НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Самое актуальное / Налоги убьют благотворительность / Документы

НАЛОГИ УБЬЮТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Об акции
Новости
Документы

Предложения об изменении налогообложения НКО

Часть 1. Проблемы

Современный подход к налогообложению НКО ставит перед налогоплательщиками ряд сложных и порой не разрешимых проблем.

    (а) Экономическая необоснованность некоторых налогов, например, налога на добавленную стоимость с операций по безвозмездной передаче товаров, работ, услуг или налога прибыль с безвозмездно полученных целевых средств, делает фактически невозможной уплату налога.

    (б) Чрезмерная сложность определения объекта налогообложения, налоговой базы, бухгалтерского и налогового учета требует наличия высококвалифицированных и, соответственно, высокооплачиваемых работников.

    (в) Российские НКО не могут достичь взаимопонимания с иностранными партнерами и донорами: невозможно объяснить иностранному фонду, почему нельзя получить грант на работу с детьми-инвалидами, невозможно убедить иностранного партнера в том, что в России с участников международной конференции удержат налог со стоимости билета на самолет и гостиничного номера.

    (в) Неясность, неточность некоторых положений налоговых законов приводит к неопределенности будущего организаций.

    (г) Всё выше перечисленное ведет к высокой степени субъективизма в налоговом контроле, делению организаций на "хорошие" и "плохие".

    (д) Для добросовестных НКО велика вероятность подвергнуться штрафным санкциям, а для их руководителей - быть обвиненными в преступном уклонении налогов с организаций. Грань между административным правонарушением и уголовным преступлением (100 тысяч рублей неуплаченного налога) перестает быть чем-то весьма далеким от деятельности НКО. Например, организация, получившая грант в 15 тысяч долларов и не заплатившая с него налог на прибыль, в случае отказа налоговой инспекции признать доход грантом весьма вероятно попадет в поле внимания правоохранительных органов.

Попытки вести переговоры с компетентными лицами об изменении отдельных пунктов в налоговом законодательстве фактически зашли в тупик. Любые предложения НКО вызывают у государственных органов опасения в увеличении количества злоупотреблений.

Очевидно, что кардинальным решением проблемы было бы выделение некой группы НКО с особым статусом, для которой были бы установлены специальные правила уплаты налогов и отчетности (бесприбыльные организации, которые действуют в общественных интересах - ООИ). При этом каждая организация должна точно знать, относится она к указанной группе или нет, иными словами должна обладать документом, подтверждающим ее принадлежность к группе. В большинстве стран (например, в Австрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Франции и др.) такого рода решения принимают фискальные органы), в некоторых странах (например в Великобритании) - специальные органы.

Поскольку в России функции регистрации юридических лиц отнесены к компетенции Министерства по налогам и сборам РФ, было бы логично закрепить за ним право принимать решение об отнесении НКО к бесприбыльной организации, действующей в общественных интересах. Кроме того, у налоговых органов имеется довольно успешный опыт предоставления организациям освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС.

Объективные сложности определения критериев отнесения организации к группе ООИ усугубляются субъективными факторами.

Проблемы на пути решения проблемы (проблема в квадрате):

О необходимости разработки критериев для ООИ неоднократно шла речь на встречах и совещаниях с представителями Минфина и МНС. Предупреждая о возможных злоупотреблениях, представители министерств, тем не менее, ни разу не высказались по вопросу о том, какие критерии, на их взгляд, служили бы надежным заслоном на пути потенциальных злоупотреблений. Таким образом, для того, чтобы предложения по совершенствованию налогообложения НКО не были полностью отвергнуты и послужили хотя бы отправной точкой для переговоров с Правительством, необходимо "угадать", на чем основаны опасения Минфина и МНС. Значительным препятствием на пути такого "угадывания" является фактически полное пренебрежение значением норм общего законодательства об НКО. В частности, такой признак НКО, как невозможность распределять полученную прибыль между учредителями (участниками), который имеет едва ли не решающее значение в налогообложении НКО за рубежом, нашими налоговыми органами вообще не рассматривается всерьез.

Единственным намеком на позицию Минфина и МНС в обсуждаемом вопросе является первая редакция проекта налогового кодекса, в которой налоговые преференции предоставлялись НКО, не осуществляющим "активной экономической деятельности".

С другой стороны, на пути "угадывания" возможного компромисса между государством и НКО важно не ограничить круг ООИ до такой степени, что это не принесет пользы большинству добросовестных НКО.

Основная идея разработки критериев для ООИ

На основе целостного восприятия десятилетнего опыта современной налоговой системы (тенденций в изменении законов, ведомственных инструкций и рекомендаций, официальных писем, судебных споров) можно с уверенностью предположить, что компромиссом между властью и НКО будет ограничение деятельности НКО по четырем направлениям:

    (1) не осуществлять под видом НКО предпринимательскую деятельность;

    (2) не осуществлять виды деятельности, традиционно относящиеся к коммерческому сектору;

    (3) не действовать в частных интересах (направленность на публичные интересы)

    (4) не допускать нецелевого использования.

Проблема в реализации основной идеи (проблема в кубе)

Главным препятствием в переговорах НКО и правительства будет, на мой взгляд, своеобразное понимание Минфином и МНС предпринимательской деятельности НКО, отличное и от норм российского законодательства, и от зарубежного опыта.

Сложилась традиция относить к предпринимательской деятельности НКО фактически любой самостоятельно полученный доход. Если согласиться с таким пониманием и запретить ООИ осуществлять такую предпринимательскую деятельность, это надолго лишит такие организации возможности добиться финансовой стабильности, недопустимо ограничит их активность, инициативу и фантазию в привлечении средств на финансирование своей деятельности.

Бесприбыльным организациям, действующим в общественных интересах, надо оставить возможность:

    (а) получать необлагаемые налогом внереализационные доходы, за исключением доходов от сдачи имущества в аренду и дохода от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

    (б) получать доходы от реализации по так называемой "планово-убыточной" деятельности, при условии, что убыток покрывается за счет целевых поступлений;

    (в) реализовывать приобретенное, но неиспользуемое имущество по цене не выше приобретения;

    (в) продавать имущество, созданное в процессе уставной деятельности (побочный продукт уставной деятельности), - для пояснения см. в приложении Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2002 г. NА19-6971/02-40-Ф02-3162/02-С1;

    (г) получать доходы от мероприятий по привлечению средств (аукционы, благотворительные базары, лотереи). См. для пояснения в Приложении Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2002 г. N А56-17615/02).

Еще одна очень острая проблема - понимание целевого (нецелевого) использования. С одной стороны, МНС заинтересовано в контроле целевого использования, с другой, - так называемый официальный "отчет о целевом использовании" не дает никакой полезной информации о том, на что направлены средства.

С одной стороны, системные критерии целевого использования в законодательстве отсутствуют, с другой стороны, некоторые имеющиеся положения (например, в ст. 582 Гражданского кодекса РФ) недопустимо связывают руки руководителям НКО.

Поэтому критерии целевого использования необходимо включать в Налоговый кодекс, против чего уже протестовала Государственная Дума, утверждая, что это вопрос не налогового законодательства.

Технико-юридические проблемы решения основной проблемы
(проблема в N-ой степени)

Системная конструкция действующего Налогового кодекса РФ такова, что вписать в него специфику налогообложения НКО очень трудно. Назвать предлагаемую концепцию специальным налоговым режимом невозможно, так как в ней речь идет не о новом налоге (как, например, единый сельскохозяйственные налог или единый налог при упрощенной системе налогообложения), а об освобождении от налогов, причем не всех налогов.

Категорий налогоплательщиков у нас всего две: организации и физические лица, при этом Кодекс ориентирован, конечно, на коммерческие организации.

В зарубежных кодексах критерии отнесения к ООИ включаются в главы о прибыли или доходах. Но у нас свои проблемы: невозможно в нескольких главах кодекса по конкретным налогам многократно повторять систему критериев, поскольку она довольно громоздка.

Поэтому любое решение основной проблемы в технико-юридическом плане будет выглядеть несколько неуклюже.

Часть II. Пути воплощения основной идеи

1. Налоговые освобождения

От каких налогов следует освободить особую группу НКО?

    от налога на добавленную стоимость с безвозмездно передаваемых товаров, работ, услуг и от отчетности по этим передачам;
    от налога на прибыль (доход) организаций;
    от налога на имущество организаций;
    от налога на рекламу.

От каких налогов, по мнению автора записки, освобождать особую группу НКО не следует (дискуссионный вопрос):

    НДС с возмездной реализации продукции;
    единого социального налога;
    государственной пошлины;
    таможенной пошлины и таможенных сборов;
    налога на недвижимость;
    транспортного налога;
    налога с продаж (будет скоро отменен);
    земельного налога.

Какие налоги имеют мало общего или ничего общего с некоммерческим сектором и вопрос от освобождения даже не дискутируется?:

    акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    налог на пользование недрами;
    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    лесной налог;
    водный налог;
    экологический налог;
    федеральные лицензионные сборы.
    налог на игорный бизнес;
    региональные лицензионные сборы.
    местные лицензионные сборы.

Особый вопрос с налогом на доходы физических лиц. НКО не являются плательщиком этого налога, однако, будучи налоговыми агентами, в некоторых случаях НКО сталкиваются с неразрешимыми проблемами с этим налогом. Поэтому имеет смысл выделение особой группы НКО применить и для льгот по НДФЛ, хотя с точки зрения экономической обоснованности, справедливости и простой человеческой логики это абсурдно.

2. Способ применения особых условий для НКО

Все действующие нормы Налогового кодекса РФ сохраняются.

Особые условия применяются наряду с имеющимися условиями налогообложения НКО, по желанию НКО путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления с приложением пакета документов. Рассмотрев документы, налоговая инспекция выносит решение о присвоении НКО налогового статуса "бесприбыльной организации, действующей в общественных интересах" или об отказе в присвоении такового. Отказ может быть обжалован в арбитражном суде.

3. Ограничения по предпринимательской деятельности.

Все некоммерческие организации по структуре получаемых доходов можно условно разделить на 6 групп:

    (1) получают только целевые средства (как освобождаемые в настоящее время от налога на прибыль, так и не освобождаемые) и небольшие внереализационные доходы (проценты от счетов в банке или от курсовых разниц и т.п.);

    (2) имеют доходы от реализации, но не имеют прибыли в экономическом значении этого слова и не осуществляют предпринимательской деятельности в понимании Гражданского кодекса РФ;

    (3) имеют систематические доходы от реализации и прибыль в экономическом смысле, но по закону получение таких доходов не признается предпринимательской деятельностью (образовательные услуги, доходы учреждений культуры);

    (4) помимо целевых средств, имеют систематические доходы от реализации и прибыль в экономическом смысле;

    (5) имеют только доходы от реализации и прибыль в экономическом смысле, кроме этого ничем не занимаются - фактически коммерческие организации;

    (6) имеют якобы только целевые средства, за которыми фактически кроется выручка (под видом пожертвований, например, собирают плату за обучение).

Задача концепции - отсечь группы 3-5 и дать максимально благоприятное налогообложение группам 1 и 2.

Группу 6 можно призвать к порядку только индивидуальным налоговым контролем.

Неприбыльные организации, действующие в общественных интересах, по признаку предпринимательской деятельности должны соответствовать следующим критериям:

(а) не имеют дохода от сдачи имущества в аренду и дохода от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

(б) не имеют доходов от реализации товаров работ и услуг, за исключением:

    реализации имущества, приобретенного за плату по цене не выше приобретения;

    реализации безвозмездно приобретенного имущества при условии, что выручка от реализации составляет не более 20 процентов всех доходов организации;

    реализации товаров, работ и услуг при условии, что расходы на производство товаров, работ, услуг превышают выручку от их реализации и разница покрывается за счет иных доходов организации; при этом выручка от реализации товаров, работ, услуг не должна превышать 20 процентов от всех доходов организации;

    реализации имущества, созданного в процессе уставной деятельности, при условии, что выручка от реализации составляет не более 10 процентов всех доходов организации.

Для целей получения статуса ООИ не признаются доходами от реализации товаров, работ, услуг средства, полученные возмездно в рамках мероприятий по сбору средств при одновременном соблюдении следующих условий:

    мероприятия проводятся не чаще, чем четыре раз в год;

    прямые затраты на организацию мероприятия составляют не более 20 процентов от полученного дохода;

    имущество, продаваемое в рамках мероприятия, получено НКО безвозмездно.

К указанным мероприятиям относятся благотворительные аукционы, благотворительные базары, лотереи, концерты, обеды и прочие аналогичные мероприятия, участие в которых связано со сбором средств на уставные цели организации.

4. Ограничения по видам деятельности

Чтобы не было сомнений в том, что НКО не вторгаются в нишу коммерческого сектора, ограничить сферы деятельности ООИ можно двумя способами: путем запрета либо путем разрешения.

Путь запрета кажется бесперспективным, поскольку перечисление видов деятельности, которой не должны заниматься истинные НКО, займет десятки страниц (по сути, это 99 процентов Общероссийского классификатора видов деятельности: строительство, добыча полезных ископаемых, производство холодильников и т.д.)

Более перспективным кажется путь разрешения, хотя и в нем есть свои недостатки. Но он частично решает и проблему публичности интересов.

Организации, претендующие на получение статуса ООИ, должны осуществлять деятельность в одной или в нескольких областях.

    1) Образование.

    2) Научная и исследовательская деятельность.

    3) Культура.

    4) Искусство.

    5) Охрана окружающей среды.

    6) Социальная поддержка населения, включая психологическую помощь.
    К этой сфере относятся программы поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию; работа групп взаимопомощи (группы анонимных алкоголиков и др.); программы помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом; помощь по хозяйству и уход за больными, инвалидами; реабилитация инвалидов и другие программы.

    7) Охрана здоровья и профилактика заболеваний
    Программы по оснащению медицинских учреждений современным оборудованием; по формированию здорового образа жизни (профилактика вредных привычек, гигиена брака, семьи, личная гигиена, помощь молодым матерям); обучение оказанию первой медицинской помощи; антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда и др.

    8) Поддержка территориального самоуправления и иных форм самоорганизации граждан для решения местных проблем.

    9) Защита экономических и социальных прав, гражданских прав и свобод человека.
    К этой сфере относятся программы, связанные с защитой коллективных, реже индивидуальных, прав и законных интересов, таких как жилищные права в ходе реформы ЖКХ, право на пенсионное обеспечение (например, организация общественных компаний по массовому отказу работников от получения так называемой "серой" зарплаты), программы по борьбе с расовой дискриминацией и ксенофобией, защита прав потребителей, защита прав инвалидов на доступ к инфраструктуре и многие другие.

    10) Оказание услуг некоммерческим организациям.
    Экономическое положение большинства некоммерческих организаций в настоящее время не позволяет им нанимать высокопрофессиональных работников, равно как и направлять своих работников или добровольцев на дорогостоящие семинары. Вместе с тем, государство предъявляет НКО столь же высокие требования, как и к коммерческим организациям, в части учета, отчетности и оформления внутриорганизационной документации, налагая на нарушителей непосильные для НКО штрафные санкции. Поэтому НКО испытывают острую потребность в бесплатной помощи по вопросам законодательства о благотворительной деятельности, деятельности общественных объединений, бухгалтерского учета и работы контрольно-ревизионных комиссий, попечительских советов, по вопросам налогообложения, сбора средств, связям с общественностью и другим вопросам, связанным с их уставной деятельностью.

    11) Воспитание и организация досуга, в том числе поддержка деятельности детских и молодежных организаций.

    12) Просвещение.

    13) Сбор и распространение общеполезной информации, в том числе посредством Интернета.
    Имеется в виду общеполезная информация, необходимая, например, для поиска пропавших людей, пропавших домашних животных, информация о состоянии окружающей среды, о возможности малообеспеченных получить бесплатные услуги и т.д.

    14) Физкультурная и спортивная деятельность.

    15) Религиозная деятельность.

    16) Фонды, финансирующие одно или несколько направлений некоммерческой деятельности, указанных в пп. 1-14.

5. Отсутствие частного интереса.

Отчасти публичность интересов определяет направление деятельности. Дополнительным критерием может служить предел административных расходов. НКО, претендующие на статус ООИ, обязаны использовать на административные расходы не более 30 процентов всех финансовых средств, расходуемых за финансовый год. К административным относятся все расходы, не связанные непосредственно с достижением целей НКО, в частности расходы на заработную плату административно-управленческого аппарата (без ЕСН и страховых взносов), на оборудование рабочих мест для административно-управленческого аппарата, за исключением оборудования бухгалтерии, командировки в административных целях, представительские расходы, организацию кампаний и отдельных мероприятий по сбору средств, размещение информационных сообщений об НКО, за исключением обязательной публикации отчетности. Расходы на обязательную или добровольную аудиторскую проверку не относятся к административным расходам.

5. Целевое использование имущества

Обязанностью ООИ должен быть сложный и подробный отчет о полученных доходах и произведенных расходах.

Отчет о расходах должен состоять из:

    Отчета на оплату труда персонала (в том числе оплата администрации);

    Отчет о приобретенных основных средствах (в том числе для административных нужд);

    Отчет о приобретенных материалах (в том числе для административных нужд);

    Отчет об приобретенных услугах (в том числе для административных нужд);

    Отчет о командировочных расходах и транспортном обслуживании (в том числе для административных нужд);

    Отчет о представительских расходах.

    Отчет о безвозмездно переданном имуществе, в том числе денежных средствах

    Обязательные и вынужденные платежи (налоги и сборы, членские взносы, отчисления в вышестоящую организацию, штрафы, компенсации и пр.).

Отчет обязательно должен содержать указание на назначение расхода.

Например:

    Приобретенные услуги:
    1000 руб. - услуги аренды (назначение - для занятий с детьми в кружке "Умелые руки"
    500 руб. - услуги аренды (для проведения семинара руководителей кружков "Умелые руки")
    1500 руб. - аренда офиса
    и т.д.

В идеале надо было бы составить перечень экономически обоснованных целевых расходов НКО по аналогии с затратами, признаваемые расходами для целей налогообложения в коммерческой деятельности. Но трудно предвидеть последствия такого нововведения.

6. Особые условия

Некоторые организации следует определенно исключить из категории ООИ в силу специфики их деятельности и правового регулирования, а именно:

    государственные корпорации,
    негосударственные пенсионные фонды,
    потребительские кооперативы,
    нотариальные палаты, адвокатские палаты и коллегии адвокатов,
    политические партии.

Часть III. Проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ

1. Главу 3 "Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты" Налогового кодекса РФ дополнить статьей 19.1:

"Статья 19.1. Налогоплательщики с особым статусом.

1. Налогоплательщиками с особым статусом признаются некоммерческие организации, уставная и фактическая деятельность которых отвечает критериям, установленным настоящей статьей.

2. Некоммерческая организация имеет право получить особый статус "неприбыльной организации, действующей в общественных интересах", если она в соответствии с уставными целями осуществляет фактическую деятельность исключительно в следующих областях:

    1) образование,
    2) научная и исследовательская деятельность,
    3) культура,
    4) искусство,
    5) охрана окружающей среды,
    6) социальная поддержка населения, включая психологическую помощь,
    7) охрана здоровья и профилактика заболеваний,
    8) поддержка территориального самоуправления и иных форм самоорганизации граждан для решения местных проблем,
    9) защита экономических и социальных прав, гражданских прав и свобод человека,
    10) оказание услуг некоммерческим организациям,
    11) воспитание и организация досуга, в том числе поддержка деятельности детских и молодежных организаций,
    12) просвещение,
    13) сбор и распространение общеполезной и общедоступной информации, в том числе посредством Интернета,
    14) физкультурная и спортивная деятельность,
    15) религиозная деятельность.

Особый статус "неприбыльной организации, действующей в общественных интересах" также имеют право получить благотворительные организации, созданные в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, а также фонды, финансирующие одно или несколько направлений некоммерческой деятельности, указанных в подпунктах 1-15.

3. Не могут признаваться неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах:

    государственные корпорации,
    негосударственные пенсионные фонды,
    потребительские кооперативы,
    нотариальные палаты, адвокатские палаты и коллегии адвокатов,
    ассоциации (союзы) коммерческих организаций,
    политические партии.

4. Некоммерческая организация признается неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах, если она не осуществляет предпринимательской деятельности и не имеет выручки от реализации товаров, работ и услуг, за исключением:

    1) выручки от реализации имущества, приобретенного за плату, по цене не выше приобретения;

    2) выручки от реализации безвозмездно приобретенного имущества при условии, что такая выручка составляет не более 20 процентов всех доходов организации;

    3) выручки от реализации товаров, работ и услуг, расходы на производство которых превышают доход от их реализации и разница между доходом и расходом покрывается за счет иных доходов организации; при этом выручка от реализации товаров, работ, услуг не должна превышать 20 процентов от всех доходов организации;

    4) выручки от реализации имущества, созданного в процессе уставной деятельности, при условии, что выручка от такой реализации составляет не более 10 процентов всех доходов организации.

Для целей получения статуса неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах, не признаются доходами от реализации товаров, работ, услуг средства, полученные возмездно в рамках мероприятий по сбору средств при одновременном соблюдении следующих условий:

    мероприятия проводятся не чаще, чем четыре раз в год;

    прямые затраты на организацию мероприятия составляют не более 20 процентов от полученного дохода;

    имущество, продаваемое в рамках мероприятия, получено НКО безвозмездно.

К указанным мероприятиям относятся благотворительные аукционы, благотворительные базары, лотереи, концерты, обеды и прочие аналогичные мероприятия, участие в которых связано со сбором средств на уставные цели организации.

5. Неприбыльная организация, действующая в общественных интересах, вправе получать внереализационные доходы, за исключением дохода от сдачи имущества в аренду и дохода от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

6. Неприбыльная организация, действующая в общественных интересах, обязана использовать на административные расходы не более 30 процентов всех финансовых средств, расходуемых ею за финансовый год. К административным расходам относятся все расходы, не связанные непосредственно с достижением уставных целей организации, в частности расходы на заработную плату административно-управленческого аппарата, на оборудование рабочих мест для административно-управленческого аппарата, за исключением оборудования рабочих мест бухгалтерии, на командировки в административных целях, представительские расходы, организацию кампаний и отдельных мероприятий по сбору средств, размещение информационных сообщений об организации, за исключением обязательной публикации отчетности.

Расходы на обязательную или добровольную аудиторскую проверку не относятся к административным расходам.

Статья 19.2. Порядок и условия получения статуса неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах.

1. Статус неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах, предоставляется на 1 календарный год.

2. Некоммерческие организации, изъявившие желание получить статус неприбыльной организации, действующей в общественных интересах, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с приобретенным статусом, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление и следующие документы:

    выписку из устава организации, подтверждающую сферу деятельности организации;

    справку о фактической деятельности организации за предшествующие девять месяцев с указанием осуществленных проектов, программ, мероприятий и целевых групп, на интересы которых направлена деятельность организации.

2. Вновь созданные некоммерческие организации, изъявившие желание получить статус неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах, вправе подать заявление о приобретении особого статуса одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. К заявлению прилагается выписка из устава организации, подтверждающая сферу деятельности организации. В этом случае организация вправе уплачивать налоги в соответствии с особым статусом в текущем календарном году с момента создания организации.

3. Организация, получившая статус неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах, не вправе до окончания календарного года отказаться от особого статуса и уплачивать налоги на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для иных организаций.

4. Если в течение календарного года неприбыльная организация, осуществляющая деятельность в общественных интересах, нарушит условия предоставления особого статуса, такая организация считается лишившейся особого статуса с начала календарного года.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком, не имеющим особого статуса, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К организации, нарушившей условия предоставления особого статуса, применяются санкции за нарушение налогового законодательства.

5. Организация, получившая статус неприбыльной организации, действующей в общественных интересах, вправе уплачивать налоги без учета особого статуса с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает отказаться от использования особого статуса.

6. Налогоплательщик, отказавшийся от статуса неприбыльной организацией, действующей в общественных интересах, или нарушивший условия предоставления особого статуса, вправе вновь подать заявление о получение особого статуса не ранее чем через три года после того, как он утратил право на уплату налогов в соответствии с особым статусом.

Статья 19.3. Отчетность неприбыльной организации, действующей в общественных интересах

1. Неприбыльная организация, действующей в общественных интересах помимо налоговой отчетности, предусмотренной настоящим Кодексом, ежегодно предоставляет налоговому органы отчеты:

    1) отчет о соответствии фактической деятельности организации направлениям, указанным с пункте 2 статьи 19.1;

    2) отчет о доходах организации с указанием доли данного дохода в объеме всех доходов, в том числе: отчет о доходах, полученных от мероприятий по сбору средств, с указанием характера мероприятия, даты проведения мероприятия, количества собранных средств и затрат на организацию и проведения мероприятия;
    отчет о доходах от реализации приобретенного безвозмездно имущества с указанием причины выбытия;
    отчет о доходах от реализации имущества, приобретенного возмездно с указанием цены приобретения, цены продажи и причины продажи;
    отчет о реализации имущества, созданного в процессе уставной деятельности, с указанием вида имущества, цели создания имущества, цены реализации;

    3) отчет о расходах организации с выделением доли административных расходов и указанием на соответствие расхода направлениям деятельности организации."

