Пермская Ассамблея / Исследования

ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ
Об Ассамблее
Новости
Декларация
Участники
Проекты
Дискуссии
Исследования
Библиотека
Публикации

Исследование доступности социальных сервисов в г. Перми.

IV. Результаты исследования

IV.3 Выводы

Как видно из приведенных описаний профиль доступности практически не препятствует асимметричному потреблению: более успешные и имеющие достаток выбирают основной объем сервиса.

Выявлены основные барьеры для получения бедными социальных сервисов:

Сервисы труднодоступны для инвалидов или требуют повышенных расходов на помощь и транспорт, что в совокупности с ограниченными возможностями получения дохода еще более усиливает бедность этой категории.

Имеющих право на получение сервиса не информируют об этом, информация умалчивается или скрывается для уменьшения спроса

Труднодоступна, особенно при отсутствии телефона, информация об условиях получения сервисов, нет мест, где можно получить полную информацию, поэтому транзакционные издержки на получение сервиса возрастают в 2-3 раза (сначала приехать и узнать время работы, затем получить консультацию и только потом приехать со всеми необходимыми документами).

Сервис более доступен для граждан, более интегрированных во власть, например, имеющих звания и награды, т.к. большинство сервисов являются дефицитными и оказываются нерегулярно, но доступ к ним может быть легко осуществим, если знать когда и где сервис будет оказываться

Категории граждан, которым предоставлено право пользования сервисом, никак не соотносятся со шкалой "бедный-богатый", поэтому бедные в конкуренции за дефицитный сервис почти всегда сталкиваются с имеющими преимущество конкурентами и оказываются оттесненными от сервиса. Очень мало сервисов исключительно для бедных и они сосредоточены в органах социальной защиты населения..

Некоторые организации оказывают как бесплатные (льготные) сервисы для бедных, так и полностью оплачиваемые сервисы, в результате чего невыгодные заказы исполняются в большие сроки или от получателей исполнители требуют доплаты, чтобы выгодность для исполнителя была выровнена

Граждане всегда сами собирают документы в различных учреждениях для подтверждения своего права, незнание правил функционирования властных структур, характерное для бедных, сильно затрудняет этот процесс, гражданин даже может отказаться от его продолжения, т.к. не знает где и как можно получить (особенно восстановить) документ.

Имеются косвенные некомпенсируемые расходы при получении сервиса, которые могут казаться небольшими в абсолютном выражении (10-100 рублей на транспорт и копирование документов), но значительными в относительном (до 5-7% от выгоды).

Расходы на получение сервиса не всегда могут быть оценены заранее, поэтому невозможно понять, выгодно ли получать сервис, например, транспортные расходы на поиск в аптеках лекарства по бесплатному рецепту могут превысить стоимость этого лекарства

Сервис оказывается нерегулярно и его получение зависит от оперативного получения информации, а бедные не имеют телефонов, связей во властных структурах и других возможностей вовремя узнать о необходимости обратиться за сервисом.

Время оказания сервисов совпадает с рабочим временем большинства граждан, поэтому их получение сопровождается сокращением заработной платы за неотработанное и потраченное на получение сервиса время и снижением выгоды от сервиса, во многих случаях и так небольшой

Места оказания сервисов разбросаны по городу, к некоторым трудно добраться на общественном транспорте или ходит исключительно маршрутное такси, на которых льготы не действуют

Компенсация ранее произведенных затрат или скидка (неполное покрытие стоимости) всегда уменьшает доступность сервиса для бедных, т.к. не все могут найти деньги для самостоятельной оплаты

Приоритетное право (внеочередное получение) не является легко реализуемым сервисом, т.к. доступ к дефицитному ресурсу сильно зависит от информированности.

Бессмысленные действия, не приносящие никому выгоды, например, уплата госпошлины в 1 рубль (издержки на совершение и обработку платежа сравнимы с его суммой).

Необходимо отметить, что некоторые административные барьеры несколько повышают конкурентоспособность бедных за дефицитные сервисы. Очереди, потери времени и некомфортные условия ожидания в приемных делают сервис менее желанным для обеспеченных и занятых людей, однако но для работающих бедных это одновременно повышает транзакционные издержки.

Обеспеченные граждане имеют большие возможности добиться предоставления сервиса в суде или с помощью иных средств отстаивания своих прав, что также приводит к перекосам в потреблении. Таким способом получают доступ даже к не функционирующим сервисам (бесплатное внеочередное получение квартиры).

Идеальный сервис с точки зрения борьбы с бедностью должен иметь и профиль потребителя, и профиль доступности с приоритетом бедных. Профиль потребителя практически всех социальных сервисов определен в федеральном законодательстве, поэтому на местном уровне можно ограниченно воздействовать только на профиль доступности.

В исследовании нас интересуют административные барьеры, ликвидация которых является инструментом борьбы с бедность, т.е. ликвидация барьера должна или напрямую повышать доход, или способствовать его повышению, расширяя возможности и уменьшая преграды к развитию, устраняя причины бедности, или компенсировать последствия бедности.

Практика взаимодействия НКО Пермской области с органами государственной власти и местного самоуправления для решения проблем доступа беднейшего населения к социальному сервису.

Некоммерческие организации Пермской области имеют достаточный опыт деятельности по обеспечению прав разных категорий населения к социальным услугам. Однако никогда деятельность не фокусировалась на решение проблем бедности, хотя целевые группы обратившихся зачастую совпадают с категорией бедного населения.

Среди всего спектра некоммерческих организаций Прикамья применительно к рассматриваемой проблемой можно выделить:

Традиционные и новые организации, объединяющие людей определенного статуса и отстаивающих их права (ветеранские и инвалидные организации с одной стороны и общество чернобыльцев и Ассоциация жертв политических репрессий с другой). При этом среде членов организаций могут быть как люди. Кторых можно отнети к беднейшим, так и имеющие приемлемый доход.

Объединения, занимающиеся защитой прав отдельных категорий населения, в сферу деятельности которых попадают и бедные представители данной категории (женские организации, молодежные и т.п.)

Организации, объединяющие семьи определенного признака, наличие которого с достаточной долей вероятности ведет к малообеспеченности( ассоциация многодетных семей, Общество родителей "Даун Синдром" и т.п.)

Ситуативные или постоянные объединения, отстаивающие интересы потребителей определенных услуг, пострадавших от деятельности каких-либо организаций (например общества вкладчиков региональных банков), которые добивались защиты прав своих членов, начиная прежде всего с малоимущих граждан

Организации территориального общественного самоуправления, актив которых (прежде всего пенсионеры) накладывает отпечаток и на направленность их деятельности, в т.ч. и через помощь наиболее необеспеченным гражданам данной территории.

Благотворительные фонды и организации, ситуативно оказывающие поддержку тем или иным представителям беднейших категорий населения (чаще в рамках празднования знаменательных событий или выборных кампаний)

Наиболее продвинутые организации правозащитной или общегражданской направленности (Правозащитный центр, Общество "Мемориал", Гражданская палата), которые проводят инициативную и целенаправленную деятельность по изменению социальной сферы, по идентификации и защите прав широких слоев населения.

В данном исследовании анализировалась деятельность организаций, входящих в объединение "Пермская ассамблея", как наиболее организованной и готовой к ответственному гражданскому взаимодействию с органами власти разных уровней и ветвей части НКО региона. Прежде всего, анализировалась деятельность Пермского регионального правозащитного центра, ПООО "Всероссийское общество инвалидов", Пермского областного отделения международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал".

Общая характеристика деятельности НКО

В целом деятельность по обеспечению доступа граждан к тем или иным социальным услугам проводится :

в интересах защиты прав какого-то одного конкретного члена организации или обратившегося в организацию (как правило, по его личному заявлению или обращению лица, его представляющего)

в интересах защиты прав всех членов организации

в интересах защиты прав всех представителей определенной категории населения (например, инвалидов) г. Перми, других муниципальных образований или Пермской области в целом

в интересах защиты прав всего населения Пермской области (более сбалансированное законодательство, противодействие коррупции и т.п.)

в широком гуманитарном контексте : защита прав человека в разных аспектах

в гражданском контексте: разгосударствление всех сфер деятельности и развитие гражданских технологий обеспечения прав, свобод и развития социальных услуг.

Естественно, что в каждом из вышеприведенных случаев используются разные методы работы, среди них:

индивидуальные консультации, в т.ч. информационного и правового характера, относительно возможности доступа к социальным услугам

ответы на письменные запросы тех, кто лишен возможности получить необходимую информацию и консультации по месту жительства

создание благоприятной информационной среды для потребителей социальных сервисов (издание газет и отдельных целевых брошюр, существование справочных информационных служб, создание специализированных Интернет-ресурсов и т.п.)

практическая помощь в написании заявлений, жалоб, обращений и т.п. в связи с невозможностью решить проблему с получением социальных сервисов, включая написание судебных исков

обращение с ходатайствами или уведомлениями о нарушении прав в различные организаций по существу просьбы (в жилищно-коммунальные службы, органы соцзащиты, службу медико-социальной экспертизы, пенсионные органы и др.)

патронажная деятельность в отношении решения "прецедентных" случаев, в т.ч. представительствование от имени конкретного гражданина в суде.

обращение в другие НКО по профилю их деятельности (например, в Пермский правозащитный центр, "Мемориал" и т.п.)

консультирование инициативных групп и НКО по вопросам защиты прав их членов, в т.ч. в отношении социальных сервисов

обращение к депутатам Всех уровней для инициирования депутатских запросов

разработка и экспертиза нормативно-правовых актов в сфере социального заказа, программ социальной реабилитации и т.п.

гражданская экспертиза стратегических документов, программ и практики их реализации

организация общественных кампаний и гражданских дискуссий

разнообразная ПР-деятельность, включая проведение проблемных пресс-конференций

проведение проблемных совещаний и дискуссий "круглого стола" с "ключевыми игроками" региональной системы социального обеспечения

обучающие семинары и тренинги (по правовым вопросам, представлению и отстаиванию своих интересов, по вопросам независимого образа жизни инвалидов, по повышению личностной самооценки и др.)

моральная и психологическая поддержка, благотворительная помощь особенно нуждающимся гражданам

помощь в создании организаций взаимопомощи, включая специализированные НКО; предоставление НКО целевой группы ресурсной поддержки

проведения мониторингов нарушения прав с направлением результатов анализа заинтересованным ведомствам и НКО

участие в предоставление социальных услуг, в т.ч. с привлечением средств донорских организаций и благотворителей, а также участие в социальном заказе

проведение гражданских переговоров с органами власти.

Практика деятельности отдельных НКО по определению проблем с доступом к социальным услугам отдельных категорий граждан

Деятельность Пермского регионального правозащитного центра.

Общественная приемная Пермского регионального правозащитного центра в период с 1 апреля 2001года по 1 октября 2002 года проконсультировала 3692 человека, в т.ч. 391 человек был проконсультирован по правам заключенных , 412 человек - по правам на социальные услуги и социальное обеспечение. 1642 человека получили ответы на письменные запросы. Осуществлен социальный патронаж 19 прецедентных дел. Проконсультированы 115 некоммерческих организаций. Ведется мониторинг нарушения прав человека на территории Пермской области.

При работе с гражданами, обращающимися в Пермский региональный правозащитный центр по вопросам, связанным с получением тех или иных социальных гарантий, льгот и услуг, были выявлены следующие наиболее распространенные трудности в их получении и разработаны методики, представленные в справочниках для отдельных категорий населения, в газете "Личное дело" на сайте ПРПЦ.

Таблица 1. Статистика по основным типам вопросов ПРПЦ.

ВОПРОСЫ с 01.10.2000 г.
по
01.10.2002 г.
  кол-во
человек
права в сфере приватизации и жилищные права 613
права в сфере труда и занятости 674
права призывников и военнослужащих срочной службы 541
права в сфере социального обеспечения 536
права заключенных 391
Права потребителей 251
Права в сфере брака и семьи 116
права в сфере образования 64
права детей 205
Процессуальные права 50
Авторские права 44
Право на свободу передвижения 27
Право на защиту чести и достоинства 24
Права репрессированных 12
Права налогоплательщиков 7
Право на экологическую безопасность 16
Другие 76

Детельность ПООО "Всероссийского общества инвалидов"

В информационную программу Пермского центра независимой жизни инвалидов (ПЦНЖИ) ПО ВООИ с 10 января 1998 года по 1 ноября 2002 года обратились 4967 человек.

Таблица 2. Статистика по основным типам вопросов ПЦНЖИ ПО ВООИ.

ВОПРОСЫ с 10.01.1998 г.
по
01.11.2002 г.
с 04.01.2002 г.
по
01.11.2002 г.
  кол-во человек кол-во человек
права и льготы инвалидов4330999
общее законодательство2081716
социальная защита инвалидов1704257
медико-социальная экспертиза1384330
порядок трудоустройства49761
здравоохранение49698
льготы по ЖКХ773132
получение образования23836
пенсионное законодательство590165

Деятельность Пермского "Мемориала"

Еженедельный прием по вопросам соблюдения закона "О реабилитации жертв политических репрессий" и выполнения решения Конституционного Суда РФ от 18.04.2000 г. правозащитной приёмной в Перми. Подобные консультации проводят и старшие координаторы ассоциации в семи районах города. Приём по другим вопросам (жилищные, пенсионные и др. проблемы) ведёт юрист-консультант широкого профиля. Таким образом, бывшие репрессированные могут получить широкий спектр сведений о своих правах, в том числе о порядке реализации права на реабилитацию, им оказывают помощь в составлении заявлений в административные органы, органы прокуратуры, жалоб и заявлений в районные суды.

Осуществляется деятельность выездной правозащитной приёмной в районных центрах Пермской области. Выезды осуществляются ведущим консультантом и юристом-консультантом по графику. Руководитель проекта, юрист-консультант и местные консультанты неоднократно представляли интересы жертв политических репрессий в районных судах Перми и Пермской области. Во всех случаях судебные разбирательства закончились в пользу репрессированных.

65 волонтеров оказывают социальную помощь одиноким и престарелым жертвам политических репрессий. В рамках медико-социальная служба помощи престарелым проведено 1250 посещений нуждающихся специалистами на дому.

Экспертное заключение специалистов НКО о выявленных в текущей деятельности барьерах доступа граждан к социальным услугам.

По свидетельству специалистов этих организаций по вопросам, связанным с получением тех или иных социальных гарантий, льгот и услуг (далее - социальный сервис), были выявлены следующие наиболее распространенные трудности в их получении (необходимо отметить, что данные трудности присутствуют у всех категорий получателей):

своевременное непредоставление или отказ в предоставлении информации о правах и механизме получения социального сервиса

отсутствие единого информационного источника, позволяющего гражданину получить представление о полном перечне социальных сервисов, воспользоваться которыми он имеет право

невозможность получения консультации по индивидуальной ситуации, возникающей в связи с предоставлением конкретного социального сервиса

неучет специфических психологических и физических характеристик отдельных категорий получателей социальных сервисов

отсутствие четко разработанных форм предоставления необходимой информации, в связи с чем возникает необходимость повторного запроса информации или ее проверки

отсутствие упрощенного порядка получение того или иного социального сервиса при условии, если предоставление документов, подтверждающих соответствующий статус, затруднено или невозможно

отсутствие "единого окна" для заказа или хотя бы получения информации о социальном сервисе

неразработанность правоприменительного механизма на момент внедрения нового социального сервиса или в случае последующего изменения условий его предоставления

при предоставлении большинства социальных сервисов законодательством определен незакрытый перечень документов, подтверждающих право на пользования им. Поэтому у органов, отвечающих за их предоставления, возникает неограниченная возможность затребования дополнительных, необходимых, по их мнению, документов

наличие противоречий между отдельными отраслями законодательства или законодательством иностранного государства, в связи с чем возникает необходимость получения дополнительных непредусмотренных законодательством документов, подтверждающих право на предоставления социального сервиса

большое количество мелких косвенных затрат на получение социального сервиса, объем которых трудно спрогнозировать заранее

бюджетная необеспеченность гарантированных законодательством социальных сервисов

негибкий характер предоставления социальных сервисов, не отвечающий потребностям или возможностям конкретного гражданина, имеющего право на его получение

ориентированность законодательства и органов власти, отвечающих за предоставление социальных сервисов, на обеспечение интересов бюджета, а не на реализацию прав гражданина

невысокая квалификация и невнимательное отношение сотрудников социальных служб и других учреждений и органов власти к посетителям

барьерность среды жизнедеятельности.

Взаимодействие НКО и государства (местного самоуправления) в решении проблем улучшения доступа к социальным сервисам.

Как уже говорилось ранее, Пермские НКО, в т.ч. входящие в "Пермскую ассамблею", не фокусировали свое внимание на проблеме преодоления бедности. Однако их опыт позволяет идентифицировать те инструменты и механизмы взаимодействия с властными органами, которые могут быть использованы не только с целью реализации социальных и гуманитарных прав граждан, но и для преодоления административных барьеров в социально сфере для противодействия бедности.

В практике НКО Пермской области сложились следующие основные формы работы гражданских организаций для устранения препятствий в получении социального сервиса.

Проведение массовых акций и ПР-кампаний для формирования общественного интереса с целью давления на органы власти.

Например, акция "Черный список" на Интернет-сайте ПРПЦ-ПГП, в который занесен руководитель Пермского отделения Пенсионного Фонда РФ. При этом информация имеет характер принуждения тех или иных органов, нарушающих права каких-либо категорий населения, к осуществлению действий по уменьшению неблагоприятных последствий. Пример приведен в Приложении № 3.

К ПР-акциям можно отнести проведение декады прав инвалидов, Дня политзаключенного каждый год и др.

Проведение дискуссий "круглого стола", гражданских дискуссий и общественных слушаний с привлечением представителей гражданского общества и органов власти.

В течение 2000-2002 года только 3 рассматриваемые организации провели около 50 таких мероприятий на территории г.Перми. В т.ч. в результате 16 из них создавались совместные рабочие группы представителей НКО и органов власти для решения конкретных проблем. Например, проблемная дискуссия о социальном сиротстве привела к формированию рабочей группы по проектированию и запуску реформы региональной системы помощи детям и семье.

Участие в законотворческой деятельности.

Сотрудниками ПРПЦ-ПГП разработано 5 проектов законов Пермской области:

"О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина государственными и муниципальными служащими Пермской области" (Проект от 05.03.2001);

"О государственном социальном заказе в Пермской области" (принят Законодательным Собранием Пермской области в сентябре 2000 года);

"Об уполномоченном по правам человека в Пермской области" (отклонен Законодательным Собранием осенью 1998 года, весной 2000 года вновь принят к рассмотрению новым составом Законодательного Собрания, в ноябре 2000 года принят Законодательным собранием);

"О благотворительной деятельности на территории Пермской области" (отклонен Законодательным Собранием осенью 1999 года);

"О социальной защите населения на территории Пермской области" (принят Законодательным Собранием Пермской области осенью 1997 года);

Пермский "Мемориал" и ПООО ВОИ постоянно участвуют в разработке целевых муниципальных программ.

Участие в разнообразных институциональных "переговорных площадках".

Так председатель областной организации ВОИ является членом правления Областного фонда социальной поддержки населения, членом конфликтной комиссии по распределению спецавтотранспорта Областного комитета социальной защиты населения, членом Коллегии Комитета по молодежной политике администрации Пермской области. В председатели районных организаций ПООО ВОИ работают в составе советов по делам инвалидов.

Проведение и публикация гражданских экспертиз

На протяжении 2002 года "Пермской ассамблеей" и отдельными организациями, входящими в нее, были проведены:

гражданская экспертиза Генерального плана застройки г.Перми, выявлены и опубликованы факты, нарушающие права жителей на экологическую безопасность и т.п.

гражданская экспертиза городской инфраструктуры, расположения общественных зданий и транспортных потоков, выявлены барьеры жизнедеятельности

гражданская экспертиза системы помощи детям и семье, практики проведения реформы системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.п. Выявлены проблемные места и "точки роста" практики деятельности отдельных ведомств и учреждений. Разработаны комплексы мероприятий по проведению полномасштабной реформы системы помощи детям и семье.

Как правило, экспертиза проводится с привлечением серьезных профессиональных консультантов и ученых, сопровождается проблемными и экспертными совещаниями. Результаты экспертизы рассылаются "ключевым игрокам". В отношении последней гражданской экспертизы информация была заслушана комитетом по социальной политике Законодательного Собрания Пермской области, совещанием руководителей муниципальных образований, совещанием руководителей ведомств. В дальнейшем материалы гражданской экспертизы служат основанием для планирования деятельности "рабочих групп" и координационных советов.

Проведение гражданских переговоров

Полноценные гражданские переговоры как метод взаимодействия с властью были опробованы "Пермской ассамблеей" в отношении комплекса процедур воинского призыва. Переговоры оказались успешными. Протоколы подписаны сторонами и исполнены. В комплексе прав призывников рассматривалась и доступность социально-бытовых, социально-психологических и социально-правовых услуг.

Обращение в судебные органы (вплоть до Конституционного Суда).

Эксперты организаций, входящих в "Пермскую ассамблею" инициировали обращение граждан в суд, осуществляли патронаж, представляли консультационную, ресурсную и иную помощь. Ответчиками выступали отделения Пенсионного Фонда, Администрация г.Перми, Администрация и Медико-санитарная экспертиза, конкретные работник органов соцзащиты, Фонд социального страхования, работнки дошкольных и школьных учреждений и др. Ряд дел решены в досудебном порядке, выиграно не менее 15 исков.

Издание и распространение газет и специальных тематических брошюр и докладов.

Рассматриваемые организации издают газету "Личное дело" (ПРПЦ-ПГП), "Здравствуй" (ПООО ВОИ). Только за 2001-2002 год увидели свет 8 разнообразных тематических изданий.

Создание гражданских коалиций и проведение межсекторных взаимодействий.

"Пермская ассамблея" является коалицией 10 гражданских организаций. представляющих разные целевые аудитории. Все эти организации имеют опыт взаимодействия с сетевыми и иными партнерским организациями. А также бизнес-сообществом. Члены "Пермской ассамблеи" инициировали и принимали участие в проведении межсекторных общественных переговоров по уменьшению барьеров в экономике Пермской области

Проблемы взаимодействия с органами власти.

Эксперты рассматриваемых НКО указали следующие проблемы взаимодействия НКО и органов государственной власти и местного самоуправления

Отсутствие преемственности власти: с приходом каждого нового чиновника нужно заново проводить работу по пониманию проблем (например, инвалидности, гуманитарных прав и т.п.) не на понятийно-бытовом уровне, а на уровне человека на государственной службе. Непрофессионализм большинства чиновников чиновников.

Бюрократический характер системы управления и исполнения органов власти ведет к тому, что наличие пробела в законодательстве воспринимается как основание для возникновения "порочного" круга, когда один чиновник ставит свое принятие решения в зависимости от решения другого чиновника, который в свою очередь ждет решение первого

Отсутствие в законодательстве и в общественной практике механизмов, обеспечивающих правоприменение конкретным чиновником достигнутых договоренностей в результате проведения общественных переговоров, экспертиз (саботаж и безответственность конкретных исполнителей)

Превалирование ведомственных интересов, как над общественными, так и над собственно государственными.

Отсутствие сбалансированного законодательства прямого действия.

Большие права ведомств в нормотворческой деятельности.

Неисполнение существующего законодательства. Декларирование прав и льгот без соответствующего бюджетно сопровождения

Нет полноценной государственной системы социальной реабилитации и профилактики. Отсутствие долгосрочных, перспективных программ. "Кампанейщина" в решении проблем. Тем самым происходит непозволительная в условиях дефицита трата бюджетных средств.

Длительный промежуток времени, затрачиваемый на решение возникающей проблемы, приводит к тому, что изменяется ситуация, повлекшее ее возникновение, граждане, заинтересованные в ее решении, утрачивают интерес к достижению результата

Правовая безграмотность и пассивность большинства пользователей социальных благ и услуг.

Баръерность среды жизнедеятельности.

Основные механизмы взаимодействия НКО с органами местного самоуправления для решения проблем бедности

Представляется, что наиболее перспективным может быть следующий алгоритм деятельности НКО по взаимодействию с органами местного самоуправления в решении проблем бедности.

1. Необходимо привлечь внимание "ключевых игроков" и местного сообщества к асимметрии в решении проблем предоставления социальных услуг и проблем бедности. Необходимо провести ряд "настроечных" дискуссий и экспертных обсуждений для формирования принципиального базового понимания необходимости решения этой проблемы.

2. Проведение гражданской экспертизы системы распределения социальных услуг с выделением компетенций разных уровней и ветвей власти для идентификации переговорных сторон.

3. Формирование "пакета предложений" по уменьшению административных барьеров доступа беднейшего населения к социальным услугам.

4. Формирование "пула" заинтересованных НКО и экспертов.

5. Запуск "переговорного процесса", возможно "пилотно" в отношении ограниченного круга социальных сервисов.

6. Идентификация и использование всех типов "переговорных площадок" с властью для решения проблем доступа к социальным услугам в фокусе преодоления бедности.

7. Проведение гражданских переговоров. Создание рабочей группы. Разработка конкретного проекта.

8. Формирование благоприятной административной, общественной и экспертной среды для реализации проекта.

9. Реализация проекта органами местного самоуправления. Гражданский контроль над проектом.

10. Мониторинг достижения поставленных целей. Мультиплицирование положительных результатов.

В отношении тех вопросов, которые находятся в ведении федеральных и региональных органов власти необходимы взаимодействие ассамблей и сетевых организаций, а также других партнерских НКО. Выработка аргументов через проведение других ситуативных мониторингов и экспертиз. Запуск систем формирования благоприятного общественного мнения и стимулирования общественного интереса с фокусом на решение проблем бедности. А далее скоординированная деятельность НКО и экспертного сообщества в запуске федерального (регионального) переговорного процесса.

Серьезным ограничителем при этом могут стать приближающиеся выборные кампании, которые сделают власть менее договоропригодной в связи с широким спектром причин.

 Пермская Ассамблея / Исследования






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.