НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ" / Публикации об акции

АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПЕРМСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ СВЯЗИ
об акции
документы
жалобы
публикации
ссылки

Порочная связь

Андрей Семериков,
президент "Группы компаний "ЭР"

В статье "Государство на шее у малого бизнеса" ("Новый компаньон" №27 от 6 августа 2002 года) представитель Пермской области в Совете федерации Олег Чиркунов сформулировал принципиально важную мысль: доля малых предприятий в структуре экономики страны зависит только от одного - какое число крупных предприятий реструктурируется. Я полностью согласен с этим утверждением.

Когда пример - другим наука
В связи с процессами реструктуризации особый интерес представляют все монопольные рынки: телекоммуникационные, энергетические, железнодорожных перевозок. В 1950–е годы прошлого века в США впервые в мировой экономике был проведен эксперимент: правительство "поделило" компанию AT&T, своего телекоммуникационного монополиста, на 5 частей. Причем, сугубо административным путем - решением президента страны. Соответственно были поделены рынки, и вновь образованные предприятия начали конкурировать между собой.

Затем было еще несколько прецедентов. Последний - когда в прошлом году в ходе реализации антимонопольной политики американцы "распилили" Microsoft. Это - исторически проверенный способ повышения конкурентоспособности, расширения ассортимента товаров и услуг, роста их качества, а также инвестиционной привлекательности рынка.

У нас, конечно, не Соединенные Штаты. И все же на примере телекоммуникационного рынка Прикамья можно прикинуть, как подобные схемы накладываются на местный колорит.

АО "Уралсвязьинформ" - очень мощное крупное предприятие, которое 70 лет строили буквально всем миром. В первые годы после приватизации "Уралсвязьинформ" сыграл большую роль в развитии телекоммуникационной отрасли региона. На разных российских территориях этот процесс происходил по–разному, и сегодня можно сравнить результаты. В Екатеринбурге, к примеру, при приватизации весь телекоммуникационный комплекс был разделен на несколько отдельных предприятий: городскую телефонную станцию, "междугородку", областную телефонную сеть и т.д. В условиях жесткой депрессивной экономики первых лет капитализма в России эти предприятия никаких особых результатов не достигли. По объективным характеристикам Пермь оказалась далеко впереди многих территорий. И это - заслуга "Уралсвязьинформа".

Но после 1996 года в условиях более или менее цивилизованной рыночной экономики и стремительных темпов инноваций "Уралсвязьинформ" стал сам себя тормозить. Условно говоря, на одних и тех же "оперативках" специалистам компании пришлось решать вопросы телефонизации деревни в Н–ском районе, где просто физически нет телефонов, и проблемы строительства широкополосной сети доступа в Перми под существующие запросы "продвинутых" клиентов.

То есть предприятие получило такой широкий спектр потребностей населения, который практически невозможно качественно удовлетворить. Между тем, в любом учебнике маркетинга говорится о том, что максимальные результаты в бизнесе можно получить только при фокусировании целей и задач. Когда идет такая мощная диверсификация даже в рамках одной отрасли, начиная от телефонизации села и заканчивая последними цифровыми технологиями, начинается распыление ресурсов.

Портрет монополиста
По российской статистике на 100 тыс. населения должен быть один интернет–провайдер. То есть, в городе–"миллионнике", каким является Пермь, должно действовать 10 таких компаний. В Перми 50% рынка принадлежит компании "Перминформ" (100%-ная "дочка" УСИ), "Рэйд-интернет" занимает 35% рынка. И еще буквально пара провайдеров собирают остальную "мелочь".

Это - следствие жесткой монопольной политики АО "Уралсвязьинформ". Когда создавался и выходил на рынок "Рэйд–интернет", в течение полугода шла жесточайшая ценовая война между ним и "Перминформом". В течение 1,5 лет стоимость доступа в глобальную сеть в Перми была ниже, чем в Москве. Это был прецедент российского масштаба.

