Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

1. Азербайджанская Республика

Азербайджанская Республика относится к тем государствам, которые продекларировали право на альтернативную службу, однако реализация данного права невозможна ввиду отсутствия специального закона.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. "защита Родины - долг каждого гражданина. Граждане проходят воинскую службу в установленном законом порядке". Согласно части 2 данной статьи "если убеждения граждан противоречат прохождению действительной воинской службы, то в установленных законодательством случаях допускается замена действительной воинской службы на альтернативную воинскую службу".

В статье 48 Конституции закреплено, что каждый обладает свободой совести и правом свободно определять свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии. Выполнение религиозных обрядов свободно, если не нарушает общественный порядок и не противоречит общественной нравственности.

Несмотря на упоминание об убеждениях, как основании замены военной службы на альтернативную, формулировка Конституции АР, отсылающая к "установленным законом случаях" делает невозможным предоставления альтернативной службы на основании прямого применения Конституции.

Следует подчеркнуть, что Конституция АР оперирует понятием "альтернативная военная служба". Такое словосочетание в отсутствие специального закона не наполнено конкретным содержанием и не позволяет однозначно трактовать такой вид альтернативной службы как нарушающий права человека и международные стандарты. Как уже говорилось выше, в республиках бывшего СССР не сложилось единой системы понятий, используемых при регулировании отношений, связанных с альтернативной службой. Однако было бы целесообразным само название альтернативной службы формулировать таким образом, чтобы исключались различные толкования в отношении сущности альтернативной службы.

Закон Азербайджанской Республики "О военной службе" от 3 ноября 1992 года № 162 не регулирует порядок направления граждан на альтернативную службу. Тем не менее в данном законе о ней упоминается. В статье 20 закона установлено, что военнослужащие, уволенные с альтернативной службы зачисляются в запас наряду с военнослужащими, прошедшими военную службу. Из анализа данного закона можно сделать предположение о случайном характере появления нормы, упоминающей об альтернативной службе (по крайней мере, никак не согласованной с общей структурой всего закона). При таких обстоятельствах отсутствуют всякие предпосылки для функционирования в Азербайджане института альтернативной службы.

Более того, в действительности, свобода совести в Азербайджане подвергается жестким ограничениям. Попытки воспользоваться правом на альтернативную службу, закрепленным в Конституции, заканчиваются, как правило, уголовными преследованиями тех лиц, которые отказываются от военной службы по убеждениям совести. Например, в августе 1999 года полиция и призывная комиссия пытались призвать на военную службу Равшана Мурсалова, приверженца веры Свидетелей Иеговы, после его обращения о предоставлении ему альтернативной службы по убеждениям совести. Р. Мурсалов сообщил, что в ноябре 1997 года его и других верующих вызывали в прокуратуру г. Баку, где следователь прокуратуры оскорблял и бил его, требуя отречения от веры .

Вместе с тем, в ст. 47 Конституции АР прямо указывается, что никого нельзя принудить обнародовать свои мысли и убеждения или отказаться от своих мыслей и убеждений. Несмотря на данные положения Конституции АР, у другого верующего этой же религиозной конфессии - Ибрагима Икрамед-дина, без ордера был проведен обыск его жилища, у него была изъята религиозная литература, а сам он впоследствии был подвергнут административному аресту на 15 суток, в течение которых его избивали сотрудники полиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Азербайджанской Республике право на замену военной службы альтернативной службой в действительности отсутствует, а лица, заявляющие об отказе от военной службы по убеждениям совести, подвергаются уголовным преследованиям.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV