НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ" / Документы

АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПЕРМСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ СВЯЗИ
об акции
документы
жалобы
публикации
ссылки

Защита прав потребителей телефонной связи в Пермской области: историческая справка

С 1995 года было зафиксировано более 400 обращений в общественную приемную Правозащитного центра по поводу нарушений прав потребителей компанией "Уралсвязьинформ". За эти годы по отношению к "Уралсвязьинформу" были испробованы практически все традиционные способы воздействия: обращения в суд, в контролирующие органы, пикетирование, петиционные кампании и общественные акции, предложения о внесении изменений в законодательство. Юристы Правозащитного центра представляли интересы в судах по вопросам неправомерного взимания платы за установку телефона и завышения тарифов на переоформление договора, некачественного оказания услуг, по поводу "пиратских" подключений, предоставления льгот военнослужащим, инвалидам, о предоставлении счета при повременном учете стоимости, о взимании платы за несостоявшийся разговор, о завышении тарифов и другим проблемам. Подробно с информацией о судебных тяжбах с "Уралсвязьинформом" можно ознакомиться в старых номерах газеты ПРПЦ-ПГП.

Первое "патронажное" дело Правозащитного центра против "Уралсвязьинформ" было открыто еще в январе 1995 года. Правозащитный центр совместно с Обществом "Мемориал" и Обществом инвалидов выступил против введения повременной оплаты телефонных разговоров в Пермской области. По инициативе ПРПЦ этот вопрос был рассмотрен Антимонопольным управлением, в результате введение повременной платы телефонных разговоров было приостановлено. Правда, через некоторое время это решение было обжаловано и повременная плата вновь введена.

В апреле 1997 года Пермская гражданская палата от имени 31 некоммерческой организации Пермской области направили В.И. Рыбакину обращение по поводу тарифов на оплату телефонной связи для общественных организаций. Это было единственное обращение, на которое был получен официальный ответ за подписью В.И. Рыбакина. Все последующие обращения Пермского регионального правозащитного центра и Пермской гражданской палаты на имя Генерального директора "Уралсвязьинформа" лично Рыбакиным были проигнорированы.

В октябре 1997 года руководителю "Уралсвязьинформа" Рыбакину В.И. было направлено Открытое письмо по поводу случаев "пиратских" подключений, в письме говорилось, что подобные "издержки" не должны оплачиваться из кармана телефонных потребителей.

В июне 1999 года в рамках акции "За права потребителей телефонной связи" ПРПЦ провел пикетирование "Уралсвязьинформа" и сбор подписей под обращением к губернатору с призывом повлиять на неблагоприятную ситуацию в регионе, сложившуюся из-за безраздельной монополии "Уралсвязьинформа". "Уралсвязьинформу" предъявлялись следующие претензии: отказ ветеранам и инвалидам в предоставлении льгот и игнорирование судебных постановлений, подтверждающих законность льготы; требование оплаты "пиратских" подключений и необеспечение защиты от таких подключений; взимание "установочной" платы, когда фактической установки телефона не производилось. "Уралсвязьинформ" обратился в суд с иском о защите деловой репутации, оспаривая факт перечисленных нарушений, иск был предъявлен журналисту газеты "Новый компаньон". Газета, не согласовав свое решение с Правозащитным центром, заключила с "Уралсвязьинформом" мировое соглашение.

В ходе акции было собрано 279 заявлений от инвалидов, которым не предоставлялись положенные по закону льготы. На основании собранных заявлений Областная прокуратура подала в суд на "Уралсвязьинформ" и лично В.И. Рыбакина. По утверждению "Уралсвязьинформа", компания стала предпринимать активные действия по определению источников финансирования льгот инвалидам. В конечном итоге льготы стали предоставляться только в 2001 году, когда был решен вопрос о компенсации расходов связистам.

В 1999 году было подготовлено обращение общественных организации Пермской области в связи с массовыми нарушениями прав потребителей ОАО "Уралсвязьинформ", под обращением подписались руководители 24 организации. В обращении были перечислены нарушения: отказ в предоставлении льгот, отказ в удовлетворении претензий в связи с предоставлением некачественных услуг, случаи несанкционированного доступа к телефонным линиям, взимание "установочной платы" в тех случаях, когда никакой установки телефона не производилось, ущемление прав абонентов в предлагаемых для заключения договорах УСИ. Обращение было направлено в региональные и федеральные органы исполнительной и законодательной власти, в контролирующие инстанции. В обращение в Государственную Думу РФ были включены предложения о внесении изменений в законодательство. Петиционная кампания общественных организаций имела отклик: в предоставлении льгот по оплате телефонной связи было отказано некоторым общественным организациям, подписавшим обращение.

В феврале 2000 года велись активные переговоры с представителями Прикамского антимонопольного управления по поводу устранения нарушений "Уралсвязьинформа". Были внесены предложения: о проведении проверки ценообразования на услуги связи в соответствии с Постановлением "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий"; о проведении проверки качества услуг связи и соответствия оборудования техническим стандартам; о проведении проверки деятельности "Уралсвязьинформа" на рынке ценных бумаг и др.

Весной 2001 года Правозащитный центр совместно с Обществом инвалидов "Даун Синдром" инициировали обращения в суд семей с детьми инвалидами с исками о предоставлении льгот на оплату услуг связи.

В октябре-декабре 2002 года Пермский региональный правозащитный центр Пермская гражданская палата провели акцию по сбору жалоб от населения на нарушения прав потребителей компанией "Уралсвязьинформ". Было собрано более 80 жалоб от граждан и юридических лиц. По итогам акции было подготовлено "Открытое письмо" с перечнем жалоб и претензий потребителей и предложениями Гражданской палаты и Правозащитного центра по исправлению ситуации.

Чего удалось добиться:

В 1995 году в Пермской области на полгода было приостановлено введение повременной оплаты телефонных переговоров. Предписание о приостановлении повременной оплаты вынесло Антимонопольное управление в ответ на обращение Правозащитного центра и других общественных организаций.

В январе 2000 года Антимонопольное управление вынесло предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства со стороны "Уралсвязьинформ" с требованием исключить из оплаты будущих услуг элементы авансирования. Прикамский МАП также указал, что в случае несвоевременной оплаты услуг связи "Уралсвязьинформ" может только приостановить договор, а расторгать его не имеет права, а также были признаны незаконными условия договора, согласно которым штрафные санкции могли быть наложены на абонентов - юридических лиц независимо от наличия их вины.

УСИ обжаловал предписание в районном суде в части исключения из оплаты элементов авансирования, рассмотрение дела в областном суде подтвердило правомочность постановления антимонопольного управления. В том же 2000 году Прикамским управлением МАП были предъявлены и претензии по поводу необоснованного завышения тарифов на услуги по переоформлению договоров.

15 мая 2001 года остановлен произвол чиновников от "Уралсвязьинформа" в отношении инвалидов. С этого дня вступило в силу решение Прикамского территориального управления Министерства по антимонопольной политике РФ о предоставлении льгот по оплате за пользование телефоном семьям, имеющим детей-инвалидов.

В октябре 2001 года был выигран суд, в котором был признан факт некачественного оказания услуги и взыскано с "Уралсвязьинформа" в пользу потребительницы 9000 рублей. В ходе судебного заседания выяснилось, что у "Уралсвязьинформа" не существовало на тот момент каких-либо стандартов и техническим норм по качеству предоставляемой услуги, как это предусмотрено условиями договора, и что подобные проблемы возникали и у других абонентов.

7 апреля 2003 года ОАО "Уралсвязьинформ" был внесен в "Черный список", учрежденный Пермской гражданской палатой и Пермским региональным правозащитным центром для тех, кто допускает в своей деятельности наиболее грубые, злостные и массовые нарушения прав человека; кто в угоду личным или корпоративным интересам осознанно пренебрегают справедливыми требованиями закона, общепризнанными нормами морали и человеческого общежития. Помещение в "Черный список", помимо прочего, означает направление от администрации "Черного списка" писем, заявлений, жалоб, обращений в различные государственные инстанции, гражданские организации, федеральные и региональные (в том числе, в регионы Урала, на которые распространяет свою деятельность "Уралсвязьинформ"), в которых администрация "Списка" предлагает принять к монополисту различные меры правового, административного, общественного характера. Эти письма, заявления, жалобы, обращения в настоящее время рассылаются более чем в 300 адресов: от федерального правительства до городских обществ защиты прав потребителей.

Пресс-служба Пермской гражданской палаты и
Пермского регионального правозащитного центра
т. 212-21-84

Размещено 10.04.2003

 Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ" / Документы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.