Детский мега-проект Пермской ассамблеи

Главная / Реформа региональной системы защиты детей-сирот

Стандарты качества для обеспечения прав детей, нуждающихся в государственной защите

Открытое партнерство
"ПЕРМСКАЯ АССАМБЛЕЯ"

Пермская гражданская палата

Стандарты качества для детских учреждений интернатного типа

4. Качество ухода и воспитания

4.1
Стандарт: процесс приема

Мероприятия по помещению ребенка в учреждение планируются и, где это уместно, согласовываются с ребенком. При этом проявляется чуткость и забота.

Критерии

4.1.1 Учреждение совместно с органом, направляющим ребенка в учреждение, прилагает разумные усилия для получения всей необходимой информации заблаговременно, а в экстренных случаях - во время приема ребенка в учреждение. Это включает в себя получение всех предусмотренных правилами документов и проведение предварительной оценки потребностей ребенка.

4.1.2 И ребенок, и его родители, и учреждение готовы к помещению ребенка в учреждение, насколько это возможно (за исключением экстренных случаев). Существует порядок представления ребенку учреждения, персонала и проживающих в учреждении детей.

4.1.3 По возможности организовывается встреча с родителями у них дома или в другом удобном для них месте для установления позитивных отношений с родителями, выяснения ситуации, в которой они живут, и предоставления им информации об учреждении.

4.1.4 Где это уместно, детям и их семьям предоставляется возможность посещения учреждения до помещения в него ребенка. Дети и родители посещают учреждение вместе или раздельно, в зависимости от того, одобряют ли родители помещение ребенка в учреждение и согласны ли с его необходимостью.

4.1.5 После помещения в учреждение ребенку предоставляется устная и письменная информация, привлекательно и доступно оформленная, о фактах, которые детям необходимо или желательно знать. Действующие в учреждении правила неоднократно разъясняются в ясной и доступной для понимания ребенка форме.

4.1.6 Детям предлагают взять с собой вещи, которыми они дорожат. Такое желание поощряется, и уделяется должное внимание обеспечению надежного хранения этих вещей.

4.1.7 Орган, направляющей ребенка в учреждение, и учреждение помогают родителям справиться со своими чувствами в связи с передачей ребенка под опеку учреждения.

4.2
Стандарт: обстановка и отношения в процессе попечения и ухода за ребенком

Детям обеспечивается уход и воспитание в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка и оказывается содействие в их разностороннем и гармоничном развитии.

Критерии

4.2.1 Попечение и уход за ребенком осуществляются с уважением к его душевному состоянию, достоинству и индивидуальности.

4.2.2 Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка осуществляется так, чтобы развить в нем самоуважение и поощрить к достижению успехов, учитывая его пол, возраст, способности и состояние здоровья. Индивидуальное внимание и поддержка, целенаправленное и спланированное воспитание и уход нацелены на то, чтобы помочь ребенку открыть в себе собственные способности и развить их, поддержать его развитие на пути к самостоятельности.

4.2.3 Учреждение принимает четкие и позитивные меры по обеспечению для детей возможности соблюдения и сохранения их религиозных, расовых, культурных и языковых идентичности и традиций.

4.2.4 Персонал знает об уровне развития каждого ребенка, так что требования персонала к конкретному ребенку, например, относительно воспитанности и опрятности, эмоционального самовыражения, соответствуют возрасту и индивидуальности ребенка.

4.2.5 Количество детей в группе и количество воспитателей должны обеспечивать индивидуальный уход и воспитание каждого ребенка.

4.2.6 Время проведения и процедуры повседневной деятельности являются достаточно гибкими, позволяя персоналу реагировать на индивидуальные различия детей.

4.2.7 Директором четко установлена ответственность каждого отдельного сотрудника за конкретных детей с целью обеспечения удовлетворения индивидуальных потребностей детей и непрерывности ухода.

4.2.8 Персонал создает позитивный климат и атмосферу участия, взаимодействует с детьми в теплой и дружеской манере. Персонал устанавливает с детьми эмоционально-доверительные отношения, дающие возможность чутко отзываться на потребности каждого ребенка, так чтобы передать чувство уважения к каждому ребенку. Персонал не обращается к детям как единой группе, а проявляет понимание существующих различий между детьми.

4.2.9 В учреждении существует систематическая стратегия воспитания детей в духе принятия и поддержки детей с дополнительными потребностями (например, хронически больным, инвалидам и др.). Насколько это возможно, таких детей интегрируют в программу для всех детей и удовлетворяют их дополнительные потребности как часть повседневной программы.

4.2.10 Программа учреждения позволяет детям развить устойчивые и доверительные человеческие отношения в небольшой группе и с ограниченным числом персонала, осуществляющего непосредственный уход, с целью содействия их социальному и эмоциональному развитию. Персонал поощряет каждого ребенка к выражению личных чувств, где и когда это уместно, учит ребенка конструктивно справляться с негативными эмоциями.

4.2.11 Детям оказывают помощь в преодолении трудностей, вызванных неблагоприятными условиями их развития, утратами и ощущением депривации.

4.2.12 Персонал активно работает с детьми над тем, чтобы помочь им выработать позитивное социальное поведение, навыки решения проблем и самоконтроль. Персонал дает детям понять, что от них ожидают уважительного отношения друг к другу, и поощряет проявление сотрудничества, взаимопомощи и дружбы между детьми независимо от их пола и/или других различий.

4.2.13 Любые случаи дискриминации признаются злоупотреблением, серьезно и последовательно разбираются руководством и персоналом как между собой, так и с детьми. Персонал оказывает помощь и поддержку детям, которые могут испытывать дискриминацию или предвзятое отношение, будь то в учреждении или в местном сообществе.

4.3
Стандарт: поддержание отношений

Учреждение поощряет детей и оказывает им помощь в поддержании контактов с родителями, семьей и другими важными лицами.

Критерии

4.3.1 Компетентный орган обеспечивает персонал письменным руководством, разъясняющим права детей, родителей и других лиц на поддержание контактов.

4.3.2 Подробности организации контактов обсуждаются при приеме ребенка в учреждение и детализируются в плане попечения и ухода. Эти подробности включают также любые ограничения контактов, наложенные судом или органом опеки для защиты ребенка.

4.3.3 Интересы и контакты, которые были у ребенка на момент поступления в учреждение и развившиеся за время пребывания в нем, ценятся и поощряются в той мере, в какой они не противоречат благополучию и безопасности ребенка или других детей, проживающих в учреждении. При любой возможности и с согласия детей, проживающих в учреждении, приветствуется участие родителей, родственников и друзей ребенка в проводимых учреждением мероприятиях, если они и ребенок того желают.

4.3.4 Персонал способствует контактам между ребенком и членами его семьи, друзьями и другими заинтересованными лицами, как это оговорено в плане попечения и ухода (соглашении о помещении ребенка в учреждение), если только орган, направивший ребенка в учреждение, не уведомляет его о противном. Персонал работает в тесном сотрудничестве с социальными работниками, направляющими детей в учреждение, для содействия позитивным контактам с родителями и семьей, как определено планом попечения и ухода за ребенком.

4.3.5 Персонал помогает ребенку обеспечить поддержание регулярных контактов с профессиональными посетителями (например, социальным работником), которые отвечают за его благополучие.

4.3.6 Контакты ребенка с родителями ограничиваются персоналом только на основании приказа суда или при наличии оснований полагать, что поведение родителя может угрожать причинением серьезного вреда ребенку либо другим детям в учреждении. Ограничение контактов имеет место лишь по консультации с органом, направившим ребенка в учреждение, за исключением случаев, когда ребенок непосредственно находится под угрозой причинения серьезного вреда. Ограничение посещений родителей или общения ребенка с родителями, семьей, друзьями и важными профессионалами никогда не применяется в качестве дисциплинарной меры.

4.3.7 Учреждение обеспечивает надлежащие условия для посещения родителями, родственниками или другими заинтересованными лицами. Если это уместно, принимаются меры по созданию возможностей для уединения и поддержки детей и их семей. Надзор за посещениями ребенка осуществляется персоналом только тогда, когда это необходимо для гарантирования безопасности ребенка, если это оговорено в плане попечения и ухода, или если об этом просит сам ребенок.

4.3.8 В учреждении существуют правила и методическое пособие о том, как поступать в случае, когда ребенок отказывается видеть посетителя, или когда посетителю отказано в доступе в учреждение. Если ребенок упорно отказывается контактировать с родителями, или такие контакты, по мнению персонала, причиняют ребенку страдания и наносят вред его благополучию, персонал сообщает об этом органу, направившему ребенка в учреждение.

4.3.9 Обеспечивается обучение персонала для развития навыков и понимания работы с детьми и семьями.

4.4
Стандарт: уход, воспитание и контроль

Реакцией на неприемлемое поведение ребенка является принятие дисциплинарных мер, одобренных компетентным органом в соответствии с применимыми нормами.

Критерии

4.4.1 В учреждении существуют четко описанные правила, процедуры и методическое пособие для персонала по мерам контроля, дозволенным дисциплинарным мерам и мерам поощрения детей за примерное поведение. Эти правила утверждаются надлежащим органом. И персонал, и дети ясно понимают, какого поведения они ожидают друг от друга, и это обсуждается проживающими и работающими в учреждении.

4.4.2 Ребенок, персонал и другие важные взрослые информированы о том, каким образом учреждение собирается реагировать на опасное поведение, о применяемых дисциплинарных мерах и о том, как они соотносятся с неприемлемым поведением.

4.4.3 Применяемые учреждением меры контроля разъясняются органу, направляющему ребенка, ребенку и родителям/опекунам до помещения ребенка в учреждение, а в экстренных случаях - в момент его приема.

4.4.4 Персонал способен установить безопасные, логически последовательные и понятные границы приемлемого поведения детей и поддерживать соблюдение этих границ.

4.4.5 Меры контроля основаны на установлении позитивных отношений с детьми и предназначены для оказания помощи ребенку, а не его наказания. Такие меры являются справедливыми, последовательно применяются и поощряют к исправлению и восстановлению первоначального положения. Любые меры, принятые в ответ на неприемлемое поведение, относятся к совершенному проступку, являются разумно необходимыми, принимаются по времени как можно ближе к моменту совершения проступка и соответствуют возрасту, интеллектуальному уровню и индивидуальным потребностям ребенка. Физическое пресечение применяется только с целью защиты ребенка или других людей от непосредственного причинения телесного повреждения.

4.4.6 Учет всех принятых дисциплинарных мер ведется в специально предназначенном для этого журнале, который содержит перечень дозволенных дисциплинарных мер и последствий. Запись в журнале включает имя ребенка, подробности неприемлемого поведения, характер дисциплинарных мер, имена присутствующих сотрудников, подпись лица, уполномоченного компетентным органом. Записи о принятых по отношению к ребенку дисциплинарных мерах и мерах пресечения также хранятся в его личном деле.

4.4.7 Журнал учета дисциплинарных мер регулярно просматривается руководством учреждения, и их замечания относительно справедливости дисциплинарных мер или применения мер пресечения и действий, которые следует предпринять, записываются в журнал. За принятием дисциплинарных мер и мер пресечения также следят соответствующие органы.

4.4.8 Всем детям предоставляется возможность обсудить инциденты и высказать свое мнение либо индивидуально, либо при проведении регулярных диспутов, во время которых дети и взрослые могут обсудить вопросы опасного поведения. В случае принятия к детям дисциплинарных мер или мер пресечения поощряется занесение их точки зрения в журнал записи учета дисциплинарных мер.

4.4.9 В учреждении разработаны процедуры и методическое пособие по привлечению органов МВД, согласованные с местным органом МВД.

4.5
Стандарт: образование

Учреждение активно способствует образованию детей - ценному самому по себе и как часть подготовки детей к взрослой жизни.

Критерии

4.5.1 Дети имеют доступ к образованию, и в этом отношении проживание вне своей семьи не ставит их в невыгодное положение. При любой возможности принимаются меры к тому, чтобы дети продолжали посещать свои школы или вернулись в них. В случаях, когда дети имеют особые образовательные потребности, им обеспечивают соответствующее образование и образовательную поддержку.

