Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

3. Республика Беларусь

Конституция Республики Беларусь, принятая 24 ноября 1996 года, предусматривает возможность предоставления альтернативной службы. Согласно ст.57 Конституции РБ основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом. Однако, соответствующий Закон, регламентирующий порядок, основания и условия замены военной службы на альтернативную службу, до сих пор не принят.

В статьи 31 Конституции РБ закреплено, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. В статье 33 Конституции указывается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений и отказу от них.

Ситуация в чём-то напоминает российскую, однако беларусская Конституция, в отличие от российской, не предусматривает основания предоставления альтернативной службы, полностью отсылая к специальному закону, которого нет.

Согласно статьи 5 Закона РБ "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" от 17 декабря 1992 г. N 2054-ХII (с последующими изменениями и дополнениями) никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей. Далее указывается, что в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, допускается замена исполнения одной гражданской обязанности на другую.

Еще больше свобода совести ограничивается в Конституция РБ. В статье 16 Конституции прямо запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Таким образом, развивая положение данной статьи можно прийти к выводу, что под запрет попадают все религиозные организации, которые потенциально могут отрицательно относиться к военной службе. По крайней мере, при отсутствии специального закона об альтернативной службе, право на отказ от военной службы по религиозным основаниям и деятельность таких религиозных организаций весьма проблематична, что и подтверждает текущая практика.

Отсутствие специального законодательства об альтернативной службе в Беларуси ведет к тому, что лица, заявляющие о сознательном отказе от военной службы по убеждениям или вероисповеданию, подвергаются принудительному помещению в воинские части либо уголовному преследованию. Согласно статистическим данным Белорусской Лиги по борьбе за права человека, во время весеннего призыва 1995 года 30% призывников отказались идти в армию.

Так, Ботвин А.Ю. из г. Волковысск Гродненской области, являясь членом религиозной группы Свидетелей Иеговы, неоднократно заявлял об отказе прохождения альтернативной службы по религиозным убеждениям. Несмотря на это, Ботвин был принудительно доставлен в воинскую часть №32213, относящуюся к железнодорожным войскам. Жалобы Ботвина на неправомерные действия призывной комиссии были оставлены без удовлетворения со ссылкой на отсутствие в республике Беларусь законодательства, регулирующего прохождение альтернативной службы.

Приведем еще один пример. 23 февраля 2000г. Речицкий городской суд приговорил Валентина Гулая (21 год), отказывающегося от службы в армии из-за своего вероисповедания, к 1,5 годам лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду по статье 77 части 2 Уголовного Кодекса РБ "Уклонение от очередного призыва на военную службу". В. Гулай являлся членом религиозной общины Свидетели Иеговы. Отказываясь от срочной службы, он просил военкомат предоставить ему возможность пройти альтернативную службу, но безрезультатно.

По нашему мнению, в Беларуси нет объективных препятствий для столь долгого затягивания процесса принятия соответствующего законодательства. В 1997 году впервые за время существования национальных вооруженных сил Беларуси удалось добиться их 100-процентного укомплектования солдатами и сержантами срочной службы. В 1995 году правительство Беларуси предложило ввести альтернативную службу также для тех, кто признан непригодным для воинской службы по медицинским основаниям, а также для раннее судимых лиц, чтобы не предоставлять последним доступа к оружию.

Кроме того, согласно ст. 18 Конституции РФ Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным.

В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1998 году", принятом 28 января 1999 года Конституционный Суд отмечал, что "..процесс принятия ряда основополагающих законов затянулся. До сих пор не приняты законы, напрямую вытекающие из Конституции (о праве на свободу передвижения и выбор места жительства, об альтернативной воинской службе, о чрезвычайном и военном положении и др.)…"

В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1999 году", принятом 31 января 2000 года и адресованном Президенту Республики Беларусь, Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь сообщается, что более полной защите конституционных прав граждан должно способствовать своевременное обновление действующего законодательства, обусловленное потребностями общественного развития; принятие законов, необходимость которых прямо закреплена или вытекает из содержания Конституции ( в том числе, об альтернативной воинской службе и др.).

Несмотря на отсутствие специального закона об альтернативной службе, действующий закон Республики Беларусь "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" содержит некоторые упоминания об альтернативной службе.

В соответствии со статьей 1 Закона всеобщая воинская обязанность предусматривает подготовку граждан к военной службе, прием допризывников на воинский учет, призыв на военную или альтернативную службу, прохождение военной или альтернативной службы, службу в запасе, выполнение правил воинского учета. Юноши, достигшие призывного возраста, подлежат призыву на военную (альтернативную) службу. Порядок прохождения альтернативной службы определяется законодательством. Таким образом, можно сделать вывод, что альтернативная служба в Беларуси полностью включается в понятие воинской обязанности. Об этом свидетельствует и употребление термина "альтернативная воинская служба" Конституционным судом РБ в своих ежегодных посланиях.

Исходя из статьи 13 Закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" районные (городские) призывные комиссии помимо решения вопросов, связанных с направлением граждан на военную службу в таком же порядке решают вопрос и о призыве граждан на альтернативную службу, предоставление отсрочки от альтернативной службы, годности (или временной негодности) к альтернативной службе, негодности к альтернативной службе. Однако отсутствие в Беларуси закона, регулирующего основания предоставления и порядок прохождения альтернативной службы делает невозможным реализацию положений об альтернативной службе, содержащихся в других нормативных актах.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV