Детский мега-проект Пермской ассамблеи

Главная / Гражданский контроль интернатных учреждений

Критерии соблюдения прав человека в детских домах

Информированность о правах и обязанностях и возможности обращаться с жалобами

  • В учреждении есть документ о правах и обязанностях воспитанников.

  • Информация о правах детей доводится до детей в доступной форме.

  • Информация о правах детей доводится до воспитателей.

  • И персонал, и дети ясно понимают и обсуждают, какого поведения они ожидают друг от друга.

  • Дети знают, как и кому пожаловаться, если они не удовлетворены какой-либо стороной жизни в учреждении. К любой жалобе относятся со всей серьезностью и без промедления.

  • Есть письменные правила обращения с жалобами. Детям разъясняется порядок подачи жалоб. Детям известно, кому они могут пожаловаться на воспитателя.

    Учет мнения детей

  • Учитывается мнение детей по вопросам: организации досуга, одежды, питания, общение с родственниками, расходования личных средств и т.п.

    Уважение права ребенка на личную жизнь

  • Персонал уважает право ребенка на личную жизнь и конфиденциальность в той мере, в какой это согласуется с надлежащим выполнением учреждением функций попечения

  • У ребенка есть личный шкафчик, место для хранения личных вещей.

  • Ребенок свободно распоряжаться своими личными вещами. При поступлении в детдом ребенок может оставить себе вещи, которыми он дорожит.

  • Ребенок имеет личные средства и может самостоятельно распоряжаться ими.

  • Дети имеют место, где можно уединиться, и куда другие дети обычно не заходят без приглашения.

  • Комнаты детей закрываются изнутри. Воспитатель спрашивает разрешения войти в комнату детей. Ванные комнаты закрываются изнутри.

  • Дети могут приватно звонить и отвечать на звонки, не обращаясь к персоналу, детям предоставляются номера телефонов служб, с которыми они могут пожелать проконсультироваться конфиденциально.

  • Дети могут знакомиться с материалами своих личных дел.

    Обеспечение контактов в родственниками

  • При любой возможности приветствуется участие родителей, родственников и друзей ребенка в проводимых учреждением мероприятиях, если они и ребенок того желают. Контакты ребенка с родителями ограничиваются персоналом только на основании приказа суда или при наличии оснований полагать, что поведение родителя может угрожать причинением серьезного вреда ребенку либо другим детям в учреждении.

  • В детском доме есть комната, где дети могут уединиться со своими родственниками и другими заинтересованными лицами.

  • Что дети знают о правилах приема посетителей.

  • Организуются встречи с родителями или родственниками. Ведется поиск родственников ребенка.

  • Ведется работа по устройству детей в патронатные семьи.

    Обеспечение безопасной обстановки

  • Детям обеспечивается безопасная обстановка, в которой они защищены от причинения им вреда и от всех форм злоупотреблений.

  • Осуществляется надзор за поведением персонала в отношении детей.

  • Персонал знает о необходимых действиях, которые следует предпринять, если они заметили возможные факты злоупотребления в отношении ребенка или жестокого обращения.

    Индивидуальный подход к детям

  • Попечение и уход за ребенком осуществляются с уважением к его душевному состоянию, достоинству и индивидуальности. Детям обеспечивается возможность играть самостоятельно или в небольших группах по их выбору. Иногда детям позволяют не делать ничего конкретного, однако у них всегда есть на выбор ряд альтернатив.

  • У ребенка есть личное время, когда он предоставлен самому себе.

  • В учреждении есть дети, обучающиеся по индивидуальным программам.

  • Учреждение имеет четкие правила и методические рекомендации по защите детей, находящихся в самовольной отлучке.

  • Существует письменно оформленный порядок действий, которые следует предпринять в случае самовольной отлучки ребенка.

  • Ведется мониторинг самовольных отлучек. Выясняются ли их причины.

    Индивидуальное внимание и поддержка

  • Целенаправленное и спланированное воспитание и уход нацелены на то, чтобы помочь ребенку открыть в себе собственные способности и развить их, поддержать его развитие на пути к самостоятельности.

  • У ребенка есть один взрослый, которого он выделяет из других, с кем он может поделиться личными проблемами. Установлена ответственность каждого отдельного сотрудника за конкретных детей.

  • Детям обеспечивается индивидуальное внимание.

  • Есть специальный журнал учета всех принятых дисциплинарных мер.

  • Учреждение вносит плату за общеклассные мероприятия (походы в цирк и т.п.) в школе.

  • Отмечаются религиозные (там где есть дети, исповедующие данную религию) праздники.

  • С отстающими по школьной программе детьми проводятся индивидуальные занятия.

    Подготовка детей к самостоятельной жизни

  • Выделяются деньги на карманные расходы.

  • Дети имеют возможность покупать продукты и готовить самостоятельно. Дети имеют возможность стирать и гладить свои вещи.

  • У детей есть возможность выбирать одежду. Покупать туалетные принадлежности, косметику, средства ухода за кожей и волосами и гигиенические средства из обычного ассортимента таких товаров, в отношении которых они могу проявлять собственные предпочтения.
  • На сайт ПРПЦ-ПГП






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.