Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

6. Кыргызская Республика

Кыргызская республика относится к тем странам-участницам СНГ, в которых существует институт альтернативной службы.

В Конституции Кыргызстана, принятой 5 мая 1993 года, не отражено право на альтернативную службу. В статье 24 Конституции закреплено, что граждане Кыргызской республики имеют право и обязанность защищать Родину. Далее указывается, что "граждане несут военную службу в пределах и формах, установленных законом". Формулировка данной статьи не позволяет сделать вывод о конституционном регулировании права на отказ от военной службы по убеждениям совести.

Необходимо отметить, что в ст. 9 Конституции Кыргызстана закреплено, что Кыргызская республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны, вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.

Если рассматривать данный принцип независимо от степени воплощения его в действительности, то Кыргызская республика единственная из стран-участниц СНГ, закрепившая на уровне Конституции принцип отказа от "милитаризации государственной жизни". Несмотря на определенную декларативность данной нормы, можно сказать, что определенные шаги в этом направлении все-таки делаются. К таким шагам относится и тот факт, что 16 декабря 1992 года в Кыргызской Республики был принят Закон "Об альтернативной (вневойсковой) службе", который сразу же начал работать и у граждан Кыргызстана существует возможность прохождения альтернативной службы вместо военной.

Как уже писалось выше, в главе, посвященной анализу Модельного закона СНГ "Об альтернативной (вневойсковой) службе", последний является слепком с аналогичного закона Кыргызстана. Тем более, кыргызская модель альтернативной службы заслуживает более подробного изучения.

Самое важное, что хочется отметить, институт альтернативной службы в Кыргызстане не достигает главной цели-компромисса между свободой совести человека и воинской обязанностью, несмотря на то, что в статье 16 Конституции Кыргызстана закреплено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания, духовную и культовую свободу.

Основания предоставления альтернативной службы. Закон Кыргызской Республики "Об альтернативной (вневойсковой) службе" содержит широкий спектр оснований предоставления альтернативной службы "по семейным обстоятельствам" (призывник является сыном одинокой матери, имеет на своем иждивении нетрудоспособную жену или жену и ребенка и т.п.), а также в качестве меры наказания (призывник был судим и отбывал меру наказания в местах лишения свободы, был судим условно). Вероисповедание, как основание для предоставления альтернативной службы существенно ограничивается, а именно: призывник должен быть членом зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в Вооруженных силах. Такая формулировка закона ведет к тому, что количество лиц, проходящих альтернативную службу по данному основанию от общего числа лиц, направляемых на альтернативную службу незначительно.

Кроме того, на практике для данной категории граждан, подлежащих призыву и желающих исполнять обязанности альтернативной службы, замена носит разрешительный характер. Заявление призывника рассматривается комиссией, которая вправе отклонить просьбу, посчитав доводы призывника неубедительными, доказать же свои убеждения не представляется возможным. И, наконец, закон не признает права на альтернативную службу по убеждениям совести.

Законом от 12 января 1994 года были внесены изменения в первоначальную редакцию Закона РК "Об альтернативной (вневойсковой) службе". Они затронули, в частности, перечень оснований для прохождения альтернативной службы. Так, например, к категории лиц, имеющим право на альтернативную службу были отнесены те, кто по состоянию здоровья имеют ограничения к несению военной службы, предусмотренные "Расписанием болезней и физических недостатков". Настораживает то, что после внесения данных изменений появилась возможность призывать и граждан, которые до этого имели право на отсрочку от военной службы по состоянию здоровья. Как нам представляется, это наибольший резерв (источник) потенциальных кандидатов на альтернативную службу, поскольку это наиболее массовая категория лиц, получающих отсрочки (после отсрочек, связанных с получением образования).

Положительным моментом мы считаем внесение изменений в статью 8 Закона, благодаря которым у призывника появилась возможность обжаловать решения призывной комиссии, не только в областную призывную комиссию, но и в суд, решение которого считается окончательным. Оговорка об окончательности решения суда не должна ограничивать право на обжалование решения суда в кассационную инстанцию.

Место прохождения альтернативной службы. Изменению подверглась и статья 11 Закона, устанавливающая, где должен работать гражданин, направленный на альтернативную службу. Если раньше законодатель перечислял точный список тех отраслей, где допускается прохождение альтернативной службы (в сфере коммунального хозяйства, здравоохранения, сельского хозяйства, социального обеспечения, строительства или охраны природы), то после внесения изменений прохождение альтернативной службы возможно на предприятиях, учреждениях, организациях Кыргызской Республики независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и условий хозяйствования. Таким образом призывнику предоставляется возможность даже не покидать свое рабочее место. Единственное условие - быть трудоустроенным в "народном хозяйстве". Принцип территориальности (прохождения альтернативной службы по месту жительства) в законе имеет относительный характер, т.е. по месту постоянного жительства гражданина. Однако возможны и исключения.

Кроме того, с 1994 года граждане, проходящие альтернативную службу должны отчислять 20% своей заработной платы не в республиканский бюджет, а непосредственно на счет Министерства обороны.

Отчисления заработной платы служащих альтернативной службы являются гарантированной частью бюджета. Однако внесенные изменения в эту часть закона еще больше ограничили право на свободу убеждений, сводимое к религиозным взглядам. В настоящее время имеются случаи, когда члены религиозных организаций, получив возможность прохождения альтернативной службы, отказываются и от нее. Причина отказа - несогласие перечислять 20 процентов заработной платы Министерству обороны (поскольку в данном случае имеет место прямое финансирование и поддержание военной машины, что также противоречит взглядам таких лиц). В этом случае они привлекаются к уголовной ответственности за уклонение от альтернативной службы по статье 351(2) УК КР.

Например, Виктор Алексеев за нежелание проходить альтернативную (вневойсковую) службу по религиозным соображениям был приговорен Ленинским судом города Бишкека к 1 году и 6 месяцам с отбыванием срока наказания в колонии-поселении. В. Алексеев был призван в 1994 году, но на основании религиозных убеждений, запрещающих военную службу, ему предоставили право проходить альтернативную службу. Основанием для вынесения приговора стало самовольное увольнение после нескольких месяцев работы в качестве учителя в средней школе №47 Бишкека.

Органы управления альтернативной службой. Прохождение альтернативной службы является максимально упрощенным, поскольку в качестве таковой службы засчитывается работа практически на любом предприятии Кыргызстана, а вид работы определяет администрация данного предприятия и должна лишь сообщить в комиссариат об этом. В связи с этим в Кыргызстане отсутствует система специальных органов, ведающий делами альтернативной службы. Правительство Республики определяет порядок прохождения альтернативной службы, устанавливает количество граждан, подлежащих призыву на альтернативную службу . Организация альтернативной службы и контроль за ней осуществляется Министерством обороны. Районные призывные комиссии осуществляют призыв на альтернативную службу, предоставляют отсрочку от прохождения альтернативной службы. В частности, в соответствии со ст. 31 Закона Республики Кыргызстан от 16 декабря 1992 года № 1068-XII "О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан" с последующими с изменениями и дополнениями, в соответствии с результатом медицинского осмотра призывника, изучение его моральных и профессиональных качеств, а также материального и социального состояния его членов семьи, районная (городская) призывная комиссия может вынести решение о годности к альтернативной службе и призыва на альтернативную службу.

Военкоматы определяют точные сроки призыва граждан на альтернативную службу, контролируют порядок прохождения альтернативной службы, зачисляют в запас лиц, прошедших альтернативную службу. Предприятия, предоставляющие рабочие места для прохождения альтернативной службы принимают решения об увольнении в запас лиц, полностью отслуживших срок альтернативной службы.

Областные призывные комиссии проверяют правильность принятия решения о направлении на альтернативную (вневойсковую) службу.

Срок альтернативной службы составляет 36 месяцев, а для лиц с высшим образованием 18 месяцев (срок действительной военной службы - 18 и 12 месяцев соответственно).

Представляется оригинальным решение вопроса о порядке пребывания в запасе граждан, прошедших альтернативную службу.

В соответствии со 48 Закона "О всеобщей воинской обязанности граждан Республики Кыргызстан" Запас Вооруженных Сил делится на две категории - первую и вторую. Граждане, уволенные после прохождения альтернативной службы относятся к запасу второй категории, наряду с военнообязанными, не призывавшиеся по разным причинам на действительную военную службу, военнообязанные, прослужившие на действительной военной службе менее одного года военные строители (независимо от звания), уволенные из военно-строительных частей и военно-строительных отрядов, а также женщины, принятые на воинский учет.

В свою очередь Запас первой и второй категории делится по возрастному признаку на три разряда каждый: первый разряд - до 35-летнего возраста; второй разряд - до 45-летнего возраста; третий разряд - до 50-летнего возраста. Согласно Статьи 51 военнообязанные, зачисленные в запас первого разряда второй категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до шести раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Следовательно, граждане прошедшие альтернативную службу не имеют какого-либо особого статуса и могут быть призваны до 35-летнего возраста на учебные сборы до шести раз на срок до трех месяцев каждый раз, итого до 18 месяцев. Военнообязанные, принятые на учет запаса второй категории, при условии, прохождения ими учебных сборов общей продолжительностью не менее 12 месяцев, подлежат переводу на учет запаса первой категории.

Статистика. Вооруженные силы Кыргызстана насчитывают 12 200 человек (1998 год). Среди них 11 000 призывники. При 60-70 тысячах людей, подлежащих призыву, ежегодная потребность составляет не около 14 процентов от общего числа призывников.

По данным Министерства обороны, на альтернативную службу направлялось: в 1993 году - 4607 человек, в 1996 году - 10 693 человека, в 1997 году - 14975 человек. По последним данным, полученным из главного организационно- мобилизационного управления Министерства обороны КР, в 1999 году на альтернативную (вневойсковую) службу было призвано 9184 человека. При этом по состоянию на 1 января 2000 года привлечено к уголовной ответственности за уклонение от призыва 123 человека, в розыске числится 2115 человек (из официального ответа Министерства обороны КР на запрос Бюро по правам человека и соблюдению законности Кыргызстана).

Самой многочисленной категорией, воспользовавшейся правом на альтернативную службу в 1993-1999 годах, стали граждане, в семьях которых кроме призываемого имеются четверо и более детей в возрасте до 18 лет.

Описанная ситуация с альтернативной службой в Кыргызстане позволяет уже сейчас представить, как будет работать Модельный Закон СНГ "Об альтернативной (вневойсковой) службе", в случае внедрения его положений в национальное законодательство стран-участниц СНГ.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV