Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

7. Латвия

© Атис Галис

После распада СССР Латвия не вошла в состав СНГ. Опыт данной республики (как и других стран Балтии) отличается от ситуации с альтернативной службой стран-участниц СНГ.

Латвия была одна из первых республик СССР, которая признала право на альтернативную службу. Так, в конце восьмидесятых возникла идея позволить латвийской молодежи проходить альтернативную службу по религиозным или пацифистским убеждениям. Данная инициатива родилась на Объединенном Пленуме Творческих Ассоциаций Латвийской республики, в котором пацифисты, к сожалению, не принимали участие. Декларация Пленума первоначально была принята в связи с появлением на территории СССР "горячих точек". Латыши не хотели посылать своих солдат срочной службы для участия в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Армении. Истинной целью, к которой стремились инициаторы введения альтернативной службы, являлось сохранение в живых молодых солдат. Таким образом, создание реальной возможности прохождения альтернативной службы взамен военной не являлось главной целью принимаемого закона. Закон рассматривался лишь как способ оградить латвийскую молодежь от службы в Вооруженных Силах СССР.

Идея принятия закона об альтернативной службе в начале 1990 года была поддержана, и уже 1 марта 1990 года, совсем незадолго до принятия Декларации независимости, Верховный Совет Латвии принял закон "Об альтернативе (трудовой) службе". Закон определил, что "граждане, чьим религиозным или пацифистским убеждениям противоречит выполнение военной службы, должны проходить альтернативную (трудовую) службу". В последующем, право выбирать альтернативную службу сохранялось в законе "О государственной службе", принятом 10 сентября 1991 года, и аналогичном законе - от 27 апреля 1993 года. Целью законов являлось обеспечение государственной безопасности одновременно с тем, чтобы "гарантировать свободу совести и убеждений".

Альтернативная служба была отделена от военной службы и подчинялась только гражданским властям. Специальное закрепление независимости органов управления альтернативной службой от военных структур СССР также преследовало цель - обеспечить возможность латышской молодежи не служить в армии СССР.

Ситуация вокруг альтернативной службы изменилась в 1997 году, когда был принят новый закон "Об обязательной военной службе". Право на альтернативную службу взамен военной из нового закона исключалось.

Основной аргумент, который приводился при упразднении альтернативной службы - сложная финансовая ситуация в республике. При этом, навязывалась идея того, что такая служба могла бы быть введена через несколько лет. Одним из факторов послужил и скептицизм, существовавший среди членов Парламента, что в Латвии есть лица, отказывающиеся от военной службы по убеждениям.

Депутаты не поддержали идею наделить вновь созданные Центры призыва на военную службу правом освобождать сознательных "отказников" от военной службы. В результате, принятый закон не предусматривает право данных Центров принимать решение об освобождении отказников от воинской повинности, если последние годны к военной службе, но она противоречит их убеждениям совести.

Центр призыва на военную службу может лишь направить призывника на конкретную должность в Вооруженные Силы. Все, что Центр может сделать - это назначить отказников на должности, где никакое личное использование оружия не требуется. Например, они могут служить в качестве поваров или водителей и т.п. В случаях, когда лицо отказывается от военной службы лишь в части личного использования оружия - это может быть выходом, но не в остальных случаях.

Кроме того, новый закон не гарантировал право освобождения для посвященных в духовный сан служителей церкви от исполнения военной службы, как это предусматривалось в предшествующих законах. Тем не менее, ситуация в этой сфере изменилась в 1999 году, когда Парламент принял поправку в закон "Об обязательной военной службе". Поправка предусмотрела право для священников, имеющих духовный сан (религиозных организаций, зарегистрированных в Министерстве Юстиции), и лиц, которые посещают школы с целью получения духовного сана, на освобождение от обязательной военной службы.

В Латвии насчитывается около 10-20 отказников от военной службы. Почти все они - члены церкви Свидетелей Иеговы. Это число незначительно даже в такой небольшой стране как Латвия. Также министр обороны г-н Кристовскис в письме к председателю совета прихожан Рижской церкви Свидетелей Иеговы от 6 мая 1999 года признал, что "учитывая сегодняшнюю ситуацию, освобождение Свидетелей Иеговы от призыва не приведет к значительному сокращению числа призывников, поэтому введение данных изменений оправдано".

Также представители Министерства Юстиции выразили поддержку идеи введения альтернативной службы в ходе встречи с представителями Бюро по Правам Человека и капелланами Национальных вооруженных сил. Как было отмечено на этой встрече главным капелланом Р. Локсом, введение альтернативной службы должно помочь решить определенные трудности, которые возникают, например, при прохождении военной службы Свидетелями Иеговы в воинских частях. Такие люди только создают "отрицательную атмосферу", в каком-то смысле провоцируют остальных солдат, могут накалять обстановку в воинских частях. Лиц, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, направленных в воинские части, можно сравнить с "бомбой с часовым механизмом".

Латвия до конца не определилась, по какому пути следует идти при решении проблемы, связанной с сознательным отказом от военной службы: узаконить альтернативную службу или освободить сознательных отказников от исполнения обязательной военной службы совсем.

Второй вариант - легчайший путь, не требующий каких-либо вложений, но в данном случае возникает дисбаланс и нарушается принцип социальной справедливости по отношению к лицам, которые должны проходить военную службу. Полное освобождение сознательных отказников от военной службы поставило бы их в привилегированное положение по сравнению с остальными призывниками. Таким образом, единственным реальным выходом должно быть введение альтернативной службы.

В связи с этим, по инициативе неправительственной организации "Центр "Рига" была сформирована рабочая группа, чтобы провести юридическое и экономическое обоснование введения альтернативной службы в Латвии. Заинтересованные министерства, то есть Министерство Обороны, Министерство социальной защиты и Министерство экономики, уполномочили своих представителей для работы в этой группе. Рабочая группа разработала различные предложения о необходимых поправках в законодательстве, а также возможных источниках финансирования альтернативной службы.

Эти поправки были подготовлены с учетом консультаций с заинтересованными министерствами и с выяснением мнения учреждений, которые хотели бы использовать труд граждан, проходящих альтернативную службу. Разработанная концепция и полученные выводы показали, что введение альтернативной службы не потребует привлечение значительной суммы финансовых ресурсов.

Кроме того, создание новых управленческих структур также не потребуется. При опросе руководства учреждений общественной сферы рабочая группа обнаружила, что в Латвии есть масса вакантных рабочих мест с небольшой заработной платой, куда требуются служащие.

Военный бюджет Латвии в 1999 году составил 78 миллионов долларов США, приблизительно 250 долларов США за солдата в месяц. При внедрении модели альтернативной службы, предлагаемой неправительственной организацией "Центр "Рига", от государства потребуется финансирование в меньших объемах - от 50 до 85 долларов США. Более, чем вероятно, что расходы на содержание одного гражданина, проходящего альтернативную службу, будут меньше, чем расходы на одного военнослужащего. Соответственно, введение альтернативной службы для государства обходится дешевле, чем подготовка солдат. Но самое главное, человеку предоставляется возможность сохранить свою совесть чистой.

Альтернативная служба включает в себя исполнение обязанностей по отношению к государству в гражданской сфере. Это подчинено интересам общества и национальной безопасности. Длительность альтернативной службы могла бы быть 18 месяцев (военная служба составляет 12 месяцев).

Есть масса вещей, которая должна быть сделана, чтобы ввести альтернативную службу, но первый шаг уже сделан. В Латвии нет жесткой оппозиции против введения альтернативной службы. Члены Парламента и государственные чиновники заинтересованных министерств и ведомств положительно отзываются о создании такой службы. Основная проблема заключалась в недостатке денег, но как было описано выше, решение может быть найдено.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV