Детский мега-проект Пермской ассамблеи

Главная / Реформа региональной системы защиты детей-сирот

Основы системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области

Открытое партнерство
"ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ"

5. ОБеспечение системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей

5.3. Направления развития нормативно-правовой базы Пермской области в сфере защиты прав детей

Для обеспечения реализации целей профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, нормативно-правовая база Пермской области нуждается в следующих изменениях:

1. Разработка и утверждение государственных минимальных стандартов Пермской области в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Внесение изменений в Закон Пермской области "О патронатном воспитании", включающих определение целевой группы - детей, нуждающихся в государственной защите. Необходимо расширить эту категорию детей, включив в нее не только детей, получивших статус "ребенка, оставшегося без попечения родителей", но и детей, которым не обеспечен необходимый уровень нормальной жизнедеятельности. Новое понятие "дети, нуждающиеся в государственной защите" должно включить как "сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так и детей, живущих в родных семьях, чье благополучие невозможно обеспечить без вмешательства органа местного самоуправления.

В связи с новым содержанием понятия "дети, нуждающиеся в государственной защите" изменения в законе должны также коснуться момента передачи ребенка на патронатное воспитание. Возможность передачи на патронатное воспитание должна возникать с момента установления обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости ребенка в государственной защите. Данная форма передачи ребенка на патронатное воспитание может иметь место как в случаях временного изъятия ребенка из семьи на период социальной реабилитации, так и в случаях передачи ребенка на государственное попечение до момента установления факта утраты им попечения со стороны родителей.

3. Введение в региональное законодательство (Закон Пермской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства") понятия "семьи группы риска социального сиротства" и закрепление механизмов, обеспечивающих создание надежной социально-правовой основы для охраны и защиты семьи, женщин, детей и молодежи, в том числе путем закрепления механизма установления социального патроната в отношении семей группы риска социального сиротства.

4. Закрепление в региональном законодательстве механизма социального патроната. Этот механизм должен включать в себя меры материального, организационного и психологического характера, направленные на оказание содействия семье группы риска социального сиротства, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также контролирующие мероприятия, позволяющие оценить эффективность применяемых мер.

5. Принятие Закона Пермской области, включающего в себя различные механизмы работы с детьми и семьями, направленные на профилактику социального сиротства. Предполагается, что эта работа будет проводиться, помимо социального патроната семьи, в форме индивидуальной реабилитационной и адаптационной работы с детьми, нуждающимися в государственной защите. Осуществление данной деятельности необходимо возложить на единую систему органов по защите прав детей, задача которых заключается в создании условий, препятствующих появлению социального сироты.

6. Социальный патронат и индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в государственной защите, должна осуществлять специализированная служба органа по защите прав детей. При этом необходимо:

  • установить четкие приоритеты в области оказания услуг с большим упором на профилактическую работу, на нестационарные, амбулаторные услуги по месту жительства и на дому;
  • определить перечень тех мер, которые будут направлены на преодоление социальной ситуации, нахождение в которой позволяет считать семью неблагополучной или относить лицо к группе риска.

    7. На уровне Пермской области повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления возможно лишь путем нормативного преодоления их разрозненности через введение единой региональной вертикали органов исполнительной власти, отвечающих за профилактику социального сиротства и защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей и жесткую координацию их деятельности с учетом компетенции этих органов, определенной федеральным законодательством. Необходимо создание на региональном уровне координирующего органа, который будет отвечать за разработку государственной семейной политики, а также сети муниципальных органов по защите прав детей, работающих по принципу "одного окна" и системы уполномоченных служб при них. В их задачи входит координация деятельности уже существующих властных структур в сфере защиты прав детей, а также самостоятельное принятие соответствующих мер по защите прав ребенка в тех случаях, если они не входят в компетенцию ни одного из существующих на данный момент органов.

    8. В законодательстве Пермской области необходимо закрепить понятия "План защиты прав ребенка", "Индивидуальный план комплексной реабилитации и развития ребенка", "мониторинг развития ребенка" и предъявляемые к ним требования. Мониторинг развития ребенка отличается от традиционных "контрольных обследований" детей, находящихся под опекой государства и представляет собой не просто проверку условий жизни и воспитания ребенка, а мониторинг эффективности предусмотренных в Планах мероприятий, мер по воспитанию и созданию условий для полноценного развития детей данной категории. Проверка должна включать в себя оценку физического, психического и интеллектуального уровня развития ребенка, условий содержания и воспитания

    9. Предусмотреть в региональном законодательстве перечень мероприятий по осуществлению социального патроната в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23 лет).

    Закрепить в региональном законодательстве положения, касающиеся обеспечения "временным" жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до предоставления им гарантированного законодательством жилья на постоянной основе.

    В законодательстве Пермской области необходимо закрепить нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, позволяющие гарантировать этой категории граждан равные права и льготы на получение образования, труд, охрану здоровья, условия и возможности для обеспечения полноценной жизнедеятельности, адаптации и интеграции в общество. Введение механизмов стимулирующего характера (налоговых льгот, льготных условий получения государственного заказа, установления соответствующих почетных званий, другое).

    10. Предусмотреть в региональном законодательстве систему льгот, стимулирующих оказание благотворительной помощи детям, нуждающихся в государственной поддержке, а также семьям, в которые такие дети переданы на воспитание.

  • На сайт ПРПЦ-ПГП






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.