Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

5. Республика Казахстан

Республика Казахстан относится к странам-участницам СНГ, в которой альтернативная служба отсутствует, также отсутствует и какое-либо упоминание о данном праве гражданина в Конституции.

Статья 36 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.
(с изменениями от 7 октября 1998 г.) устанавливает, что защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

Статья 22 Конституции РК гласит, что каждый имеет право на свободу совести. Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. В то же время Гражданский кодекс Казахстана устанавливает, что назначение руководителей религиозных организаций от иностранных центров осуществляется при согласовании с государственными органами, что ограничивает деятельность религиозных и миссионерских организаций. Постоянная проблема - продолжающиеся уголовные преследования членов определенных вероисповеданий, в частности Свидетелей Иеговы за отказ от военной службы. В 1995 году Международная правозащитная организация "Amnesty international" признала узниками совести не-сколько человеке в Казахстане, которые, будучи членами религиозной группы Свидетелей Иеговы, отказались от воинской службы и в результате были заключены в тюрьму.

Администрация Назарбаева в целом негативно относится к протестантам и католикам. Они подвергаются "мягкой дискриминации.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. N 2108-XII "Об обороне и вооруженных Силах Республики Казахстан" (с изменениями и дополнениями) защита Республики Казахстан и служба в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан являются священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане обязаны оберегать интересы Республики Казахстан, укреплять ее могущество, готовить себя к защите Республики Казахстан и выполнять всеобщую воинскую обязанность, принимать участие в мероприятиях гражданской обороны и выполнять в интересах обороны иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. За уклонение от службы граждане Республики Казахстан несут ответственность в установленном Законом порядке. Закон РК от 17 января 1993 г. N 1897-ХII "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" не упоминает об альтернативной службе.

Согласно стратегии Президента "2030" и Указу Верховного главнокомандующего от 16 ноября 1997 года Вооруженные Силы приступили к реформированию. Стратегический план развития Вооруженных Сил до 2030 года утвержден Советом безопасности. К 2000 году планируется, что личный состав на 30% будет состоять из контрактников.

С 2000 года в Казахстане начинается переход армии на контрактную основу. По словам министра обороны республики Мухтара Алтынбаева, форма этого перехода будет смоделирована до конца года. Министр сообщил также о подготовке закона об альтернативной службе. В данном случае Министерство обороны Казахстана изучает опыт Кыргызстана. Предполагается, что в случае отказа от службы в армии призывник должен будет заплатить определенную сумму. Тем не менее, официально проект закона "Об альтернативной службе" так и не внесен в Парламент Республики.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV