Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

8. Республика Литва

Литва не входит в состав СНГ. Ситуация с признанием права на альтернативную службу несет на себе отпечатки аналогичных тенденций, о которых писалось в статье, посвященной Латвии. Отличие заключается в том, что закон "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе", принятый 16 октября 1990 года №I-681, является формально действующим. Но несмотря на наличие специального закона, реализация права на альтернативную службу также невозможна по причине отсутствия реального механизма прохождения альтернативной службы.

Право на альтернативную службу признается Конституцией Республики Литва, принятой на референдуме 25 октября 1992 года. Право на альтернативную службу вытекает из статьи 26 Конституции, в которой говорится, что свобода мысли, совести и религии не должны ограничиваться.

Далее, в статье 139 Конституции указывается, "…защита государства от иностранного вооруженного вторжения является правом и обязанностью каждого гражданина Республики Литва. Граждане Республики Литва обязаны проходить службу в национальных вооруженных силах или выполнять альтернативную службу в порядке, устанавливаемом законом…". Статья 48 Конституции отмечает, что "альтернативная служба не считается принудительным трудом".

Прямого указания, в каких случаях возможна замена военной службы на альтернативную службу, Конституция не содержит. Основания замены содержатся как в законе "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе", так и в законе Республики Литвы "О религиозных объединениях и обществах" от 4 октября 1995 года №I-1057. В соответствии со ст. 2 данного Закона каждый имеет право на основании своих религиозных убеждений выбирать альтернативную (трудовую) службу вместо обязательной военной службы.

Несмотря на то, что данным законом установлен перечень религиозных обществ, которые имеют статус "традиционных" ( в настоящий момент их десять, - римский католицизм, греческий католицизм, евангельские лютеране, реформисты, русская православная церковь, староверы, иудаизм, исламский суннизм, караимы, Хасидизм), право на альтернативную службу не связано с исповеданием какой-либо определенной религии. В этом заключается существенное отличие от ситуации, складывающейся на Украине, где право на альтернативную службу предоставляется лишь тем, кто является членом определенной религиозной конфессии (см. ниже).

Закон "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе" Литвы предусматривает, что основанием для предоставления альтернативной службы является невозможность прохождения военной службы по причине убеждений. Закон не раскрывает, какого содержания могут быть убеждения, поэтому следует полагать, что речь идет о любых религиозных и нерелигиозных убеждениях.

В законе "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе" четко не определена процедура призыва на альтернативную службу, а имеется отсылка к Временному закону Республики Литвы о военной службе, который в настоящее время не действует. Таким образом, закон "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе" во многом не соответствует текущему законодательству Литвы. Закон Республики Литва "Об организации национальной системы обороны и военной службе", принятый 5 мая 1998 года и № VIII-723 с последующими изменениями не регулирует вопросы призыва и прохождения альтернативной службы.

Законом "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе" не предусматривается учреждение какого-либо специального органа, решающего вопросы, связанные с альтернативной службой. В законе отсутствует четкое описание системы управления альтернативной службой, единая система органов с указанием их полномочий в сфере альтернативной службы. Анализируя отдельные положения закона, можно вывести следующую общую схему управления альтернативной службой.

Решение о призыве на альтернативную службу принимается призывными комиссиями. Места прохождения альтернативной службы определяются Правительством Республики Литва. Заключение договоров о прохождении альтернативной службы с конкретными предприятиями возлагается на Департамент по национальной обороне Литвы. Территориальные отделения данного Департамента должны определять конкретные виды работ для служащих альтернативной службы и осуществлять за ними контроль.

Относительно статуса гражданина, проходящего альтернативную службу, закон устанавливает традиционные виды ограничений на занятие руководящих должностей, невозможность прекращения контракта по инициативе гражданина или предприятия, где гражданин проходит альтернативную службу, отпуск составляет 12 дней, но может быть продлен еще на такой же срок. Помимо закона "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе" статус граждан, проходящих альтернативную службу регулируется статьей 141 Конституции Литвы, согласно которой служащие альтернативной службы не могут быть членами Сейма или местных Советов, не могут занимать избираемые или назначаемые должности в системе органов государственной службы, а также не могут принимать участие в деятельности политических партий и политических организаций.

В случае прогула альтернативной службы без уважительных причин предусмотрены санкции в виде увеличения срока альтернативной службы на двойное количество прогулянных дней.

В заключение отметим, что в полной мере право на альтернативную службу в Литве до сих пор не реализуется, Закон "Об обязательной альтернативной (трудовой) службе" представляет из себя некий "правовой декор", с помощью которого Литва лишь формально пытается соблюсти право на сознательный отказ от военной службы, провозглашенный ею еще в 1990 году.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV