НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Самое актуальное / Гражданская экспертиза / Библиотека

ГРАЖДАНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВЕРХОВНОГО СУДА И ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Начало
Документы
Библиотека

Итоги проведения мониторинга "Соблюдение прав человека в суде"

Ивкович М.М.

Комиссия по правам человека при губернаторе Иркутской области, Иркутск

Аннотация и ключевые слова

В Иркутской области осенью 2002 года был проведен мониторинг по соблюдению прав человека в суде. Здесь представлены итоги мониторинга.

Автор проекта: Ивкович Марина Милорадовна, главный специалист Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области. В 2002 году закончила юридический институт Иркутского государственного университета, специальность юриспруденция. С мая 2002 года работает в Комиссии по правам человека, занимается рассмотрением устных и письменных обращений граждан, осуществляет взаимодействие с правозащитными организациями, проводит мероприятия Комиссии по правовому просвещению различных слоев населения, участвует в организации и проведении международных семинаров, конференций. Проект Марины Ивкович "Соблюдение прав человека в суде (мониторинг)" отмечен дипломом Губернского собрания общественности.

You can make the acquaintance here with the results of investigation "Observance of human rights in cort".

Текст доклада

"Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона" (ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и его основных свобод).

Ежегодно в Комиссию по правам человека при губернаторе Иркутской области увеличивается количество обращений по вопросам нарушения прав человека в судах Иркутской области (только за 2002 год-184), время от времени перед зданиями администрации области, областного суд и областной прокуратуры появляются группы пикетчиков, требующих от судей соблюдения прав человека. Выявление основных причин нарушений прав человека судебными органами с целью дальнейшего их устранения и послужило толчком к проведению данного мониторинга.

Программа исследования разрабатывалась как проект на конкурс Губернского собрания общественности в секции "Защита прав человека", который прошел вне конкурса по причине особой важности для современного общества.

Подготовка к осуществлению проекта началась в августе 2002 года с разработки анкет для исследования. Поскольку подобное общественное исследование в Иркутской области проводится впервые, то при подготовке к нему, в частности при составлении анкет для данного исследования, был учтен опыт Хельсинского фонда по правам человека в Польше, Московской Хельсинской группы, проф. Горелика А.С. в Красноярском крае и др. Готовящееся и проводящееся исследование освещалось в средствах массовой информации, в частности, в газете "Экономика. Право. Менеджмент", на радиостанции "Эхо Москвы" и др.

Кроме того, осуществление проекта потребовало скоординированных действий исполнителя проекта и Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Иркутской области. Управление Судебного департамента во главе с начальником Новокрещеновым Н.С. с заинтересованностью подошло к реализации проекта и содействовало в пределах свих возможностей.

Немаловажными участниками реализации проекта стали волонтеры - студенты юридических вузов. Заместитель директора Иркутского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, руководитель Фонда экологического правоведения "ЭПРА" Романова Н.Л. организовала студентов РПА III-V курсов, также участвовали студенты Юридического института Иркутского государственного университета. Волонтёры, участвовавшие в проведении мониторинга, прошли тщательный инструктаж. Окончанием инструктажа послужила ролевая игра, позволившая волонтерам всесторонне подготовиться к анкетированию.

Опыт и результаты этого исследования могут использоваться как органами судебной системы, так и правозащитными организациями. Впоследствии возможно проведение повторного или более глубокого исследования, также не исключена возможность использовать данный опыт при подготовке и проведении исследования по вопросу соблюдения прав человека органами милиции, прокуратуры и т.д.

Автором было разработано несколько видов анкет. Поскольку исследовать сложившуюся ситуацию с соблюдением прав человека в суде невозможно в отрыве от исследования состояния суда, в процессе разработки появилось четыре вида анкет.

Анкетирование граждан проводилось только в г. Иркутске по причине отсутствия возможности привлечь волонтеров из других городов Иркутской области и отсутствия необходимых средств. Именно поэтому данные, приведенные ниже, получены в Кировском, Октябрьском, Куйбышевском, Ленинском районных судах г. Иркутска, Иркутском районном суде и Иркутском областном суде.

Анкеты для судей, а также по состоянию зданий судов и работы вспомогательных судебных служб были распространены по всем судам Иркутской области Управлением Судебного департамента. Анкеты по состоянию зданий судов в г. Иркутске и Ангарске заполнялись самими волонтерами и основывались на их личном впечатлении.

Автор проекта считает необходимым отметить, что проведенное исследование является первым шагом и не претендует на исчерпывающее обобщение. В нем, как и в любом другом исследовании, вероятны погрешности, которые необходимо брать во внимание при оценке результатов.

1. Разработка анкет проходила в августе - октябре 2002 года. Анкеты разрабатывались с учетом опыта проведения сходных исследований в Московской области и в Польше. Было разработано четыре вида анкет:

    а) анкеты для граждан, участвующих в уголовном процессе;
    б) анкеты для граждан, участвующих в гражданском процессе;
    в) анкеты для судей;
    г) анкеты по состоянию зданий судов и работы вспомогательных судебных служб (в эту анкету включались следующие части: анкеты по зданию суда, анкеты по работе секретариата суда, анкеты по залам судебных заседаний, анкеты по камерам для арестованных в суде).

2. В конце октября-начале ноября 2003 года проходил подбор волонтеров, большинство из которых оказались студентами-юристами III -V курсов Иркутского юридического института Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ, а также несколько студентов Юридического института Иркутского государственного университета. Со студентами были проведены семинары по вопросам соблюдения прав человека в суде, заключительным этапом которых оказалась ролевая игра "Заполнение анкеты в суде".

3. Непосредственно опрос участников процессов и иные исследования проводились в ноябре, декабре 2002 года и январе 2003 года.

Волонтерами опрошены 228 участников уголовного процесса и 274 участника гражданского процесса и заполнены анкеты по состоянию зданий судов и работы вспомогательных судебных служб во всех районных судах города Иркутска и в Ангарском городском суде. Лучшими волонтерами оказались студенты V курса ИЮИ РПА Москвитина Е.Л. и Орехова О.В., студентка III курса ИЮИ РПА Пельменева Е.И. и студент V курса ЮИ ИГУ Кокоуров А.А.

Сотрудничество с Управлением судебного департамента при Верховном суде РФ по Иркутской области привело к активной поддержке проекта руководством Управления и содействию в заполнении анкет для судей судьями федеральных судов Иркутской области (таких анкет было заполнено 89), а также в заполнении анкет по состоянию зданий судов и работы вспомогательных судебных служб секретариатами отдаленных судов.

Трудности возникли только в областном суде, где, несмотря на предварительную договоренность с председателем суда, волонтерам чинились различные препятствия в заполнении анкет как по состоянию здания суда, так и анкет для граждан.

4. Анализ опроса проводился руководителем проекта совместно с лучшими волонтерами в феврале - марте 2003 года. Ход исследования и предварительные его итоги освещались в газете "Экономика. Право. Менеджмент" журналистом Ложкиной О.В. в номерах N18, 21, 22, 26 (копии публикаций прилагаются).

5. Составление совместных рекомендаций по результатам исследования с Управлением судебного департамента при Верховном суде РФ по Иркутской области проходило в апреле-мае 2003 года, подведение итогов мониторинга, издание брошюры состоялось в июне 2003 года (экземпляр прилагается), пресс-конференция прошла 11 июля в Доме Дружбы народов в 14.00. В пресс-конференции участвовали: ведущий председатель Комиссии по правам человека Хороших Г.К., заместитель начальника Управления судебного департамента при Верховном суде РФ по Иркутской области Каракич Л.Л., автор проекта Ивкович М.М. СМИ были представлены тремя телекомпаниями, одной радиокомпанией, двумя электронными средствами информации и двумя печатными изданиями.

Можно отметить, что все поставленные задачи автор проекта решил успешно. В представленной брошюре по итогам проведенного мониторинга можно найти анализ наиболее часто встречающихся нарушений прав человека в суде, систематизированы и классифицированы нарушения по видам и группам граждан, наиболее им подверженных. Данные проблемы вынесены на общественное обсуждение вопросов, связанных с нарушением прав и свобод человека в суде.

Итоги

С одной стороны, действительно необходимы ремонт старых и постройка новых зданий судов, оснащение их современной техникой, создание более комфортных условий для работы судов, обеспечение судей новейшей юридической литературой, повышение заработной платы и самим судьям и техническим службам (в повышении оплаты нуждаются все бюджетники).

С другой стороны, никакими тяжелыми материальными условиями Управления судебного департамента не объяснить разнообразные виды судебной волокиты, цветущей пышным цветом в судах, тем более, что областным судом официально признано значительное снижение нагрузки на судью.

Грубость сотрудников секретариатов и судей отмечается повсеместно, и это, на наш взгляд, должно стать особой темой для обсуждения и выработки системы соответствующих мер по её предупреждению.

Чем меньше участников процесса знают свои процессуальные права и процессуальный кодекс, тем больше нарушений допускают судьи, начиная от мелких и не влияющих на окончательное решение по делу и заканчивая вынесением решения по делу, отменяемом вышестоящей судебной инстанцией. Отлично знающие право юристы, участники судебных процессов, тоже мало влияют на соблюдение процессуального законодательства судом, они могут только констатировать факты нарушений и бороться с ними в вышестоящих судебных инстанциях.

Принципы открытости и гласности судебного разбирательства до настоящего времени являются декларативными, не применяемыми судьями вовсе либо применяемыми в неизбежных случаях под большим давлением общественности.

Суд не то что остается закрытой для общества системой, он становится все более закрытым. Авторитет суда если и не подорван окончательно, то только за счет того, что есть еще грамотные законники-судьи, есть в этой системе радетели безупречности и чистоты звания судьи Российской Федерации.

Человеку необходимо знать, что ему есть куда обратиться в трудный момент, что его нарушенные права быстро и эффективно будут восстановлены решением судьи. Хочется надеяться, что судебная реформа приведет к улучшению ситуации в судах области.

В дальнейшем автором планируется проведение повторных исследований по соблюдению прав человека в суде, а также исследования по соблюдению прав человека органами милиции. Полученные данные будут сравниваться и публиковаться.

Выводы

  1. Существующие здания судов в большинстве своём не отвечают современным требованиям, нуждаются в ремонтах.
  2. Работники судов недостаточно обеспечены современной оргтехникой и новейшей юридической литературой.
  3. Отдельные категории работников суда нуждаются в повышении заработной платы и в создании более комфортных условий для работы.
  4. Волокита при рассмотрении различных категорий дел (уголовных и гражданских) отмечена во всех судах, где проводилось исследование (в том числе при рассмотрении дел в судах первой, кассационной и надзорной инстанций), хотя областным судом официально признано значительное снижение нагрузки на судью.
  5. Отмечается опрашиваемыми факты грубости со стороны многих сотрудников секретариатов судов и отдельных судей.
  6. Нередки случаи назначения судебного заседания на время, когда судья, заведомо для него, не сможет явиться на заседание.
  7. Открытость судебного разбирательства чаще всего остается декларативной нормой, реализуемой в редчайших случаях.
  8. Имеют место недопустимые нарушения, отмеченные анкетируемыми, такие как: потеря документов, приобщенных к материалам дела; изменение нумерации листов дела; нумерация листов дела карандашом, а не ручкой; хранение дел непрошнурованными, а материалов неподшитыми, утеря протоколов судебных заседаний.
  9. Ни один из опрошенных, подавших ходатайство в процессе о ведении аудиозаписи, не получил на это разрешения.
  10. Введение суда присяжных положительно встречено общественностью.
  11. Тревожным фактом является тот, что высокий процент опрошенных адвокатов указывают на ошибки суда при применении норм материального права.
  12. В основной своей массе население в правовом плане безграмотно и поэтому крайне субъективно относится к трактовке понятия прав и свобод человека.

Рекомендации

По итогам мониторинга о соблюдении прав человека в судах Иркутской области, выработанные совместно с Управлением судебного департамента по Иркутской области при Верховном суде РФ

Управлению Судебного департамента:

  1. Во взаимодействии с администрацией области, администрацией города Иркутска использовать возможности в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы" для решения вопроса о размещении судов г. Иркутска в зданиях, соответствующих статусу судебной власти.

  2. В тесном взаимодействии с органами судейского сообщества шире использовать возможности СМИ в целях просвещения населения о средствах правовой защиты нарушенных прав и законных интересов, а также в целях повышения прозрачности судебной реформы, для информирования населения о деятельности судов области.

  3. Во взаимодействии с комиссией по правам человека и общественными организациями, в том числе с Губернским собранием общественности области, рассмотреть вопрос об организации периодического печатного издания, предусмотреть иные возможные формы работы с населением.

  4. Принять меры по реализации программы информатизации деятельности судов, внедрению новых технологий в судопроизводство, что позволит обеспечить оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов, повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дела. Следствием такой работы явится не только сокращение сроков рассмотрения дел в судах, но и укрепление гарантий конституционных прав граждан на судебную защиту.

  5. Обратить особое внимание на организацию делопроизводства в канцеляриях судов, вести регулярную работу по соблюдение этических норм работниками аппаратов судов.

  6. Усилить воспитательную работу с судьями, с кадровым резервом судей.

  7. Принять дополнительные меры по обеспечению контроля за организацией деятельности судов, обратив особое внимание на работу с жалобами и обращениями граждан на соблюдение сроков рассмотрения дел в судах и сроков изготовления судебных документов.

  8. Вести контроль за обеспечением свободного доступа в суды в рамках, предусмотренных действующим процессуальным законодательством, в условиях, обеспечивающих безопасность суда и соблюдение установленного порядка деятельности суда.

  9. Обеспечить в зданиях судов доступную подробную и информацию о деятельности суда, графиках приема граждан, графиках судебных заседаний и т.д. в удобном для посетителей месте.

  10. Принять меры с учетом имеющихся возможностей по созданию нормальных условий в зданиях судов для посетителей и граждан, участвующих в судебных разбирательствах (оборудование скамеек, помещений для ознакомления с документами, туалетов, гардеробов).

Контактная информация: Ивкович Марина Милорадовна, главный специалист Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области, тел./факс: (3952) 24 27 17, e-mail: svoboda@irmail.ru , m.ivkovich@mail.ru

Источник - www.auditorium.ru
Размещено 22.06.2005

 Главная / Самое актуальное / Гражданская экспертиза / Библиотека






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.