Исследование доступности социальных сервисов в г. Перми.
IV. Результаты исследования
IV.1 Общая часть
Исследованием охвачены все виды сервисов:
предоставление услуг, в т.ч. консультаций и документов
выплата денег
выдача товаров и др. материальных ценностей
компенсация ранее произведенных расходов
предоставление приоритета (внеочередное обслуживание)
Исследование соотношения спроса и предложения показало, что все социальные сервисы имеют признаки дефицитности, в первую очередь это очереди и нерегулярность предоставления из-за отсутствия ресурсов. Дефицитность подтверждается и официальными данными органов социального обеспечения.
Обнаружена конкуренция между получателями сервиса. Редко предоставляющая сервис организация самостоятельно упорядочивает процедуру предоставления, например, с помощью официально ведущейся очередью, в остальных случаях конкуренция потенциальных потребителей ведется по стихийно складывающимся правилам.
Причины дефицитности специально не определялись, но большинство информационных карт содержит пометку об отсутствии финансирования.
Наиболее часто отмечаемым барьером в получении сервиса являлось отсутствие денег и информации. Отсутствие информации приводит к увеличению потраченного времени и расходов на проезд из-за незнания приемных часов, списка требуемых документов и пр.
Выявлен специфический временный барьер, возникающий при открытии сервиса или изменении условий его предоставления. Он заключается в том, что организации, выдающие необходимые для получения сервиса документы, первое время выдают их не в той форме и не с тем содержанием, как требуется. Первые получатели сервиса для согласования действий организаций тратят в несколько раз больше времени, сил и денег, чем те, кто обращается позднее. Бедные, как наиболее заинтересованные в социальных сервисах, обращаются за ними среди первых и несут основную нагрузку по преодолению барьера несогласованности.
Специфическим барьером для бедных является наличие болезней бедности (туберкулез, чесотка, кожные и др. заразные заболевания). При предоставлении некоторых сервисов специально оговаривается, что наличие такого рода заболеваний служит основанием для отказа.
Анализ предоставления отдельных сервисов представлен в виде их кратких описаний: место предоставления, ограничение спроса, барьеры и нецелевое потребление.