Детский мега-проект Пермской ассамблеи

Главная / Реформа региональной системы защиты детей-сирот

Основы системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области

Открытое партнерство
"ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ"

1. Введение

1.1. Современная ситуация в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области

По данным Комитета социальной защиты населения Пермской области в семьях, получивших статус малообеспеченных, проживает 270 тысяч детей. Около 20 тысяч несовершеннолетних проживает в семьях, находящихся в социально опасном положении. Работу по социальной реабилитации несовершеннолетних осуществляют 40 специализированных учреждений социальной защиты населения, в 2003 году в них прошли реабилитацию 5405 детей, 64% из их числа были возвращены в родные семьи, 11% детей переданы под опеку, на усыновление и приемные семьи, 18% переданы в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2,6% (139 воспитанников) от общего числа подопечных специализированных учреждений проходят реабилитацию в семейных воспитательных группах. Комитетом социальной защиты населения Пермской области в восьми районах области осуществляется проект "Возвращение домой" по реабилитации семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В рамках проекта 53 куратора - участковых специалиста по социальной работе с семьей осуществляют социальный патронат в отношении 280 малообеспеченных семей, в которых проживает 635 несовершеннолетних.

В то же время профилактика как основное направление деятельности по преодолению социального сиротства по-прежнему остается наиболее слабой и неразработанной частью социальной политики органов государственной власти и местного самоуправления. В области отсутствует единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения высокоэффективной профилактической работы. Реабилитационные учреждения социальной защиты населения в основном ведут работу по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению. Деятельность по возвращению детей в родные семьи, реабилитация и социальный патронат семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводится в режиме апробации и разработки методик, и не имеет нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Отсутствует система информирования и консультирования нуждающихся в социальной помощи граждан и семей о социальных услугах. Отсутствует реальная координация и взаимодействие органов власти по обеспечению прав ребенка. Помощь нуждающимся различными ведомствами осуществляется разрозненно, по разным основаниям и из-за отсутствия эффективной координации не представляет собой комплекса мероприятий. Не выполняются нормативы обеспечения кадрами органов опеки и попечительства (1 специалист на 5000 детского населения). Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом увеличивается. 79% детей (3041 ребенок), выявленных в 2003 году, являются социальными сиротами. Анализ причин социального сиротства показывает, что увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с уклонением родителей от воспитания (2003 г. - 994 чел., 2002 г. - 757 чел., 2001 - 638 чел.), в связи с лишением родительских прав (2003 г. - 1230 чел., 2002 г. - 1214 чел., 2001 г. - 842 чел.). Общее количество неблагополучных семей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, на 01.01.2004 г. составляет более 12 тысяч. Ежегодно их число растет (2002 г. - 11053, 2001 г. - 10 263).

К началу 2004 года на учете органов опеки и попечительства Пермской области состояло 22006 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большая часть этих детей передана под опеку (42%), 33% детей усыновлено (7247 детей), 21% воспитывается в государственных учреждениях (в т.ч. в домах ребенка), доля детей, переданных в приемные семьи, составляет 4% (943 ребенка), на патронатное воспитание передано 703 ребенка, что составляет 3% от числа всех детей-сирот и 17,5% от общего числа воспитанников детских домов. Число замещающих семей ежегодно увеличивается, но их доля по-прежнему невелика. По состоянию на 01.01.2004 года из 52 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 34 ведется работа по устройству детей на патронатное воспитание.

В Пермской области имеется многолетний опыт разработки и апробирования различных моделей замещающих семей, работает большое число специалистов, обладающих инновационным опытом работы с замещающими семьями. Имеется законодательная база, обеспечивающая приоритетность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. В 1997 году был принят Закон Пермской области № 771-112 "О приемной семье". В 1999 году Указом губернатора Пермской области № 103 "О мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" профилактика социального сиротства и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (под опеку, в приемную семью, на патронатное воспитание) были утверждены в качестве приоритетных направлений деятельности. В 2000 году был принят Закон Пермской области № 1129-164 "О патронатном воспитании". В 2001 году Указом губернатора Пермской области № 184 "О развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите" был намечен перечень мероприятий, призванных обеспечить приоритетность устройства в семьи и развитие форм семейного устройства детей, находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях (на патронатное воспитание и в семейные воспитательные группы).

В 2002 году силами Пермской гражданской палаты была проведена гражданская экспертиза региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства. По результатам представленной экспертизы на Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка, было принято решение о реформировании региональной системы помощи детям и семье. В 2002 году создан Межведомственный совет по разработке и реализации реформы региональной системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. В 2003 году в рамках социального проекта "Реформирование системы профилактики социального сиротства (организационно-экономическая модель управления системой)", в соответствии с Программой реформирования общественных ресурсов, в трех пилотных территориях области (Чайковском, Лысьве и Нытвенском районе) были созданы и отработаны модели системы профилактики социального сиротства.

Ежегодно от 900 до 1100 детей направляются в детские дома, около 75% поступает из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Существенно меняется контингент воспитанников: большинство воспитанников - дети подросткового возраста, нуждающиеся в социальной и медицинской реабилитации, семейное устройство этих воспитанников объективно затруднено, в то же время в образовательных учреждениях для детей-сирот остро ощущается нехватка специалистов по социальной реабилитации и адаптации таких подростков. Отсутствуют или не используются современные эффективные технологии и альтернативные программы реабилитации трудных, запущенных детей.

Ежегодно из образовательных учреждений для детей-сирот выпускается более 300 воспитанников. По-прежнему остро стоит вопрос их дальнейшего жизнеустройства. Значительные трудности возникают у выпускников детских домов при трудоустройстве, в связи с отсутствием жилья и социального сопровождения. Сегодня в обеспечении жильем нуждается около 5 000 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа - эта цифра соответствует общему числу выпускников детских домов за последние 15-20 лет. В территориях отсутствуют специальные муниципальные жилищные фонды для временного проживания выпускников детских домов. Только в трех городах области открыты группы постинтернатной адаптации выпускников детских домов.

На сайт ПРПЦ-ПГП






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.