4.5.2 В контексте плана попечения и ухода за ребенком родителей поощряют к проявлению интереса и участию в образовании ребенка. Когда собственные родители ребенка не могут выполнят функции заинтересованных и поддерживающих родителей, эту роль принимает на себя персонал. Определенный сотрудник учреждения берет на себя ответственность за то, чтобы лично знать об успехах и проблемах ребенка в школе, поддерживать регулярную связь с учителями и посещать родительские собрания. Учреждение следит за успеваемостью детей в школе, в том числе, где это уместно, предлагает детям поддержку в учебе.

4.5.3 Личное дело каждого ребенка содержит историю его образования, включая подробности об успехах, конкретных достижениях и образовательных потребностях. Табели успеваемости также подшиваются к личному делу ребенка. Персонал знаком с историями образования и образовательными потребностями детей в учреждении.

4.5.4 Учреждение поддерживает хорошие рабочие взаимоотношения со школами, посещаемыми детьми на попечении учреждения, включая регулярное общение с соответствующими специалистами. Персонал предупреждает местный орган образования, орган, направляющий детей в учреждение, и школы об образовательных потребностях детей на попечении учреждения.

4.5.5 Персонал способствует, поддерживает и поощряет в детях стремление к получению дальнейшего образования в высшей или профессиональной школе и к трудоустройству. Персонал поддерживает хорошие связи со службами занятости и работодателями, имеет последнюю информацию о возможностях трудоустройства, порядке регистрации в службе занятости и обращения за пособием.

4.5.6 Учреждение приобретает для каждого ребенка необходимое учебное оборудование, книги и принадлежности, оплачивает школьное питание, экскурсии, мероприятия и т.п. Учреждение располагает соответствующей подборкой книг, материалов для чтения и учебных пособий. Дети поощряются к пользованию библиотеками.

4.5.7 Детям обеспечиваются надлежащие условия для учебы и приготовления домашних заданий, что активно поощряется и поддерживается.

4.5.8 Персонал оказывает всевозможное содействие и всячески стимулирует детей к полному раскрытию их образовательного потенциала, способствует их участию во внеклассной работе и выполнению домашних заданий и помогает им в этом.

4.5.9 Учреждение соответствующим образом организовывает проезд детей в школу и обратно. При необходимости обеспечивается сопровождение детей в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

4.6
Стандарт: охрана здоровья

Учреждение активно способствует охране здоровья каждого ребенка.

Критерии

4.6.1 Дети обеспечиваются полезной и питательной пищей в надлежащих количествах и с учетом их потребностей и пожеланий.

4.6.2 Учреждение имеет письменные правила, процедуры и методическое пособие для оперативного персонала по вопросам охраны здоровья детей. Это включает обеспечение информации о здоровом образе жизни, обеспечение непрерывности лечения детей, ответственность персонала за повседневные мероприятия по охране здоровья и санитарному просвещению, а также вопросы конфиденциальности. Детям в учреждении обеспечивается доступность программ санитарного просвещения в соответствии с их возрастом и уровнем развития.

4.6.3 Учреждение прилагает разумные усилия для получения и регистрации как можно более четкой, полной и последовательной медицинской информации о каждом ребенке за как можно более длительный период.

4.6.4 По каждому ребенку составлен четкий письменный план, охватывающий профилактические мероприятия, осмотры у стоматолога, окулиста и отоларинголога, проверки развития, специфические терапевтические процедуры или коррективные программы в отношении физического, эмоционального и психического здоровья. При необходимости к принятию решений относительно медицинских потребностей ребенка привлекаются родители и другие заинтересованные лица.

4.6.5 Периодичность медицинских осмотров и выписки заключения о состоянии здоровья отвечает нормативным требованиям, включая оценку перед поступлением ребенка в учреждение или как можно раньше после этого. Учреждение организует для ребенка необходимое обследование и лечение у терапевта, стоматолога и окулиста.

4.6.6 Персонал принимает активное участие в мониторинге состояния здоровья детей в учреждении и содействии сохранению детьми своего здоровья. Обеспечивается обучение персонала по вопросам охраны здоровья детей, за которыми они ухаживают, и оказанию первой помощи.

4.6.7 Местные службы здравоохранения, например, детские консультации и службы психиатрической помощи, предупреждаются об особых медицинских потребностях детей в учреждении.

4.6.8 Одному из сотрудников учреждения вменяется в обязанность ведение истории болезни и контроль над показателями состояния здоровья отдельного ребенка в течение его пребывания в учреждении.

4.6.9 В учреждении есть четкие правила, отображающие методы поддержки, совета и контроля для удержания детей от курения и злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами и информирования их об опасности для здоровья этих привычек. В случае, если у персонала есть основания подозревать, или есть доказательства, что здоровье ребенка поставлено под угрозу злоупотреблением алкоголя или наркотиков, ребенок убеждается в необходимости принятия помощи медико-консультационных служб. Персоналу запрещено курить или употреблять алкоголь в служебное время, особенно в присутствии детей.

4.7
Стандарт: досуг

Дети имеют широкие возможности для содержательного досуга и развлечений как в учреждении, так и в местном сообществе.

Критерии

4.7.1 Детей поощряют к участию в мероприятиях, которые учитывают их возраст и наклонности, культуру, религию, способности и состояние здоровья. Участие в таких мероприятиях не отменяется и не предотвращается, если только для этого не имеются веские причины, которые полностью фиксируются.

4.7.2 Существует надлежащий баланс свободного и контролируемого времени в структуре дня. Расписание планируется с учетом потребностей, способностей и интересов детей. Расписание не является жестким и позволяет вносить изменения в случае непредвиденных перемен в обстоятельствах или для учета индивидуальных потребностей и способностей. Детям обеспечивается возможность играть самостоятельно или в небольших группах по их выбору. Иногда детям позволяют не делать ничего конкретного, однако у них всегда есть на выбор ряд альтернатив.

4.7.3 Отмечаются дни рождения, именины, культурные и религиозные (там где есть дети, исповедующие данную религию) праздники, и дети принимают участие в подготовке этих мероприятий вместе с персоналом.

4.7.4 Персонал знает о местных объектах для проведения досуга и поощряет детей к пользованию ими.

4.7.5 Учреждение располагает достаточными средствами для финансирования мероприятий в свободное время, обеспечения содержательного проведения выходных и праздничных дней, включая оказание финансовой поддержки для индивидуальной деятельности детей в часы досуга и хобби.

4.7.6 Детям созданы возможности для развлечения и получения информации с помощью радио, музыкальных систем, телевидения, компьютера, газет, книг, журналов и др. с учетом соответствующих правил и рекомендаций.

4.7.7 Поездки на развлекательные или познавательные мероприятия поощряются и/или организовываются персоналом. Транспорт, используемый для этой цели учреждением, не несет на себе никаких обозначений, делающих его отличным от обычных автомобилей и автобусов, перевозящих детей, например, эмблема, название организации, обозначение и т.п., что могло бы вызвать в детях ощущение неловкости.

4.7.8 Детей поощряют к тому, чтобы планировать свою деятельность вместе с персоналом и высказывать свою точку зрения. Персонал беседует с детьми, занимается с ними, делится опытом.

4.8
Стандарт: питание и приготовление пищи

Дети обеспечиваются питанием в достаточном количестве, еда надлежащим образом приготовлена с учетом их потребностей и пожеланий. Кроме того, дети имеют возможность покупать продукты и готовить самостоятельно.

Критерии

4.8.1 Приемы пищи проводятся организованно и проходят в приятной атмосфере неформальной встречи. Питание обеспечивается в достаточном количестве, еда хорошо приготовлена, аппетитно выглядит, полезна и питательна. Персонал знает об особенностях питания каждого ребенка, включая обусловленные религиозным, этническим и культурным воспитанием, а также состоянием здоровья.

4.8.2 Учреждение располагает соответствующим и достаточным оборудованием, применяемым в сфере общественного питания; холодильно-морозильное оборудование и оборудование для хранения продуктов питания отвечает установленным требованиям. Помещение и оборудование кухни отвечает установленным требованиям гигиены питания, требованиям здравоохранения в аспекте окружающей среды и нормам охраны труда.

4.8.3 Детей никогда не лишают пищи в качестве дисциплинарной меры и не заставляют есть. Не нарушается обычная процедура принятия пищи из-за поведения ребенка или под предлогом того, что он подвергает опасности себя или других.

4.8.4 В учреждении существует гибкий, с привлечением детей, порядок закупки продуктов питания, приготовления еды и принятия пищи.

4.8.5 Персонал содействует здоровому режиму питания и привлекает детей к составлению меню, а также к покупке продуктов и их приготовлению. При этом учитываются их конкретные потребности, пожелания и предпочтения.

4.8.6 В учреждении, в котором дети находятся на пути к самостоятельной жизни, имеются безопасно и надлежащим образом оборудованные помещения, где они могут научиться готовить и делать покупки. Эти помещения не используются для надзора за детьми со стороны взрослых и контакта с детьми без инициативы со стороны детей.

4.9
Стандарт: внешний вид, одежда, личные деньги

Дети адекватно обеспечиваются на индивидуальной основе и поощряются к тому, чтобы проявлять собственные предпочтения в выборе одежды и личных необходимых вещей.

Критерии

4.9.1 Дети хорошо и адекватно одеты с учетом современной моды и стиля. Дети обеспечиваются одеждой индивидуально и не пользуются ей совместно (кроме тех случаев, когда это является личным выбором ребенка, производится по согласованию между детьми и не выходит за рамки аналогичного обычного единовременного обмена одеждой родственников в семье).

4.9.2 Дети имеют возможность покупать туалетные принадлежности, косметику, средства ухода за кожей и волосами и гигиенические средства из обычного ассортимента таких товаров, в отношении которых они могу проявлять собственные предпочтения и держать их исключительно для собственного пользования.

4.9.3 Дети знают, на какие суммы личных денег они имеют право, для чего они предназначены, и каков порядок их получения. Дети могут делать спонтанные покупки за счет своих карманных денег. Хотя их наставляют, они способны делать собственный выбор в отношении одежды и внешнего вида.

4.9.4 Дети хорошо знают о том, какие суммы выданных им денег следует потратить на те или иные товары, каково назначение квитанций, и каковы последствия неразумной траты их денежного содержания.

4.9.5 Детей поощряют к самостоятельному ведению своих финансовых дел, помогая им с составлением бюджета, открытием сберегательного счета, производством покупок, при наставлениях и обучении со стороны персонала.

4.9.6 В учреждении существуют правила принятия персоналом подарков от детей и детям.

4.10
Стандарт: подготовка к самостоятельной жизни, поддержка и помощь по окончании пребывания ребенка в учреждении

Детям обеспечивается уход и воспитание, подготавливающее их к самостоятельной жизни, и поддержка по окончанию пребывания в учреждении.

Критерии

4.10.1 Содействие развитию детей в самостоятельных людей является неотъемлемым элементом воспитания в учреждении. С учетом возраста ребенка, учреждение помогает и делает возможным приобретение практических навыков и знаний, необходимых в повседневной жизни, развивает знания и умение вести свои финансовые дела и готовит к будущей трудовой жизни - путем либо продолжения образования, либо трудоустройства с полным или неполным рабочим днем. По мере взросления ребенка ему передают все больше ответственности по всем касающимся его вопросам.

4.10.2 Существует ясный план работы с детьми, которые вскоре должны покинуть учреждение. План детализирует их подготовку к этому событию и мероприятия по их последующей поддержке. С детьми советуются и привлекают их ко всем обсуждениям и решениям относительно планов по их дальнейшей опеке и поддержке в учреждении и после того, как они его покинут.

4.10.3 Детям предлагают на выбор несколько вариантов их устройства в зависимости от ситуации, в которой находится конкретный ребенок, например, полунезависимое или независимое проживание в квартире, при учреждении или поблизости от него, проживание в данном населенном пункте с оказанием поддержки или независимо.

4.10.4 В тесном сотрудничестве с органами, направляющими детей в учреждение, персонал оказывает активную поддержку и помощь детям в оценке будущих образовательных программ или курсов или в поиске места работы.

4.10.5 Детям предоставляется информация об их правах на услуги и об источниках поддержки и помощи после того, как они покинут учреждение.

4.10.6 Принимается во внимание важность учреждения как одного из мест, к которому ребенок испытывает привязанность. Покинув, учреждение, дети могут поддерживать контакты с учреждением, персоналом и друзьями. При необходимости оформляется соглашение между персоналом и ребенком о поддержании контактов и связанных с этим ожиданиях обеих сторон.

На сайт ПРПЦ-ПГП






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.