Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ВАС ПОКУПАЮТ, А ВЫ НЕ ПРОДАВАЙТЕСЬ

 

В области идет предвыборная кампания. Резко возросло число любителей и друзей народа. Кандидаты в депутаты во все стороны разбрасывают не только обещания, но и бесплатные киносеансы, инвалидные коляски, школьные завтраки. Где были раньше эти новые народолюбцы с их неуемной жаждой творить добро и откуда взялась у них, людей вполне деловых, такая расточительность к собственным обещаниям и сбережениям - неизвестно. Зато известно по опыту предыдущих выборов, что избиратель в Пермской области - благодарный и совестливый. Если ему бесплатно выдали тушенку, показали концерт или отремонтировали крышу, то он, как выяснилось, не может не отблагодарить.

Если иногда в "благотворительной" сутолоке избирателю непонятно, кому и как нужно говорить "спасибо" за предвыборный подарок или бесплатную услугу, не стоит расстраиваться. Для этого есть специальные, временно арендованные, люди и газеты, которые подскажут, намекнут, дадут понять, "кому и как". Потребность отблагодарить никак не может остаться неудовлетворенной, таковы правила электоральных игр, такова цена предвыборных подарков. Почему в эти игры по этим правилам играют кандидаты с их командами - понятно. Но почему в эти же игры играем мы?

Почему люди принимают прямые или косвенные подарки от кандидатов - вопрос, в общем-то, неуместный (и оправдывать "подаркополучателей" трудно, и осуждать язык не поворачивается). Но почему потом идут и голосуют за благодетеля? Считают, что это искренний подарок от доброго душевного человека, за который грех не отблагодарить? Так, вроде бы, нет. Мало кто из наших сограждан, кроме самых наивных богобоязненных старушек, столь идеалистичен в своих представлениях о жизни. Или считают, что, например, раздача предвыборных продуктовых наборов ветеранам - это некоторый залог, гарантия получать их и впредь, но уже от избранного депутата? Но и здесь, опираясь на личный опыт четырех-пяти постсоветских предвыборных кампаний, любой из нас увидит, что никакая это не гарантия - никто ничего потом не раздает, по крайней мере, в таких размерах и с такой регулярностью, чтобы это существенно отразилось на уровне жизни.

Есть еще один известный мне аргумент. Раздача кандидатами или от их имени подарков, проведение массовых благотворительных и увеселительных акций некоторыми из нас расценивается как признак состоятельности, солидности, деловой хватки кандидата. Одним словом: если сумел "на себя заработать" да такие мероприятия, провести, то, значит, и в качестве депутата чего-нибудь для нас добьется. Спору нет, навыки организатора и талант руководителя универсальны, и если человек проявил их в бизнесе, то эти же качества пригодятся ему и в политике. Но все-таки в Законодательном Собрании не деньги зарабатывают, а законы издают, и выбить долг из должника не то же самое, что "выбить" деньги из бюджета. Только-только начиная выходить из криминальных пеленок, наши предприниматели еще и свои сословные интересы не сформулировали, а уже берутся за интересы избирателей. По опыту предыдущих созывов, избираясь в те или иные органы, они либо с головой уходят в проблемы лоббирования своего бизнеса, либо, не имея собственной политической позиции и биографии, растворяются в одной из уже существующих группировок, полностью утрачивая политическую самостоятельность, а следовательно, и связь с избирателями.

Организуя компании по задариванию избирателей бесплатными фильмами и обедами, у кандидатов и их советчиков расчет простой. Они убеждены, что мы настолько бедны, а души наши настолько примитивны, что любая бесплатная подачка должна породить волну детских наивных надежд и самообманов, противоречащих и очевидному личному опыту, и здравому смыслу. Они убеждены, что бедность заставит нас принять подачку, а совесть (ведь все мы понимаем, что есть в этом что-то неприличное) заставит найти самим себе оправдание. Они убеждены: чтобы избавиться от душевного дискомфорта, мы убедим себя, что "подаркодатель" и в самом деле достойный кандидат (ведь от такого и подарок принять не грех), а чтобы окончательно убедить себя в этом самообмане, мы еще и проголосуем.

Есть у проблемы подкупа избирателей и еще одна. возможно, необычная, "неформально правовая" сторона. В жизни каждого из нас бывают редкие моменты, когда на мгновение мы становимся высокопоставленными должностными лицами государства и принимаем важнейшие государственные решения. Опуская бюллетень в урну для голосования, каждый из нас лично принимает участие в принятии кадровых решений высшего уровня, определяет, кому быть депутатом, кому быть президентом, кому мэром. На избирательном участке, выбирая своих представителей и высших должностных лиц, мы исполняем функцию управления государством в соответствии со своими взглядами, интересами, совестью. Поэтому если кто-то хочет повлиять на исполнение избирателями их функции по управлению государством и для этого сводит бесплатно в кино или подарит на 7 ноября праздничный продуктовый набор, то как это называется? Ясно, как - ВЗЯТКА.

Да, получая подарки от кандидатов в депутаты, или веселясь, или получая услуги за их счет, мы, избиратели, не юридически, но фактически становимся взяткополучателями. Подкупая нас своей предвыборной благотворительностью, кандидат надеется, что, исполняя, свою миссию по управлению государством, мы примем решение в пользу того, кто больше облагодетельствовал. А если кандидат ничего нам бесплатного не раздал, то ему что, и рассчитывать не на что?

Естественно, законодательство не предусматривает никакой ответственности избирателей за получение такой взятки, но, как нам кажется, это не делает проблему менее серьезной.

Уважаемые избиратели, сограждане, пермяки! В наше время нам трудно призывать Вас не ходить на бесплатные концерты, киносеансы, отказываться от бесплатного ремонта Вашего подъезда и тому подобного. Но мы призываем Вас не принимать все это во внимание при выборе своего кандидата. Внятная программа и честная биография достаточные сведения для правильного выбора.

Аверкиев И.В.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV