НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ" / Публикации об акции

АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПЕРМСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ СВЯЗИ
об акции
документы
жалобы
публикации
ссылки

Хотели как лучше…

В минувшую среду на пленарном заседании Совета Федерации была одобрена новая редакция закона "О связи". На российском телекоммуникационном рынке сохраняется "status quo" последних лет.

Закон будет приведен в силу с 1 января 2004 года, но уже сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что практика взаимоотношений между операторами сетей общего пользования и населением претерпит существенные изменения.

Компромисс

В итоговом документе однозначно говорится о том, что способ оплаты местных телефонных соединений будет производиться по выбору. Таким образом, люди получили право решать самостоятельно: платить ежемесячную фиксированную абонплату или же переходить на расчеты по "повременке". Это изменение не в последнюю очередь было вызвано недовольством населения безальтернативной системой расчетов (в Москве не первый год идет война между МГТС и пользователями Интернета, причем, небезуспешно для последних). В Перми ОАО "Уралсвязьинформ" в свое время приняло решение о тотальном переходе на повременной способ учета времени пользования телефоном, несмотря на протесты населения и отсутствие законодательной базы. Теперь такое самоуправство невозможно.

Министр связи Леонид Рейман, представлявший на всех этапах утверждения нового Закона позицию Правительства, пообещал, что ситуации, при которой у абонента не будет выбора, а останется одна только "повременка", не возникнет. "Все операторы должны обеспечить возможность предоставления услуг местной связи как на основе фиксированной, так и повременной оплаты", - сказал министр во время обсуждения Закона в Государственной Думе.

"Кина не будет?"

Однако и тут власти не "оставили в беде" естественную монополию: граждане, решившие сразу перейти на абонплату, могут быть неприятно удивлены. Дело в том, что к моменту, когда появится реальный шанс выбрать для себя форму расчета, абонентская плата может возрасти настолько, что сделает невыгодным подобный переход. Помимо уже анонсированного 30%-ного повышения абонентской платы в августе, следующее удорожание может произойти в аккурат ко "дню независимости от "повременки", назначенному на 1 января 2004 года.

Все основные тарифы на услуги связи в нашей стране регулирует государство. Предприятия электросвязи, управляемые государственным телекоммуникационным холдингом "Связьинвест" (в том числе и "Уралсвязьинформ"), уже около пяти лет жалуются в МАП, что вынуждены субсидировать население, предоставляя телефонные услуги по ценам ниже себестоимости. В какой-то мере убытки операторов из-за низкой абонентской платы за местную связь покрывались высокими тарифами на междугородную.

Чтобы ликвидировать эту систему перекрестного субсидирования, МАП вот уже около двух лет регулярно повышает ежемесячную абонплату за телефон. За прошлый год, например, она выросла примерно на 45%, что в целом повысило доходы связистов примерно на 25%. Ввиду того, что происходит постепенное приближение расценок на внутригородскую и междугороднюю связь к экономически оправданным показателям, связисты не захотят терять лишние деньги, которые приносит "повременка". Чтобы каким-то образом компенсировать падение доходов, по-видимому, будет увеличена абонентская плата. Так что массового перехода на другую систему расчетов, скорее всего, не произойдет: мало говорящим абонентам будет попросту невыгодно платить высокую фиксированную абонентскую плату.

Еще один налог

Другой важной инновацией можно считать новые правила лицензирования деятельности в области связи, правила взаимодействия между операторами, а также создания резерва универсального обслуживания, куда все операторы связи будут отчислять часть выручки, для того чтобы эти средства позволили устанавливать таксофоны и создавать пункты общественного доступа в Интернет в отдаленных районах. Создание резерва универсального обслуживания, в котором, по разным оценкам, будет аккумулировано от $150 млн до $350 млн, выгодно традиционным операторам, в частности компаниям, входящим в телекоммуникационный холдинг "Связьинвест" (в Перми - УСИ). В то же время оно может стать дополнительным финансовым бременем для альтернативных коммерческих операторов связи.

Противники создания такого фонда в его нынешнем виде критикуют его по трем позициям. Во-первых, они отмечают, что в версии нынешнего законопроекта платежи в фонд де-факто являются дополнительным налогом. Во-вторых, механизм сбора и распределения этих средств недостаточно прозрачен и готовит почву для различного рода злоупотреблений. Наконец, по их мнению, перечень универсальных услуг не может ограничиваться таксофонной связью и доступом в Интернет, а должен включать почтовую связь, обязательную телефонизацию школ, детских садов и больниц, а также ряд других услуг.

Будем ждать и верить

Не менее важная деталь: авторы нового Закона впервые провозгласили право любого оператора на присоединение к сети связи общего пользования. При этом уточнив существенную деталь: цену за присоединение и пропуск трафика оператор - владелец сети - определяет хотя и самостоятельно, но непременно исходя из собственных, экономически обоснованных затрат. А монополисты (точнее, "операторы, занимающие существенное положение на рынке" - к ним Минсвязи относит компании, занимающие не менее 25% монтированной емкости рынка или имеющие возможность пропускать 25% трафика и более) и вовсе должны согласовывать с государством цены на присоединение, выставляемые для других операторов. До сих пор присоединение к сетям местных операторов было одним из самых болезненных вопросов для новых компаний. Есть шанс, что с принятием нового закона ситуация изменится: за дискриминацию новых компаний монополистам придется отвечать в суде по всей строгости.

По мнению ряда экспертов, новая версия закона "О связи", несмотря на очевидные преимущества, вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, ряд положений одобренного документа содержит в себе нормы, значительно повышающие защиту прав населения при оказании услуг связи, с другой же, закрепляет монополизацию отрасли и дает преимущества традиционным операторам связи, входящим в холдинг "Связьинвест". Так, наблюдатели оценили это как безусловную победу Минсвязи над лоббистами интересов крупных ФПГ, владеющих альтернативными операторами. Ведь в текст законопроекта не вошла практически ни одна поправка, предложенная "альтернативщиками".

Каким образом новый Закон повлияет на развитие отрасли, пока не известно. И хотя принятие Закона Минсвязи фактически вывело спектр деятельности связи из-под общего регулирования существующего массива законодательства, ряд накопившихся отраслевых проблем получит свое решение.

К сожалению, Антонина Невоструева, заместитель гендиректора ОАО "Уралсвязьинформ" по связям с общественностью, прокомментировать новый Закон отказалась. По-видимому, все аргументы "за" и "против" населению будут представлены несколько позднее - в счетах за услуги связи.

Справка "ПО"

По итогам 2002 года чистая прибыль ОАО "Уралсвязьинформ" (телекоммуникационные услуги, Пермь) увеличилась на 52,6% и составила 924,3 млн руб. Прибыль от продаж составила 3,9 млрд руб., рост к уровню 2002 года составил 92,8%, балансовая прибыль - 1,4 млрд руб., рост - 26,9%. По итогам 2002 г., выручка компании составила 14,8 млрд руб., что на 39% больше уровня 2001 г., в т. ч. доходы от услуг связи увеличились на 26,5% и составили 10,9 млрд руб. Затраты на оплату труда увеличились на 22,9% и составили 3,2 млрд руб.

Дмитрий Захаров

Опубликовано в "Пермском обозревателе"
№23 (125) 30 июня 2003 года

Размещено 09.07.2003

 Главная / Самое актуальное / "Уралсвязьинформ" / Публикации об акции






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.