2. В главе 21 "Налог на добавленную стоимость" дополнить статью 146 (приводится полностью с дополнением, дополнение выделено жирным шрифтом):

"Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

    В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг), за исключением передачи права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг на безвозмездной основе налогоплательщиками, указанными в статье 19.1 настоящего Кодекса;

    2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением передачи товаров, (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд налогоплательщиков, указанных в статье 19.1 настоящего Кодекса;

    3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

    4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

    1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

    2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

    3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

    4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

    5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям."

3. В главе 25 "Налог на прибыль организаций" дополнить статью 246 (приводится полностью с дополнением, дополнение выделено жирным шрифтом):

"Статья 246. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются плательщиками налога на прибыль организаций, организации, указанные в статье 19.1 настоящего Кодекса."

3. В главе 23 "Налог на доходы физических лиц" дополнить некоторые пункты статьи 217 (приводится полностью с дополнением, дополнение выделено жирным шрифтом):

"Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

<…>

8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

<…>

- налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой благотворительными организациями, получившими статус неприбыльной организации, действующей в общественных интересах;

9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, или за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, выплачиваемой в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, за исключением туристических, для инвалидов, не состоящих с организацией в трудовых отношениях, или для детей, не достигших возраста 16 лет, если указанная компенсация осуществляется за счет средств организаций, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, или за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; или за счет средств некоммерческих организаций, получивших статус неприбыльной организации, действующей в общественных интересах;

<…>

32) суммы полной или частичной компенсации стоимости проезда и проживания участникам конференций и семинаров, финансируемых за счет средств некоммерческих организаций, получивших статус неприбыльной организации, действующей в общественных интересах.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты проезда и проживания участников конференций и семинаров, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, при условии фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

33) стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в соответствии с целями уставной деятельности организациями, получившими статус неприбыльной организации, действующей в общественных интересах."

4. В будущей главе "Налог на имущество" исключить из плательщиков налога неприбыльные организации, действующие в общественных интересах.

5. В будущей главе "Налог на рекламу" исключить из плательщиков налога неприбыльные организации, действующие в общественных интересах.

 

Приложения

 

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2002 г. NА19-6971/02-40-Ф02-3162/02-С1

<…>

Из материалов дела видно, что с 22.10.01 по 08.11.01 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по соблюдению Черемховским лесхозом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 31.12.2000.

По результатам проверки составлен акт N 12-215 от 16.11.01. Проверкой установлено, что Черемховским лесхозом не исчислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, не представлена налоговая декларация по данному налогу с выручки от реализации переработанной древесины в цехе подсобного хозяйства и от реализации древесины от рубок ухода за лесом за период 1999 - 2000 годы.

По результатам проверки руководителем налоговой инспекции вынесено решение N 12-205 Ю от 17.12.01 о привлечении Черемховского лесхоза к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 3 303 рубля; по пункту 2 статьи 1192 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере - 19 569 рублей; доначислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 16 515 рублей, пени в сумме 5 774 рубля.

Судом первой инстанции установлены нижеуказанные обстоятельства и применено следующее законодательство.

Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации лесхозы обязаны осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств, осуществлять рубки промежуточного пользования, строить дороги лесохозяйственного назначения и т.п. Древесина, получаемая лесхозом от рубки леса, не является произведенным им товаров (работой, услугой), так как указанное мероприятие осуществляется с целью повышения продуктивности леса и ухода за ним, как это указано в данной статье, а не с целью получения прибыли.

На основании пункта 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством и имеет статус государственного учреждения.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично.

Согласно подпунктам 21, 22, 23, 24 пункта 10 Положения на лесхозы возложены обязанности по осуществлению ухода за лесами, выполнению работ по улучшению природного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств, а также обеспечению сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород.

Рубки ухода, как следует из пункта 2.1.1. Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.12.93 N 347, являются важнейшим лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций, и своевременное использование древесины. Рубки осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород.

Судом первой инстанции установлено, что лесхоз реализовывал лесопродукцию, полученную от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом. Доходы, полученные от такой деятельности, направлялись на ведение лесного хозяйства. Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что рубки ухода за лесом как вид лесохозяйственных работ, осуществляемых специально созданным государственным учреждением - лесхозом, не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность, поскольку их целью не является получение прибыли. Согласно пункту 10 Инструкции "О порядке формирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства", утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.97 N 159, N 183, N 116-87, собственные средства лесхозов наряду с бюджетными ассигнованиями являются источниками финансирования расходов по ведению лесного хозяйства. Таким образом, эти средства не могут быть отнесены к доходам, полученным от предпринимательской (коммерческой деятельности).

Пункт 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные средства относит к неналоговым доходам бюджета. Лесхоз не имел доходов, полученных от предпринимательской деятельности, следовательно, у него отсутствовал объект обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

На основании пункта 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые обязаны уплачивать, если предусмотрена такая обязанность законодательством о налогам и сборах. Положением "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", утвержденным постановлением районной Думы Черемховского района от 19.04.96 N 9, сроки представления налоговой декларации по данному налогу не установлены.

Доводы кассационной жалобы проверены, по решению суда первой инстанции нормы материального права применены правильно.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение от 15 июля 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6971/02-40 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2002 г. N А56-17615/02

<…>

Общественный благотворительный фонд "Дайте ребенку шанс" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 26.03.2002 N 24/9213. Решением суда от 08.07.2002 исковые требования удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на то, что Фонд осуществлял реализацию лотерейных билетов, что является предпринимательской деятельностью, облагаемой налогом на прибыль. Кроме того, суд не учел, что денежные средства, полученные от продажи лотерейных билетов, направлены на оплату выкупной стоимости квартиры.

В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Фонда - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку правильности исчисления Фондом налога на прибыль за 9 месяцев 2001 года, о чем составлен акт от 28.02.2002 N 47. По результатам проверки вынесено решение от 26.03.2002 N 24/9213 о доначислении Фонду 29 641 рубля налога на прибыль.

В ходе проверки установлено, что Фонд, являясь добровольным общественным объединением, не включал в налогооблагаемую прибыль доходы, полученные от продажи лотерейных билетов.

Налоговая инспекции в своем решении указала, что деятельность по проведению лотерей является предпринимательской деятельность и полученная от этой деятельность выручка подлежит обложению налогом на прибыль.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Из Устава Фонда следует, что Фонд является некоммерческой организацией - добровольным общественным объединением, целями создания и деятельности которого является формирование имущества и использование его на благотворительную деятельность. Его деятельность регулируется Законом Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных этим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категории лиц. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Статьей 15 этого же Законом предусмотрены источники формирования имущества благотворительной организации, среди которых назван источник - поступления от деятельности по привлечению ресурсов, в частности, проведение лотерей.

Таким образом, Закон разделяет понятие предпринимательская деятельность и деятельность благотворительной организации по привлечению ресурсов в виде проведения лотерей.

Следовательно, нет оснований говорить о том, что при проведении лотерей Фонд осуществлял предпринимательскую деятельность, подлежащую обложением налогом на прибыль.

Довод налоговой инспекции о том, что Фонд осуществлял реализацию лотерейных билетов, необоснован, так как из материалов дела видно, что Фонд именно проводил лотерею, и продажа лотерейных билетов в данном случае являлась одним из условий проведения лотереи, а не самостоятельным видом деятельности.

В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации выдача лотерейных билетов является оформлением договора между организатором и участником игр. Следовательно, выдачу лотерейного билета никаким образом нельзя приравнять к реализации товара.

Кроме того, налоговая инспекция не установила, что Фонд в нарушение статьи 6 Закона Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" направлял сумму превышения доходов над расходами на какие-либо иные цели, кроме реализации целей, ради которых эта организация создана.

Также необоснован довод о том, что на средства от приведения лотереи Фонд оплатил выкупную стоимость квартиры, так как из пояснений Фонда видно, что квартира приобретается в рамках благотворительной деятельности для размещения в нем детского центра. Факта использования этой квартиры не на благотворительные цели налоговая инспекция не доказала.

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2002 по делу N А56-17615/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

А.К. Толмасова, юрист
Центра развития демократии и прав человека
17.01.03

Размещено 13.03.2003

 Главная / Самое актуальное / Налоги убьют благотворительность / Документы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.