Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

2. Республика Армения

В Конституции Армении не закреплено право на альтернативную службу. Согласно ст. 47 Конституции Армении каждый гражданин обязан в установленном законом порядке участвовать в защите Республики Армения. Тем не менее, статья 23 Конституции предусматривает право каждого человека на свободу мысли, совести и вероисповедания. Согласно ст. 24 Конституции каждый имеет право настаивать на своем мнении. Запрещается принуждение человека к отказу от своего мнения или его изменению.

В действующем законе "О воинской обязанности", принятом Национальным Собранием Республики Армения 16 сентября 1998 года, также не упоминается о праве граждан на замену военной службы альтернативной службой. Более того, в статье 30 данного закона прямо указано, что военнообязанные не прошедшие военную службу (срок которой равен 24 месяцам), в ряде случаев не могут назначаться на государственные должности. Перечень этих должностей утверждается Правительством Армении. Таким образом, действующее законодательство Армении устанавливает, что лицо, которое заявит об отказе от прохождения военной службы по убеждениям совести, будет подвергаться дискриминационным ограничениям при поступлении на государственные должности.ъ

В Армении действует закон "О свободе совести и религиозных организациях", принятый Верховным Советом 17 июня 1991 года с изменениями и дополнениями, регулирующий отношения, связанные со свободой совести и деятельностью религиозных организаций. Согласно статьи 19 данного Закона все гражданские обязанности, предусмотренные действующим законодательством, распространяются также на верующих членов религиозных организаций наравне с другими гражданами. Далее указывается, что в отдельных случаях противоречий между гражданскими обязанностями и религиозными убеждениями вопрос об исполнении гражданских обязанностей может быть решен на альтернативном принципе в установленном законом порядке по взаимному соглашению соответствующего государственного органа и данной религиозной организации.

Такая обтекаемая формулировка об "альтернативном принципе", не конкретизированная в специальных нормативных актах, никак не может повлиять на положение дел с альтернативной службой. Кроме того, принятие решений на указанном принципе касается только религиозных организаций, а интересы отдельного индивида остаются неучтенными. Право поступать в соответствии со своими религиозными убеждениями в рассматриваемом законе не закреплено. Закон лишь предоставляет право каждому гражданину свободно определять свое отношение к религии.

Отмечая общее неудовлетворительное положение в области свободы вероисповедания и религиозной толерантности, наблюдаются грубые нарушения прав нетрадиционных для Армении религиозных конфессий.

Известно, по крайней мере, о девяти случаях лишения свободы лиц, отказывающихся от военной службы в связи с вероисповеданием, множество других приверженцев веры вынуждено скрываться от преследований и жить подпольно.

Кроме того, в феврале 1999 года Министерство обороны Республики Армении официально предупредило членов правозащитных организаций, занимающихся защитой прав призывников, прекратить сотрудничество с международными правозащитными организациями.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV