Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

3. Мировой стандарт альтернативной службы

Под мировым стандартом мы понимаем сформулированные наднациональными, международными организациями универсальные правила, которым должна соответствовать альтернативная служба, в том числе основания предоставления такой службы взамен военной, условия прохождения альтернативной службы, гарантии лицам, отказывающимся по убеждениям совести от военной службы. Национальные системы должны учитывать указанные положения. К сожалению, следует констатировать, что законодательство стран бывшего СССР не в полной мере соответствует данным стандартам, что не должно оставаться без внимания.

Право на отказ от воинской службы по убеждениям совести неотъемлемо входит в понятие права на свободу мысли, совести и вероисповедания, признанного в ст. 18 Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году. Это право также сформулировано в ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, принятых в 1966 году. Более подробную регламентацию и свое обоснование это право получило в последние два десятилетия.

В 1987 году Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию 1987/46, в которой отказ от военной службы по убеждениям совести ясно определяется как "законное осуществление права на свободу мысли, совести и вероисповедания". Это определение было вновь подтверждено в последующих резолюциях, принятых Комиссией в 1989, 1993 и 1995 годах.

В общих комментариях №22 (48) по ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятых в июле 1993 года, Комитет ООН по правам человека согласился с мнением Комиссии и выразил свое убеждение в том, "...что такое право вытекает из ст.18, поскольку обязанность применять смертоносное оружие может находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом следовать своим вероисповеданию и убеждениям". В рекомендации 1987 года также содержится настоятельный призыв к тому, чтобы "правительства государств-членов - поскольку этого еще не сделано - привели свои национальные законодательства и правовую практику в соответствие..." с этим важнейшим принципом.

Выводы этих двух организаций ООН также поддерживаются в ряде резолюций, принятых Европейским парламентом. В резолюции от 13 октября 1989 года Европарламент "призывает к тому, чтобы право на отказ от воинской службы, вооруженной или невооруженной, было гарантировано всем, чье решение основано на глубоких убеждениях совести, что соответствует принципам свободы и справедливого отношения к каждому члену общества". В резолюции Европейского парламента от 11 мая 1989 года ясно говорится, что "право на отказ от воинской службы по убеждениям - как оно определено в резолюции 89/59 Комиссии ООН по правам человека - должно быть введено в качестве основного человеческого права в законодательные системы государств-членов".

18 января 1994 года Европарламентом была принята очередная резолюция по этому вопросу. В данной резолюции говорится, что "право на отказ от воинской службы является реальным правом человека".

В своей резолюции 1995 года (1995/83) по данной проблеме Комиссия ООН по правам человека "обращает внимание на право каждого человека заявлять о своем отказе от воинской службы по убеждениям, что является выражением права на свободу мысли, совести и вероисповедания...". Резолюция Европейского парламента, принятая 18 января 1994 года, подчеркивает, что "... отказывающимся от воинской службы по убеждениям следует считать того человека, который отказывается выполнять обязательную воинскую службу, обосновывая свой отказ религиозными, этическими, философскими причинами или причинами глубоких убеждений совести". Комиссия ООН по правам человека в своей резолюции 1995 года также настоятельно призывает государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, на основании которых совершен отказ, никак не влияли на отношение к отдельным людям, а также чтобы по отношению к отказавшимся была исключена любого рода дискриминация по причине их неучастия в воинской службе.

Комиссия ООН по правам человека подчеркивает следующее: "В рекомендациях Комитета Министров Совета Европы говорится, что формы альтернативной службы должны иметь нестроевой или гражданский характер, служить интересам общества и быть некарательной длительности". Установлено, что "проходящие альтернативную службу не должны иметь меньше социальных или финансовых прав, чем те, кто проходит воинскую службу. Юридические нормы и положения, по которым воинская служба включается в трудовой стаж, определяется повышение в должности и пенсия, должны также относиться и к альтернативной службе. Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года призывает, чтобы проходящие альтернативную службу были защищены от эксплуатации и чтобы их оплата была равной оплате призванных в вооруженные силы.

Комиссия ООН по правам человека "подтверждает важность того, чтобы информация о праве отказа от воинской службы по убеждениям и о правилах получения соответствующего статуса была доступна всем, кого касается военный призыв".

В Рекомендации Комитета Министров Совета Европы 1987 года подчеркивается, что "...лица, подлежащие призыву, должны извещаться об их правах заранее. С этой целью государство должно само предоставлять соответствующую информацию или позволять другим заинтересованным организациям распространять ее". Копенгагенский Документ ОБСЕ 1990 года также призывает страны-члены ОБСЕ "...предоставить общественности информацию по этому вопросу". В Резолюции Европейского парламента от 13 октября 1989 года говорится, что " в тех странах, где такое правило еще не установлено, вместе с призывными документами призывник должен получать полную информацию о связанных с призывом юридических нормах и, в частности, об отказе от воинской службы по убеждениям".


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV