Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

4. Грузия

Мы уже говорили выше о том, что каждая республика бывшего СССР идет своим собственным тернистым путем к признанию права на альтернативную службу. Грузия представляет собой яркий тому пример. Ситуация, связанная с признанием права на альтернативную службу в Грузии, напоминает ситуацию в России, с той лишь разницей, что в Грузии, с нашей точки зрения, она ещё более абсурдна.

В Конституции Грузии, принятой 24 августа 1995 года, прямо закреплено, что запрещается преследование лица в связи с использованием им свободы слова, мнений, совести, вероисповедания и убеждений, а также принуждение человека высказать свое мнение по поводу этих свобод (статья 19). Также в Конституции признается исключительная роль грузинской православной церкви в истории Грузии, вместе с тем провозглашается полная свобода религиозных убеждений и вероисповедания.

В Конституции Грузии не содержится упоминания о праве на альтернативную службу, равно как и не упоминается о военной обязанности как одной из конституционных обязанностей. Стоит отметить, что в Конституции Грузии вообще нет традиционного раздела или отдельных статей, касающихся основных обязанностей граждан страны.

Несмотря на это, закон "О невоенной, альтернативной трудовой службе" был принят еще 14 июня 1991 года, затем 28 октября 1997 году был принят новый Закон с аналогичным названием.

Однако, даже при наличии специального закона реализовать право на альтернативную гражданскую службу невозможно. Это связано с тем, что и закон 1991 года, и закон 1997 года предусматривали утверждение Президентом Грузии Положения о Государственной комиссии по призыву граждан на невоенную, альтернативную трудовую службу и состав комиссии, а также Положения о прохождении невоенной, альтернативной трудовой службы. Но до сих пор, т.е. в течение 9 лет указанные положение так и не были утверждены. Соответственно, и сам закон, несмотря на его существование, не работает.

Оценивая Закон Грузии, следует признать тот факт, что он во многом отвечает требованиям международных стандартов в области защиты прав человека. В статье 1 специально указано, что закон определяет невоенную альтернативную трудовую службу как разумный и гуманный компромисс между свободным выражением мысли, свободой совести, вероисповедания, убеждений и воинской обязанностью. По принятой нами классификации мы относим грузинский вариант альтернативной службы к "европейской модели".

Основания предоставления альтернативной службы. Закон Грузии сводит эти основания к одному: на альтернативную службу призывается гражданин, который отказывается от военной службы по мотиву свободы совести, вероисповедания или убеждений. Это полностью соответствует международному стандарту альтернативной службы. Никаких "семейных обстоятельств" для альтернативной службы в законе Грузии нет.

Законом Грузии описывается своеобразная процедура рассмотрения заявлений о предоставлении альтернативной службы. В ней предусматривается наличие двух стадий: предварительное изучение материалов и заявлений, выслушивание пояснений призывника, составление личного дела призывника (производится районной призывной комиссией), и окончательное решение о направлении гражданина на альтернативную службу (принимается Государственной комиссией по призыву граждан на невоенную, альтернативную трудовую службу).

Органы управления альтернативной службой. Государственная комиссия по призыву граждан на невоенную, альтернативную трудовую службу является специальным государственным органом, организующей весь процесс прохождения гражданином альтернативной службы. Комиссия наделена контрольными функциями по отношению к районным призывным комиссиям. В контексте закона Государственную комиссию можно рассматривать как некую трудовую биржу, которая аккумулирует информацию о наличии свободных вакансий на предприятиях Грузии, а также предлагает таким предприятиям (независимо от формы собственности) рабочую силу, состоящую из альтернативнослужащих. Затем Государственная комиссия заключает с заинтересованным предприятием договор о трудоустройстве последних.

Более полное урегулирование порядка деятельности Государственной комиссии должно урегулировать специальное Положение о Государственной комиссии, которое должно быть утверждено Президентом Грузии.

Место прохождения альтернативной службы. Предусмотрен широкий перечень сфер и видов учреждений и формирований, где возможно прохождения альтернативной службы. Кроме того, специально упоминается, что привлечение граждан Грузии к уходу за престарелыми, инвалидами, одинокими и в соответствии с законодательством другими социально незащищенными лицами засчитывается в качестве невоенной, альтернативной трудовой службы. Конкретные места и виды труда должны устанавливаться Государственной комиссией. Предполагается, что срок альтернативной службы будет составлять 36 месяцев (военная служба по призыву - 24 месяца).

Законом предусмотрена возможность профессиональной подготовки граждан, направленных на альтернативную службу. Закон устанавливает территориальный принцип прохождения альтернативной службы, с определенной оговоркой. Случаи и порядок прохождения альтернативной службы не по месту жительства законом, тем не менее, не урегулированы.

Стоит отметить особый порядок наказания лиц, уклоняющихся каким-либо образом от исполнения альтернативной службы - удвоение количества прогулянных дней, а в случае систематического нарушения трудовой дисциплины - увеличение срока альтернативной службы на 3 месяца. Правом применять данные санкции наделена администрация организации, где гражданин проходит альтернативную службу (по согласованию с Государственной комиссией). Предложенная схема не лишена недостатков, т.к. полномочия по продлению срока альтернативной службы однозначно должны быть закреплены за государством в лице Государственной комиссии.

К недостаткам закона Грузии можно отнести и то, что в случае перевода гражданина с альтернативной службы на военную службу уже пройденный срок альтернативной службы не засчитывается при определении срока военной службы.

Вызывает большие нарекания формулировка части 2 статьи 3 Закона, в которой указывается, что альтернативная служба по своему характеру должна соответствовать трудностям военной службы. Далее указывается, что продолжительность альтернативной службы должна превышать установленную законодательством продолжительность военной службы по призыву. Таким образом, альтернативная служба, соответствующая тяготам военной службы превышает последнюю по продолжительности. Явное дискриминирующее положение альтернативнослужащих по сравнению с военнослужащими срочной службы, установленное в данной статье, расценивается нами как некорректная формулировка правовой нормы.

Альтернативная служба и военная служба в принципе не могут быть одинаковыми по суммарным тяготам, т.к. военная служба - особый вид государственной службы, связанной с риском для жизни. Отсутствие такового риска (предполагающееся) при прохождении альтернативной службы как раз и является причиной увеличения срока этой службы по сравнению с военной. Требование того, чтобы альтернативная служба одновременно была такой же "тяжелой" как и военная служба и, вместе с тем, более продолжительной, недопустимо с точки зрения равенства всех перед законом.

Кроме того, Законом Грузии совсем не урегулированы многие правоотношения, связанные с прохождением альтернативной службы, например, право альтернативнослужащего на отпуск, права и обязанности альтернативнослужащих, зачисленных в резерв, а именно, условия выполнения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий, а также при объявлении мобилизации или чрезвычайного положения.

В связи с тем, что Закон Грузии "О невоенной, альтернативной трудовой службе" фактически не действует, нельзя однозначно утверждать, по какому пути пойдет практическое исполнение заложенных в законе процедур, т.к. многие вопросы должны быть урегулированы Положением. Также затруднительно ответить на вопрос о том, когда будут приняты соответствующие нормативные акты и когда указанный закон "заработает".

Лиц, заявляющих о желании воспользоваться правом на альтернативную службу в настоящее время в Грузии не очень много. Видимо сказывается исторические и национальные традиции. Данный факт подтверждается весьма незначительной судебной практикой по делам, связанным с требованием предоставления альтернативной службы.

Одним и, пожалуй, единственным делом, получившем громкую огласку, стало дело Амирана Месхели - журналиста газеты "Ориони". А. Месхели был призван на военную службу после того, как опубликовал острую статью о неуставных отношениях в грузинской армии. Журналист потребовал от военных властей дать ему возможность пройти альтернативную службу, в чем ему было отказано по причине того, что закон об альтернативной службе принят, но пока реально не функционирует.

А. Месхели обжаловал решение о призыве в суд, который усмотрел формальные основания для отмены решения о призыве (не связанные с требованием предоставления альтернативной службы). Через некоторое время после отмены решения о призыве А. Месхели достиг предельного возраста, после которого он не может быть призван ни на военную, ни на альтернативную службу.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV