Они не всегда понимают суть происходящих изменений. Некоторая информация скрывается.
Уделяется внимание качеству деятельности с точки зрения потребителя услуг. + 1,84 - 1 Внимание качеству услуг не уделяется.
Системы мотивации и оплаты труда постоянно совершенствуются и адаптируются к изменившимся условиям. - 0,56 - 1 Системы мотивации и оплаты труда не побуждают персонал к производительному труду
Информация о системе оправданно открыта и доступна для общества. + 0,72 - 1 Информация о системы неоправданно закрыта и не доступна для общества.
Система привлекательна с точки зрения инвестиций. + 1,2 0 Система не привлекательна с точки зрения инвестиций.
Руководитель берет на себя ответственность за последствия принятых им решений. + 2 +2 Руководитель перекладывает на других ответственность за последствия принимаемых решений.
Персонал и руководители конкретных учреждений участвуют в принятии решений. - 0,12 0 Решения принимаются узким кругом высшего руководства.
Отсутствуют конфликты и социально- психологическая напряженность в системе и в подсистемах. + 0,52 0 Присутствует социально- психологическая напряженность в системе, постоянные конфликты между ведомствами и структурными подразделениями.
При принятии управленческих решений учитываются индивидуальные особенности имеющегося персонала. + 068 0 Индивидуальные особенности персонала не учитываются.
Персонал своевременно обновляется, обучается, продвигаются наиболее перспективные люди. - 0,12 - 1 Персонал не обновляется, не обучается, продвижение - по принципу "в соотвествии с должностью" или по принципу преданности и приближенности к руководству.
Персонал ориентируется на потребителя услуг, на удовлетворение его потребностей, разрешение его проблем. + 1,08 + 2 Персонал ориентируется только на выполнение описанных функций.
Скорость и время выполнения обязательств в системе высокие. -3 -1 Исполнение обязательств затруднено. Бывают сбои и непредвиденные обстоятельства.
Персонал несет личную ответственность за выполнение обязательств, работ, результаты. Функции, права и обязанности четко закреплены за работниками всех организаций. + 1 0 Никто не несет ответственности за выполнение конкретных работ. Права и обязанности сотрудников размыты.
Внешний вид сотрудников соответствует характеру деятельности и целевой аудитории системы. - 0,08 0 Внешнему виду сотрудников значение не придается.
Соблюдается детальная проработанность и юридическая чистота сделок. + 0,68 0 Детальной проработанности и юридической чистоте сделок значение не придается.
Строго обязательно сохранение конфиденциальности персональной информации внутри системы. + 1,04 0 Необязательно сохранение конфиденциальности персональной информации.
Формальные и неформальные лидеры конструктивно сотрудничают. + 0,52 0
Действуют социально- ориентированные этические нормы и гуманитарные правила. 0 - 2 Действуют узко корпоративные нормы и ведомственные правила.
Информация о системе открыта и доступна для работающих в ней и для потребителей. 0 - 2 Информация о системе закрыта и не доступна для работающих в ней сотрудников и для потребителей.
Гарантийные обязательства перед персоналом расширены по сравнению с минимумом, определенным федеральным законодательством. -3 0 Гарантийные обязательства ограничены минимумом, определенным федеральным законодательством, заметно стремление к их сокращению.
Реальное поведение руководителей и декларируемые ими принципы совпадают. 0 0 Реальное поведение руководителей и декларируемые ими принципы не совпадают.
Итого 17,88 - 30  

Для упрощения анализа отдельные вопросы были сгрупированы в смысловые блоки (Таблица 9) Наибольшее внимание было уделено факторам/ситуациям, которые оценены менее чем на 2 и/или в отношении которых имеются существенные расхождения во мнениях сотрудников и руководителей. Таким образом было сформировано "проблемное поле" Системы, которое требует дополнительного специального изучения.

3.2.4. Итоговые оценки

Таблица 9. Итоговые оценки

Респонденты Итоговые оценки
Ресурсный потенциал Системы(баллы) Эффективность Системы(баллы) Готовность Системы к самостоятельной разработке и реализации адекватной стратегии инновационных преобразований(баллы)
Руководители - 21 - 30 - 33,2
Ключевые сотрудники 15,1 17,9 21,4
Средневзвешенная оценка - 3 - 6 - 5,9

Рассмотрим собственные выводы руководителей, ключевых специалистов и средневзвешенную оценку готовности Системы к самостоятельной разработке и реализации адекватной стратегии реструктуризации (инновационных преобразований).

Руководители: плохо. Только крайние усилия и смена принципов управления, большая и неформальная помощь извне позволят решить стоящие перед Системой. Радикальные нововведения крайне необходимы.

Сотрудники: имеются отдельные "белые пятна". Необходима заинтересованность руководителей всех уровней в повышении эффективности системы и наращивании его ресурсного потенциала. Внешних специалистов следует привлекать для решения отдельных задач по разработке изменений. Присутствует некоторая успокоенность. Система (представленная учреждениями и организациями, сотрудниками которых являлись респонденты) может быть сохранена с некоторыми изменениями. По большей части отвественность за изменения должно взять на себя руководство.

Вероятно, истина лежит посередине. Руководители более требовательно и критично оценивает состояние Системы по сравнению с сотрудниками. Отмечаются серьезные расхождения в оценке руководителями и сотрудниками:

квалификации персонала;

готовности системы управления системы к самостоятельной разработке и реализации программы реструктуризации Системы и ее бизнеса.

3.2.5. Экспресс-оценка готовности

Задача Системы - адекватно отреагировать на изменяющуюся ситуацию во внешней среде, перестроится с системы выполнения функций на систему оказания услуг в соответствии с требованиями Заказчика - Общества и потребителей - семьи и детей, вести деятельность в соответствии с гуманитарными стандартами.

В то же время система намерена ликвидировать пробелы в таких областях, как: информационное обеспечение, стратегическое планирование, прогнозирование угроз и возможностей, принятие рациональных решений, квалификация персонала, мотивация персонала, выбор и развитие новых видов деятельности .

Вероятность успешной реализации планируемых изменений и инноваций описывается формулой Глейгера:

ВУ = (УН * ЖС * ПД) > СИ, где:

ВУ - вероятная успешность планируемых изменений и инноваций;

УН - уровень неудовлетворенности сложившейся ситуацией, готовность кадров и руководителей к изменениям;

ЖС - четкость представления о желаемом состоянии, наличие достоверной информации о потребностях и механизмах функционирования системы;

ПД - практические действия, предпринимаемые Системой для достижения желаемого состояния, их качество и направленность;

СИ - стоимость изменений (финансовые, временные, социальные и иные издержки) в сравнении с имеющимися ресурсами Системы.

По мнению экспертов, данные факторы характеризуются следующим образом:

УН - Понимание и желание инициируемых перемен у наиболее активной и квалифицированной части руководителей и специалистов (из числа участвовавших в исследовании) можно оценить как высокое. При этом отмечается достаточно слабая мотивация у основной массы сотрудников, неудовлетворенных уровнем личных доходов, пассивных, не критичных по отношению к самим себе, идущих "на поводу" у снижающегося качества традиционной для Системы деятельности .

ЖС - Представление руководителей о желаемом состоянии можно охарактеризовать как слабо-среднее. Имеется видение общих контуров будущего состояния деятельности Системы и отдельных подсистем, в соответствии с которым, вероятно, будет выстраиваться организационная структура и выделяться центры финансовой ответственности. Представление основной массы сотрудников о желаемом состоянии характеризуется как слабое. Можно отметить несовпадение личных целей и устремлений сотрудников и руководства, при доминирующей ориентации на видение руководства.

ПД - "Нащупана" новая форма функционирования системы и предпринимаются следующие меры по реформированию Системы и ее деятельности:

распространение базовых принципов (приоритет профилактики, семейных форм, оптимизации затрат, и т.п.) все подсистемы, организации и учреждения путем выделения центров комплексного сопровождения и координации;

изучение информации о новых формах и методах помощи детям и семье технологическом оборудовании для хранилищ плодоовощной продукции с целью его дальнейшего приобретения и эксплуатации;

привлечение внешних консультантов для оценки эффективности системы управления и способности ключевых сотрудников принимать управленческие и методические решения, связанные с предстоящими изменениями и инновациями.

При этом, в системе управления:

Система формирования центров отвественности не распространены на систему (аппарат) управления;

в повседневной практике не используются и не анализируются показатели деятельности Системы в целом (консолидированный баланс, единый прогноз и отчет, динамика и направленность изменений основных показателей деятельности);

в практике повседневной деятельности отдельных учреждений и подразделений не используются планирование целевых показателей в соответствии с базовыми принципами;

не осуществлен переход на рациональные принципы взаимодействия между уровнями управления по вертикали и горизонтали;

не осуществлен переход на новые методы деятельности внутри подсистем и деятельности по их координации в соответствии с базовыми принципами;

рациональные принципы взаимодействия между получателем услуг и "продавцом" услуг;

не введена равная заинтересованность в изменениях для всех подсистем;

руководство разных уровней, инициируя перемены, иногда демонстрирует прежний стиль управления, планирования и контроля, вступающий в противоречие с декларируемыми им же новыми принципами функционирования системы.

В сфере хозяйственной деятельности:

не проведен анализ возможных рисков и ограничений, связанных с планируемым изменением системы;

не сформировано актуальное предложение для поставщиков (ВУЗы, проблемные лаборатории, поставщики комплектующих (включая здания и сооружения) и т.п.) новой системы (не ясно, что собственно изменится в требованиях к ресурсам. включая кадровые), какова стоимость изменений и т.п.).

Как следствие:

не ясна реакция потенциальных потребителей новой услуги (что произойдет с семьей и детьми в связи с планирующимися изменениями)

что произойдет с имеющимися институтами и кадрами

не определен объем спроса на все виды услуг (с минимально необходимой степенью достоверности для анализа требующихся вложений)).

Тревожным сигналом можно считать факт тотальной недооценки как информации о конкурентных системах, их специфики и динамики развития, так и данных о эффективности (конкурентоспособности) самой Системы (якобы в "силу специфики их деятельности"). Данное обстоятельство, "транслируемое" в информационное поле Руководства, может привести к ошибкам и провалам в управленческих и социально-маркетинговых решениях, что неминуемо вызовет увеличение непроизводительных затрат.

3.2.6. Выводы экспертов

Оценки экспертов в числовом выражении представлены в таблице (Таблица 10).

Таблица 10.

Основные проблемные блоки Оценки экспертов
Уровень неудовлетворенности Желаемое состояние Практические действия Вероятная успешность изменений Стоимость изменений
1 (управление) 0,8 х 0,4 х 0,5 = 0,16 < 0,5
2 (экспертное обеспечение) 0,7 х 0,4 х 0,6 = 0,17 < 0,7
3 (кадры) 0,6 х 0,2 х 0,5 = 0,06 < 0,6
4 (ресурсы) 0,7 х 0,3 х 0,6 = 0,13 < 0,8
5 (качество) 0,5 х 0,4 х 0,6 = 0,12 < 0,4
СРЕДНЕЕ. 0,66 х 0,34 х 0,56 = 0,13 < 0,6

Вывод экспертов о вероятной успешности планируемых изменений и инноваций: 0,13 < 0,6. Вероятность успешности крайне низка. Система не готова к изменениям и инновациям.

 Пермская Ассамблея / Исследования






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.