Мы выстояли не столько из соображений бизнеса, сколько по причине эмоциональных, субъективных мотиваций.

Любое предприятие или предпринимател ь, которые хотели бы инвестировать в телекоммуникационную отрасль на территории Прикамья, в первую очередь задают себе вопрос: как к их инициативе отнесется "Уралсвязьинформ". Вокруг этой отрасли, как объекта инвестиций, в Пермской области создан некий ореол недоступности: мол, есть там "собака на сене", которая никого не пускает и душит всех, кто становится на пути.

Причем, этот контекст продуцируется внутри самого "Уралсвязьинформа". Просто у его сотрудников существует глубокое убеждение в том, что кроме их компании в Пермской области не должно быть никого. Это базовое заблуждение, которое, в конце концов, распространяется и на инвесторов. Что серьезно вредит развитию отрасли. На самом деле в Пермской области можно найти огромное количество желающих вложить деньги в серьезное дело.

У генерального директора "Уралсвязьинформа" Владимира Рыбакина в министерстве долгое время было прозвище - "коллекционер". Оно появилось, потому что в корпоративной политике УСИ значилось получение всех лицензий, какие только существуют в природе. По этой причине все "сотовые" лицензии изначально были сконцентрированы в руках монополиста. До тех пор, пока не появилась практика выдачи вторых, третьих лицензий на регион. Сегодня в Пермской области нет стандарта СDMА, нет цифрового телевидения и еще целого ряда достаточно новых высокотехнологичных проектов именно по этой причине.

С 2001 года этот порядок изменился. Поэтому в Прикамье появились "Мобильные ТелеСистемы" и "Мегафон".

Инновации - катализатор роста
Почему телекоммуникационную отрасль среди монопольных рынков я ставлю на 1–е место? Потому, что в этом бизнесе больше, чем в других отраслях, присутствуют инновационные процессы. Технологии и средства передачи информации, любой - голосовой, визуальной, цифровой - развиваются в разы быстрее, чем технологии передачи, к примеру, электроэнергии или перевозок грузов и пассажиров.

Буквально каждый год в отрасли связи происходит микрореволюция, появляется новая технология, которая "ставит крест" на предыдущих. Нельзя придумать более приемлемых условий для развития малого бизнеса, чем такие темпы инноваций. Появилась новая технология - возник наилучший повод для создания небольшого предприятия, которое эту технологию берется осваивать, привлекать инвестиции и развиваться.

Можно возразить, что технологии, о которых идет речь, очень дорогостоящие, и малые предприятия вряд ли найдут средства для внедрения таких инновационных проектов. На самом же деле все относительно. Для того, чтобы создать интернет–провайдера в Перми, требуется ориентировочно от $50 до $300 тыс. Такие деньги в Прикамье может найти, как минимум, сотня физических лиц.

Возможности для появления новых предприятий в сфере телекоммуникаций достаточно широки. Кроме сотовой связи есть более сложные услуги передачи данных, междугородная, международная связь, корпоративные сети и т. д. И можно получить взрывной эффект, если не чинить препятствий подобному бизнесу.

К сожалению, на деле все происходит иначе. Так, узел IP–телефонии мы сделали 3 года назад и 2,5 года получали технические условия на присоединение его к сетям монополиста (хотя по закону эти документы должны были выдать в течение месяца). "Уралсвязьинформ" обосновывал свои действия "отсутствием технической возможности". Мы обратились в Минсвязи, там ответили: такая возможность есть. Но пока шла эта переписка, минуло полгода. Затем нам выдали технические условия, но сказали: проект "неправильный". И так далее.

Или еще: наши телефонные карточки "Восток–Запад" пермяки просто сметают. По ним в Израиль позвонить, к примеру, в 2 раза дешевле, чем через "Уралсвязьинформ". А сколько абонентов сегодня в США и Европе... Создать подобную платформу для предприятия малого бизнеса стоит всего $20 тыс. Это вполне приемлемые деньги для того, чтобы организовать предприятие, зарегистрировать, получить лицензию, проинвестировать в оборудование, получить ресурсы и работать. Этим на самом деле и должен заниматься малый бизнес, а карточек таких в Перми должно быть 50 видов.

Есть еще околотелекоммуникационный бизнес, розничная торговля средствами связи. В Перми около 10 фирм, которые продают сотовые телефоны и аксессуары к ним. Одно из них - "Технотел" - занимает порядка 50% рынка только благодаря неформальным связям с руководством монополии. На самом деле по российской статистике в таком областном центре, как Пермь таких предприятий должно быть не менее 20. Никаких рыночных причин для нынешнего ограничения предпринимательской инициативы нет. В основе всего и здесь лежит пресловутое "отсутствие технической возможности". То SIM–карт нет, то разрешение оформляется полгода. Хотя карточки сотовой телефонии должны продаваться в каждом ларьке.

Другой пример. Предприятие в сегодняшних условиях просто обязано иметь свой качественный интернет–сайт, на котором идет если не электронная торговля, то по крайней мере переписка и обмен информацией. Без этого с иностранными партнерами, к примеру, просто невозможно работать. Вместо того, чтобы иметь полсотни студий web–дизайна, которые бы привлекали предприятия своими маркетинговыми технологиями в сеть, их в Перми 3–5, то есть столько же, сколько интернет–провайдеров.

Для примера можно взять и местную связь. Та же "Пермская телефонная компания" на свой страх и риск строит АТС в Курье. Номеров у них пока нет. Они надеются, что, построив станцию, коллективным обращением граждан заставят "Уралсвязьинформ" выделить и номера. Хотя в цивилизованном мире все делается наоборот.

В соседних регионах, надо сказать, наших трудностей просто не понимают. Там реализация подобных проектов занимает не годы, а месяцы.

О пользе конкуренции
Памятуя, что в России действует закон "О конкуренции", и мы, и другие предприятия неоднократно пытались инициировать процедуры противодействия монопольной политике "Уралсвязьинформа". Но у исполнительной власти позиция достаточно пассивная. С одной стороны, она вроде бы "за". С другой, у нее есть иллюзия по поводу связистов, аналогичная иллюзии по отношению к таким компаниям, как "ЛУКОЙЛ", которым полагается поклоняться и никаких других конкурентов не поощрять. Ведь, не дай Бог, тот же "ЛУКОЙЛ" перенесет центр бизнеса, к примеру, в Волгоград. Между тем, даже если это и случится, никакой катастрофы не произойдет. Уже сейчас практика доказала, что конкуренция даже в сегодняшней российской рыночной обстановке благотворно действует на экономику.

У нас были разбирательства в антимонопольном комитете, мы привлекали к разрешению конфликтов с монополистом Госсвязьнадзор, обращались в Минсвязи. Самое интересное в этой ситуации - позиция министерства: оно просто негодует по поводу поведения "Уралсвязьинформа". Практически нигде в других регионах не наблюдается такого открытого противодействия монополиста развитию предприятий на рынке связи.

С другой стороны, количество лицензий на местную связь, где нет ограничений, в Пермской области во много раз превышает число лицензий в других регионах. Этот показатель говорит о том, что представители малого и среднего бизнеса готовы работать на телекоммуникационном рынке. Те лицензии, которые можно получать, они получают. Есть предприятия, которые оказывают услуги местной связи. Те же "Пермская телефонная компания", "Телекс", "Телекон", "Пермлессвязь". Но реализовать какие–то инновационные проекты эти предприятия самостоятельно не могут. А привлекать инвестиции в связи со сложившимся имиджем отрасли в Прикамье тоже не получается. Именно поэтому здесь огромное значение имеет позиция обладминистрации.

Можно, конечно, ссылаясь на "Связьинвест", говорить, что если "Уралсвязьинформ" в Перми будут теснить конкуренты, то оно в Очере не сможет поставить станцию на 200 номеров. Это просто отговорки под прикрытием сложных технических вопросов.

Мы пытались получить государственный ресурс для того, чтобы заняться телефонизацией Перми. Но все тонет в переписке между Минсвязи и "Уралсвязьинформом". Из министерства поступает запрос в адрес монополиста о наличии свободных номеров. "Уралсвязьинформ" официально отвечает: свободных номеров нет.

Сам по себе этот ответ, кроме того, что раздражает министерских чиновников, противоречит здравому смыслу. В Перми 300 тыс. квартир. Емкость Пермской ГТС - 250 тыс. номеров. Даже если к ним прибавить 150 тыс. декларируемых мобильных, то получится в общей сложности 400 тыс. Где еще 600 тыс. из того миллиона, что выделен областному центру? Такая же ситуация в области, где сегодня свободны более 9 млн. номеров. Получить номера в Березниках и Соликамске еще сложнее, чем в Перми. Объяснить это явление не может никто. Это формальная "отлупная" позиция, над которой специалисты даже смеяться перестали.

О важности политики
"Группа "ЭР" сделала достаточно серьезный шаг - в 2001 году были проданы все непрофильные предприятия и в ее активах сегодня остался только телекоммуникационный бизнес. Это умышленный шаг фокусирования в этой сфере деятельности. Если учесть, что все мы собираемся долго и счастливо жить в Пермской области, занимаясь телекоммуникациями, наша задача - сделать эту отрасль привлекательной для инвесторов, получить дополнительные возможности для развития бизнеса, построить новые сети, создать новые системы, продукты, расширить ассортимент услуг.

Какой мы видим выход? Одна из основных задач, которая декларируется обладминистрацией, - повышение инвестиционной привлекательности региона и привлечение в него дополнительных инвестиций. Я считаю создание благоприятных условий для деятельности малого бизнеса одним из серьезнейших инструментов привлечения инвестиций, как межотраслевых (из "ЛУКОЙЛА" и "Межрегионгаза", где концентрируются свободные средства), так и зарубежных.

К примеру, "Уралсвязьинформ" не может продать пакет акций иностранному инвестору, у них хозяин - "Связьинвест". А "Элсвязь" с удовольствием продаст 50% акций той же Siemens. Мы готовы заниматься менеджментом, работать на немцев для того, чтобы в Пермской области создавались новые рабочие места, чтобы ассортимент услуг рос, чтобы экономические показатели телекоммуникационной отрасли шли вверх, чтобы повышался уровень оказания услуг. Чтобы промышленные предприятия получали телекоммуникационные услуги высочайшего уровня, поскольку они, безусловно, влияют на эффективность производства, на производительность труда.

Один из самых эффективных инструментов повышения инвестиционной привлекательности региона - демонополизация отраслей. Мы готовы поучаствовать в разработке региональных программ демонополизации телекоммуникационного рынка. Я даже предлагал генеральному директору АО "Уралсвязьинформ" Владимиру Рыбакину создать совместное предприятие, где 50% акций будет принадлежать сегодняшнему монополисту. Мы готовы и на такой вариант, только бы нам дали работать. В телекоммуникациях Пермской области можно увеличивать объемы реализации в разы.

Областная власть должна внимательнее следить за существующей законодательной базой и ее соблюдением. Законов у нас достаточно. Просто в силу технологической сложности отрасли применение их затруднено: неспециалисту в телекоммуникационных технологиях и процессах трудно разобраться. Этим и пользуется монополист.

В то же время, если на уровне Концепции развития промышленности Прикамья будет принята политика демонополизации отрасли связи, инвестиции хлынут потоком. Приход МТС - конкретный пример: за полгода компания вложила в Прикамье $16 млн. Это приличная сумма. Кроме того, 170 человек получили высокую квалификацию и работу, налицо - скачок в потреблении услуг мобильной связи. Соответствующая политика местной власти могла бы обеспечить мощный приток инвестиций в отрасль.

Опубликовано в газете "Новый Компаньон"
№ 32 (228) 10.09.2002

Размещено 10.10.2002

 Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ" / Публикации об акции






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.