Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Жалоба на несоответствие п.10. ст.28
ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Конституции РФ

 

В Конституционный суд РФ

Заявитель: Иванов Иван Иванович
Адрес: 614002, г. Пермь, ул. 25-го Октября, 11-8

Государственный орган, издавший акт:
Государственная Дума РФ,
Москва, ул. Охотный ряд, 1

Обжалуемый нормативный акт:
Закон РФ от 17/12/01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

опубликован:
Российская газета, N 247, 20.12.2001 г.

Жалоба
На несоответствие п.10. ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Конституции РФ

Я, ________ (Ф.И.О.), работаю воспитателем в ДОУ "Детский сад № 22". Данное учреждение является собственностью ОАО "Пермской приборостроительной компании". В ______ 2002 года у меня будет выработан 25-летний "педагогический" стаж, дающий право на назначение мне пенсии. Однако в связи с принятием нового закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" в _________ в назначении мне пенсии в сентябре 2002 года будет отказано. Это подтверждается ответом из __________.

В соответствии с пунктом 10 статьи 28 Закона РФ от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, гражданам: "не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста"

Ранее действующим федеральным законом "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.90 г. № 340-1, в частности статьей 80, было предусмотрено назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Статья 83 ранее действовавшего Закона давало право Правительству РФ утверждать списки работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия.

Такой список был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 г. № 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет". Одновременно был утвержден и перечень учреждений для детей, работа в которых засчитывается в стаж при выслугу лет, хотя Федеральным законом "О государственных пенсиях" это и не предусмотрено. В пункте 2 этого постановления говорилось, "что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Согласно этому постановлению у меня шел педагогический стаж.

Однако Правительство РФ приняло Постановление от 22.09.99 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", где в пункте 5 указаны формы собственности учреждений, работа в которых дает право выхода на пенсию по выслуге лет. Согласно этому Постановлению с 1 ноября 1999 года (с момента начала действия) я теряла право на льготное исчисление стажа.

Однако, вступившим в законную силу решением Верховного суда РФ от 7 июня 2001 года п.2 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, устанавливающий, что утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществляющейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей, признан недействительным.

Между тем, Закон РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.01 г. не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью работникам образовательных учреждений других организационно-правовых форм. Это не соответствует ст. 55 ФЗ "Об образовании" о том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 ФЗ "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовой формы.

Считаю, что п. 10 ст. 28 дискриминирует педагогических работников образовательных учреждений, направляющих свои усилия на сохранение духовного потенциала нации и воспитание подрастающего поколения. Это положение нанесло удар по жизненному благосостоянию педагогических работников образовательных учреждений, противопоставило интересы педагогических работников образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности и разных организационно-правовых форм. Нарушает социальную справедливость и создает социальную напряженность в педагогической среде.

Более того, Закону придана обратная сила. Данное обстоятельство нарушает общие принципы права, по которым закону, ухудшающему положение граждан, не может быть придана обратная сила.

Считаю, что пункт 10 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", распространяющий свое действие только на муниципальные и государственные учреждения необходимо отменить по следующим основаниям:

  1. На основании ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Статья 8 Конституции гласит, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Норма п. 10 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях" нарушает действие этой нормы, ущемляя одну собственность перед другой.

  2. Более того, нарушает ст. 55 Конституции РФ утверждающей, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

  3. В соответствии с п. 2 ст. 19 Конституции РФ "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". П. 10 ст. 28 обжалуемого закона дискриминирует педагогов одной формы собственности учреждения перед другой.

  4. Также нарушает нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с дополнительными протоколами к ней (Протокол № 1, 4, 6, 7, 11, 12) от 04.11.50 г., в частности ст. 14, где говориться о том, что "пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам".

  5. Противоречит ст. 12 и 55 ФЗ "Об образовании"

На основании ст. 8, 15, 19, 55 Конституции РФ, ст.14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 12 и 55 ФЗ "Об образовании" и ст. 3 "О конституционном суде"

прошу:

Признать несоответствующим Конституции РФ, ее ст. 8, 15, 19, 55, п. 10 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в котором говорится о том, что право на досрочную пенсию имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность не менее 25 лет только в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Прошу суд рассмотреть жалобу без моего присутствия.

Приложение:

  1. Копия жалобы
  2. Копия трудовой книжки
  3. Квитанция уплаты гос.пошлины
  4. ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" - 4 экземпляра
  5. Ответ из __от ______

Дата: Подпись:

Оксана Борисенко, юрист-консультант
Пермского регионального правозащитного центра

Другие материалы по теме

Размещено 15.03.2002


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV