Пермская Ассамблея / Исследования

ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ
Об Ассамблее
Новости
Декларация
Участники
Проекты
Дискуссии
Исследования
Библиотека
Публикации

Исследование доступности социальных сервисов в г. Перми.

III. Общие подходы

Бедность

Для целей исследования необходимо определить категорию бедных граждан, для этого было бы желательно найти общепризнанный и законодательно закрепленный критерий бедности.

Официальный минимальный размер оплаты труда не может приниматься во внимание при определения бедности, т.к. МРОТ обновляется нерегулярно и на его установление влияют политические мотивы. МРОТ также один на все регионы, а уровень дохода, ниже которого человек может признаваться бедным, в регионах сильно различается: бедный в Москве может быть достаточно обеспеченным в каком-то регионе.

Прожиточные уровни рассчитываются по-разному, нет более-менее общепризнанных методик, ни один из рассчитанных прожиточных уровней не может быть обоснован, а тем более трудно обосновать как по отношению к прожиточному уровню установить уровень дохода, ниже которого человек будет считаться бедным.

Критерий бедности необходим для определения круга людей, нуждающихся в помощи. В практических целях широта охвата помощью бедных должна быть соотнесена с наличием средств. Если критерии бедности установить слишком либерально, то при нехватке средств услуга станет дефицитной и будет получаться в условиях конкуренции не самыми бедными. Наоборот, если критерии слишком жесткие, то часть средств может быть не использована.

Предлагается не определять четкие (количественные) критерии бедности, а оценить насколько условия предоставления социальных сервисов препятствуют их получению беднейшими слоями населения или, наоборот, условия создают бедным преимущества.

К потенциально бедным и нуждающимся во вспомоществлении традиционно относят категории людей, имеющих какие-либо ограничения по получению дохода (ограниченные возможности пенсионера в получении дохода) или требующих специальных условий для жизни и деятельности (передвижение инвалида, получение информации слепым, питание диабетика и пр.). Такой подход не будет использоваться: пенсионер может иметь очень обеспеченных детей, инвалид может иметь большой доход от собственности и пр.

Административные барьеры

Административный барьер для целей настоящего исследования предлагается определить исходя из следующих посылок:

Власти не должны устанавливать необоснованных препятствий к доступу к социальным сервисам,

Препятствия могут быть, если они введены исключительно для ограничения доступа нецелевых потребителей и облегчения доступа (уменьшение конкуренции) для целевых потребителей.

Власти должны обеспечивать специальные меры обеспечения доступности социальных сервисов для групп потребителей, права которых на равный доступ закреплены в законодательстве.

Таким образом, административные барьеры - это действия (решения) власти по созданию необоснованного препятствия или бездействие (отсутствие решений) по созданию специальных условий для осуществления законного права на равный доступ к социальным сервисам.

Профиль доступности

В связи с выявленными проблемами определения бедных определение доступности социальных сервисов для бедных произведено на основе следующего подхода:

Определяем доступность сервиса в зависимости от дохода заявителя и других характеристик потребителя и таким образом строим профиль доступности сервиса

Определяем характеристики целевого потребителя, в том числе по доходу, и строим профиль потребителя.

Будем считать сервис доступным и потребляемым целевым образом, когда профиль доступности сервиса соответствует с профилем потребителя.

Если профиль доступности сервиса как минимум не усложняет доступ с уменьшением дохода потребителя, то сервис будем считать не имеющим административных барьеров для доступа беднейших граждан, а в случае упрощения доступа с уменьшением дохода сервис будем считать специальным сервисом для бедных.

Методика исследования

Сбор данных производился в местах оказания сервисов, путем изучения условий предоставления, сбора мнений потребителей и работников организаций, оказывающих сервис.

Интервьюеры были снабжены специально разработанной информационной картой, определяющей основные направления сбора информации, и памяткой по методике работы.

Информационная карта разработана на основе предварительного анализа возможных барьеров. Чтобы исключить детерминированность собираемой информации формулировками информационной карты, вопросы в карте по возможности сделаны открытыми, необходимо было в свободной форме описать, почему то или иное действие затруднительно сделать. Если же приводились варианты ответа, то всегда предлагалось список дополнить. Форма информационной карты приведена в Приложении № 2.

Сборщики получили примерный перечень сервисов, но должны были в случае обнаружения новых сервисов описывать и их.

Было собрано 76 информационных карт по 47 сервисам.

Сторонними экспертами было подготовлено две аналитические записки по результатам обращений граждан по вопросам получения социальных сервисов.

Почти все сервисы были дефицитными, спрос на некоторые сервисы удовлетворялся с минимальными очередями. На основе этой информации было решено при анализе отдельно оценить способы ограничения спроса.

Список барьеров формировался на основе прямо описанных в информационных картах трудностях, а также путем анализа условий предоставления сервиса и необходимых документов.

Описание нецелевого потребления является в основном результатом анализа, т.к. сбор данных дал отрывочные сведения об асимметрии потребления. Профиль потребления строился на основе наложения определенного профиля доступности сервиса и профиля потребителя.

 Пермская Ассамблея / Исследования






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.