Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше.

Н. Добролюбов

 

Введение

 

Последнее десятилетие уходящего тысячелетия стало последним для государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. Получившие независимость республики, входившие в состав СССР поспешили найти свой собственный путь развития. Часть республик объединилось в конфедерацию - Содружество Независимых Государств. Другая часть выбрала полную независимость.

Несмотря на объявленные суверенные статусы все без исключения новые государства в большей или меньшей степени несут на себе отпечаток бывшей авторитарной системы - для некоторых стран это уже история, для других остается в большей части действительностью. Переходный период времени характеризуется сменой общественно экономической формации, переходу от авторитарного строя к демократическому. Объективно необходимый слом устаревших государственных структур, их замена новыми происходит весьма противоречиво. Во многих случаях давно назревшие проблемы не находят своего должного разрешения. К такой проблеме относится и право гражданина на альтернативную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

Данная книга задумывалась как некий сборник материалов об альтернативной службе, предназначенный для парламентариев стран СНГ и Балтии. Именно от Парламента зависит принятие закона, предоставляющего право на альтернативную службу, что сделано лишь в меньшинстве республик бывшего Советского Союза. К сожалению, информация о сущности альтернативной службы и об опыте других стран (в том числе стран СНГ и Балтии) во многом остается не донесённой до депутатов, военных чинов и прочих лиц, от которых зависит решение данного вопроса.

В частности, некоторые российские депутаты допускали невежественные выступления1, утверждая, что "нигде в Европе нет таких законов, и, что страны Европы против таких Законов" (имеются в виду законы, предоставляющие возможность прохождения альтернативной службы вместо военной - прим. авт.). Естественно, что после таких заявлений не вызывает удивлений, что закон об альтернативной службе в России, как и в большинстве других странах СНГ, до сих пор не принят. Остается лишь строить предположения, насколько распространенным среди парламентариев является процитированное мнение.

Альтернативная служба - новое явление для всех стран, ранее входивших в "социалистический лагерь". Советские идеологи в свое время указывали, что "сторонники мира в социалистических странах не принимают такие требования пацифистов, как отказ от военной службы, от защиты социалистического общества". По их убеждению, "основанному на опыте взаимоотношений социализма с империализмом, такие меры не укрепили бы мира, подорвали бы безопасность СССР и других социалистических государств". Поэтому тема отказа от военной службы по убеждениям и, соответственно, тема альтернативной службы были закрыты даже для обсуждения.

Вместе с тем, для подавляющего большинства стран, комплектующих национальные вооруженные силы на основании призыва, альтернативная служба рассматривается как обязательный и неотъемлемый атрибут демократических принципов в сфере обеспечения обороны страны. Кроме того, возможность прохождения альтернативной службы есть непосредственная реализация человеком права на свободу совести. В настоящее время все большее количество развитых стран вовсе отказываются от всеобщей воинской обязанности. Соответственно отпадает необходимость и в альтернативной службе.

Для некоторых стран, в частности России, альтернативная служба до сих пор не стала реальностью. Причина - "страх" перед неизвестным, боязнь, что идея альтернативной службы не приживется в обществе, вызовет хаос в государстве, окончательно развалит вооруженные силы. Сильное военное лобби не заинтересовано в сокращении самой дешевой рабочей силы, которую поставляет призывная система.

Мы хотели бы избавить читателей (среди которых, мы уверены, будет немало парламентариев) от необходимости сбора информации об альтернативной службе из различных источников. Мы излагаем все необходимые сведения по теме в систематизированном виде. Кроме того, в приложении содержатся все действующие национальные законодательные акты, регулирующие альтернативную службу в странах СНГ и Балтии.

Цель книги - дать полную и достоверную информацию по теме и показать, что альтернативная служба может существовать в постсоциалистических странах, не ухудшая обороноспособности этих стран.

Считается, что при решении вопроса о введении альтернативной службы нельзя сравнивать Россию и развитые западные страны, где есть экономические и политические условия для существования такой службы. Но институт альтернативной службы уже существует на определенной части бывшего Советского Союза почти десятилетие2.

Для стран бывшего СССР введение альтернативной службы значимо еще и потому, что переход к профессиональной армии в этих странах не произойдет в обозримом будущем (невзирая на оптимистичные прогнозы и обещания).

Пятнадцать союзных республик, стартовавших в одно и то же время, находясь примерно в одинаковых экономических и политических условиях, в настоящее время, как группа марафонцев, растянулась змейкой и бежит к одной цели, именуемой правовым государством. Есть в этой группе свои лидеры, а есть и отстающие. Мы не будем касаться темы правового государства в целом, а ограничимся лишь одним аспектом - соблюдением права человека на отказ от военной службы по убеждениям совести и замену военной службы альтернативной службой.

Потребность анализа такого правового явления, как замена военной службы альтернативной службой, вызвана еще и тем, что страны бывшего СССР пошли по особому пути. Институт альтернативной службы, находясь в процессе становления, приобретает своеобразные черты, которые отсутствуют в моделях альтернативной службы других стран мира3.

Хочется надеяться, что выход в свет данной книги хотя бы чуть-чуть ускорит процесс введения альтернативной службы в тех республиках бывшего СССР, где её до сих пор нет. В первую очередь это касается России, Беларуси, Казахстана - наиболее крупных и влиятельных государств, имеющих самые большие по численности вооруженные силы.

Небезынтересной книга будет и для читателей тех стран, где существует альтернативная служба, поскольку есть много нарицаний к действующим моделям альтернативной службы в ряде республик.

В первую очередь мы уделим внимание законодательному аспекту решения проблемы, связанной с заменой военной службы альтернативной службой. Соответственно больше внимания будет уделено тем государствам, в которых такое законодательство существует. В тех странах, где право на альтернативную службу до сих пор не признано (либо только продекларировано), будет уделен вопрос текущему законодательству и правовой возможности добиваться права на альтернативную службу.

В тех странах, где отсутствует реальное право и легитимная процедура отказа от военной службы, существование "узников совести" является закономерностью. И почти все случаи уголовных дел, возбуждаемых в отношении сознательных отказников, похожи один на другой. В некоторых случаях, когда дело разбирается действительно компетентным и беспристрастным судом, удается добиться справедливого решения, но таких примеров единицы, и это исключение лишь подтверждает правило: правовые пробелы в законодательстве или законы, нарушающие основные права человека, влекут страдания ни в чём не повинных людей.

В большинстве случаев, как раз по причине несовершенства законодательства, призывники, которые по убеждениям или вероисповеданию отказываются проходить военную службу, подвергаются уголовным преследованиям.

Со всей уверенностью можно сказать, что само государство создаёт потенциальных "преступников" и "узников совести", потому что не желает пойти на компромисс с инакомыслящими членами общества.

Книга имеет цель дать пищу для размышлений о форме устройства альтернативной службы, поскольку у каждой из стран есть свой специфический подход к решению этой проблемы. Государства, входящие в состав СНГ, не принявшие до сих пор законов об альтернативной службе, имеют уникальную возможность воспользоваться опытом своих соседей, накопленным за последнее десятилетие.

Говоря об унификации законодательства об альтернативной службе в странах СНГ, стоит отметить, что принятие в 1999 году Модельного Закона "Об альтернативной (невойсковой) службе", по нашему мнению, является не вполне удачной попыткой активизации процесса принятия аналогичных законов национальными парламентами стран-участниц СНГ. Модельные проекты законов, несомненно, имеют огромный положительный потенциал, но в данном случае принятый Модельный Закон содержит множество недостатков. Причем, нужно уже сейчас предотвратить его "копирование" другими станами во избежание повторения ошибок.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV