Детский мега-проект Пермской ассамблеи

Главная / Реформа региональной системы защиты детей-сирот

Основы системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области

Открытое партнерство
"ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ"

1. Введение

1.3. Основные направления реформирования деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области

В настоящее время в Пермской области созданы необходимые условия для значительного сокращения социального сиротства. Более чем десятилетний опыт внедрения различных моделей замещающей семьи сформировал состав специалистов, администраторов и экспертов, который может стать кадровой основой для деятельности в этом направлении. Развитая законодательная база, внедрение института приемной семьи и патронатного воспитания, успешное экспериментальное применение технологий раннего вмешательства (социального патроната) создают условия для постепенного перехода от экспериментов в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей к массовому освоению нововведений широким кругом учреждений и специалистов. Наличие общественных организаций, готовых к сотрудничеству с органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, создает благоприятный социальный климат для активизации деятельности в этом направлении.

Вместе с тем, основным объектом современной профилактики социального сиротства в Пермской области по-прежнему является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и являются основной причиной социального сиротства. Органы государственной власти и местного самоуправления Пермской области практически не предпринимают целенаправленных действий по ранней, докризисной профилактике социального сиротства. По-прежнему основной способ реагирования органов опеки на ребенка, оставшегося без попечения родителей и не востребованного родственниками или усыновителями - помещение его в детский дом. Основная забота большинства учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворение витальных потребностей ребенка, при этом в основной своей массе дети остаются не подготовленными к реальной жизни в обществе. По-прежнему подавляющее большинство выпускников интернатных учреждений не имеют возможностей для позитивной социализации и опускаются на "социальное дно" в течение первых лет жизни вне интерната. Несмотря на предпринимаемые усилия, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему несистемна, ведомства разобщены, координация формальна.

Для кардинального повышения социальной эффективности деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области, эта деятельность должна приобрести системный характер, стать более адекватной современной социальной ситуации и быть приоритетно ориентированной на защиту права ребенка на воспитание в семье. В этих целях необходимо продолжить и активизировать начатый в конце 90-х годов процесс реформирования государственной политики Пермской области в сфере защиты прав и интересов детей.

Задачи реформы:

  • значительное сокращение социального сиротства в Пермской области;
  • максимально возможная гуманизация положения детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, за счет обеспечения приоритета семейного устройства этих детей;
  • создание условий, позволяющих детям, оставшимся без попечения родителей, стать полноценными членами общества.

    Основные направления реформирования деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области:

    1. Создание региональной и муниципальных вертикалей органов исполнительной власти, отвечающих за профилактику социального сиротства и защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей. Реорганизация органов опеки и попечительства.

  • создание Комитета по защите прав детей администрации Пермской области;
  • создание муниципальных органов по защите прав детей с передачей им функций органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
  • создание муниципальными органами по защите прав детей сети уполномоченных служб;
  • заключение договоров, соглашений между Пермской областью и муниципальными образованиями Пермской области, отдельными региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления по предмету деятельности и финансированию региональных и муниципальных органов по защите прав детей.

    2. Создание межведомственной системы профилактики социального сиротства.

  • практическое введение статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите;
  • внедрение института социального патроната над семьями группы риска по социальному сиротству и других технологий раннего вмешательства, направленных на сохранение ребенка в кровной семье;
  • запуск системы ранней и докризисной профилактики социального сиротства;
  • создание служб информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям;
  • создание межведомственной системы сбора информации о семьях группы риска по социальному сиротству и детях, нуждающихся в государственной защите.

    3. Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

  • создание служб по устройству детей на воспитание в семьи и сопровождению замещающих семей;
  • постепенное преобразование большинства учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения по предоставлению патронатного воспитания и сопровождению патронатных воспитателей.

    4. Повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления Пермской области за физическое, психическое и интеллектуальное развитие и полноценную социализацию детей, нуждающихся в государственной защите.

  • повсеместное введение в практику органов и учреждений, работающих с детьми, Планов по защите прав ребенка и Индивидуальных планов комплексной реабилитации и развития ребенка;
  • введение института куратора ребенка, нуждающегося в государственной защите, отвечающего за исполнение Плана по защите прав ребенка;
  • введение процедур мониторинга физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите; в рамках мониторинга происходит регулярное (один раз в год) освидетельствование состояния и уровня развития ребенка и оценка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по выполнению Плана защиты прав ребенка.

    5. Разработка и внедрение дополнительных мер, обеспечивающих позитивную социализацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (18-23 года).

  • совершенствование, переработка и внедрение учебных и воспитательных программ, направленных на обеспечение права ребенка на частную жизнь и приобретение навыков, обеспечивающих его полноценную социализацию;
  • создание муниципальных служб постпопечительского патроната.

    6. Разработка и внедрение в Пермской области системы минимальных государственных социальных стандартов в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

    7. Создание единой системы обучения и переподготовки специалистов (в том числе замещающих родителей), работающих с детьми, нуждающимися в государственной защите (независимо от ведомств).

  • На сайт ПРПЦ-ПГП






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.