Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

9. Республика Молдова

На сегодняшний день Республика Молдова обладает наиболее приемлемой моделью альтернативной службы и наибольшим количеством альтернативнослужащих. По нашему мнению, Молдова имеет достаточно либеральное законодательство в области предоставления права на альтернативную службу, в большей мере учитывающее основные права человека и международные стандарты в сфере сознательного отказа от военной службы.

Тем более интересно отметить, что в Конституции Молдовы, вступившей в силу с 27 августа 1994 года, не нашло непосредственного отражения право на альтернативную службу. Согласно ст. 57 Конституции "Защита Родины священное право и долг каждого гражданина. Военная служба осуществляется в соответствии с законом в рядах вооруженных сил, предназначенных для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания общественного порядка".

Как и в Конституциях других стран-участниц СНГ, Республика Молдова провозглашает свободу совести, тем не менее не раскрывая данное понятие. Согласно статьи 31 Конституции Молдовы "Свобода совести гарантируется. Она должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения". Весьма оригинальным является провозглашение в Конституции священной преданности стране. Практическое выражение данной морально-ценностной по содержанию нормы проявляется в обязательном принятии присяги для определенных категорий граждан.

Ситуация в Молдове подтверждает тот факт, что реальное осуществление права на альтернативную службу и в достаточно широких масштабах, возможно и при отсутствии в Конституции прямого упоминания о таковом праве.

Причины, по которым Молдова занимает среди республик бывшего СССР одно из первых мест по количеству лиц, проходящих альтернативную службу, заключаются, в первую очередь, в геополитическом положении Молдовы.

При небольшой территории в 33843 кв. километров Молдова граничит с дружественными государствами Украиной и Румынией. В связи с этим отсутствует потребность в многочисленной армии. Стабильная демографическая ситуация (в отличие от большинства других стран-участниц СНГ, в Молдове в 2000 году не наблюдалось сокращения численности населения) способствует тому, что ежегодно в Молдове призывного возраста достигает около 40 тысяч юношей.

Численность вооруженных сил составляет 11 тысяч человек, из которых солдаты срочной службы - 5 200 человек. В результате появляется возможность предоставить значительной части призывников вместо военной службы альтернативную службу. Так, в 1992 году около 50 процентов призывников заявили о намерении проходить альтернативную службу, в 1995 году желающих было уже 67 процентов, а в 1998 году заявления об альтернативной службе подали 16 тысяч человек, что в три раза превышает число солдат, проходящих военную службу по призыву. В статье 11 Конституции указывается, что Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет. Также указывается, что Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.

Положения Конституции РМ о свободе совести раскрываются в двух законах: Законе РМ № 979-XII от 24.03.92 г. "О культах" и Законе РМ № 633-XII "Об альтернативной службе" от 09.07.91 г.

Основания предоставления альтернативной службы в Молдове сводится к двум: отказ от срочной военной службы (обязательной военной подготовки) по религиозным или пацифистским убеждениям. Отсутствуют такие основания, как тяжелое семейное положение, наличие судимости или плохое состояние здоровья.

Рассмотрим условия предоставления альтернативной службы в случае, если прохождение военной службы противоречит религиозным убеждениям гражданина. Согласно ст. 5 Закона РМ "О культах" для граждан, не могущих нести военную службу по религиозным мотивам, государство законодательно устанавливает альтернативную службу.

Исходя из статьи 14 Закона "Об альтернативной службе", гражданин, заявляющий об альтернативной службе, в обязательном порядке должен предоставить документы, удостоверяющие членство гражданина в соответствующей религиозной организации. Следует отметить, что в Молдове действие религиозных организаций (культов) возможно только при условии их государственной регистрации. Одновременно им предоставляется возможность осуществлять свою деятельность на основе собственных правил согласно их учениям, канонам и традициям.

Для признания культов каждый из них представляет Правительству на рассмотрение и утверждение свой Устав (положение) организации деятельности, в котором должны содержаться сведения о системе организации и управления, с приложением основных принципов веры. Соответственно, невозможность прохождения военной службы для своих членов, закрепляется в Уставах религиозных организаций.

Так, например, в соответствии с Уставом организации и деятельности Союза Христианских Церквей Полного Евангелия (Культа Харизматов) в Республике Молдова, утвержденным Постановлением Правительства Республики Молдова № 464 от 17.05.97 г., члены данной церкви, по религиозным убеждениям, не могут проходить воинскую службу, однако признают и допускают установленную законодательством альтернативную службу без ношения оружия и без принятия присяги. Возможность закрепления таких положений в уставах, дает определенную автономию религиозным организациям при определении своего отношения к военной службе своих членов.

Таким образом, хотя в законе РМ "Об альтернативной службе" присутствует формулировка "религиозные убеждения", фактически только граждане, состоящие в зарегистрированных религиозных организациях, уставы которых запрещают прохождение военной службы, имеют право на альтернативную службу. Данная модель регулирования отношений по предоставлению альтернативной службы на основании религиозных убеждений является более либеральной по сравнению с украинской моделью.

Однако, статья 3 Закона РМ "Об альтернативной службе", закрепляющая основания предоставления альтернативной службы, сформулирована иным образом, нежели описанные законы. В законе Молдовы прямо записано, что граждане Республики Молдова имеют право на отказ от срочной военной службы (обязательной военной подготовки) по религиозным или пацифистским убеждениям. Введение ограничений, описанных выше (членство в зарегистрированных религиозных организациях), вступает в противоречие с данной статьей закона, что является недостатком Закона. Мы считаем необходимым произвести устранение внутренних противоречий закона в сторону признания религиозных убеждений достаточным основанием для признания права на отказ от военной службы и предоставления альтернативной службы.

Говоря об особенностях Закона РМ "Об альтернативной службе" относительно предоставления альтернативной службы по религиозным убеждениям, следует указать, что этим законом предусматриваются случаи полного освобождения от альтернативной (и соответственно, военной) службы священнослужителей, монахов и учащихся духовных учебных заведений (в отличие от других оснований для освобождения от военной службы, описанные выше преследуют определенную цель - соблюдение свободы совести граждан).

Другим основанием для предоставления альтернативной службы является наличие у гражданина пацифистских убеждений. Таким образом, Молдова - единственная страна-участница СНГ, в которой предоставляется реальная возможность отказа от военной службы и прохождения альтернативной службы по пацифистским убеждениям.

Однако, как и в случае с религиозными убеждениями, существует формальный критерий признания права на альтернативную службу, а именно - членство в пацифистской организации. Одним словом, предпосылкой признания права на отказ от военной службы по убеждениям должно являться членство в соответствующей организации, откуда призывник, ходатайствующий об альтернативной службе, должен предоставить соответствующую справку.

Помимо того, в соответствии с Временным Положением "Об организации и порядке прохождения альтернативной службы гражданами Республики Молдова" , доводы о наличии религиозных или пацифистских убеждений тщательно изучаются с широким привлечением представителей региональных и общественных организаций и при непосредственном участии представителей тех формирований, куда предварительно направляется призывник.

Для изучения призывников проводятся: индивидуальные беседы с призывниками, их родителями, представителями администрации организаций, предприятий, учебных заведений, руководителями религиозных, пацифистских и других общественных организаций, членами которых являются призывники; тщательное изучение документов, получаемых на призывника из лечебно-профилактических учреждений, ЖЭУ, полиции, общественных организаций и др.

Место прохождения альтернативной службы. Законом предусматривается создание специальных формирований альтернативной службы (аварийно-спасательных, противопожарных, экологических, строительных, дорожно-ремонтных и других).

Прохождение службы в таких формированиях облегчает процесс контроля и управления служащими альтернативной службы, создает благоприятную атмосферу, поскольку служащие имеют возможность ощущать "чувство локтя" единомышленников, происходит самоидентификация служащих альтернативной службы, усиливается воспитательный эффект, трудовая функция наполняется более значимым смыслом. В соответствии с Временным Положением производится отбор призывников, изъявивших желание проходить альтернативную службу на основе планомерного накопления сведений об их деловых, моральных и психофизиологических качествах, общеобразовательной и специальной подготовке. Для осуществления отбора проводится социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование призывников.

Извечный вопрос о территориальном или экстерриториальном принципе прохождения альтернативной службы в Молдове не стоит так остро ввиду небольшой территории страны. Однако законом все-таки предусмотрено, что Управление альтернативной службы РМ может принимать решения о переводе граждан для продолжения альтернативной службы в другой район (город). Таким образом, прохождение альтернативной службы предполагается в том районе (городе), где гражданин призывается на службу.

Кроме специальных формирований, альтернативная служба осуществляется в сфере здравоохранения, социальной сфере, коммунального хозяйства и др. Закрытый перечень конкретных предприятий, учреждений и организаций отсутствует, а есть лишь их родовое определение и указание на определенную сферу.

Система органов управления альтернативной службой. Особо следует остановиться на системе органов управления. В Молдове создана специальная система органов управления альтернативной службой с вертикальной структурой подчинения. Высшим органом управления альтернативной службы является Республиканская призывная комиссия, которая, тем не менее, не наделена какими-либо конструктивными полномочиями и выступает в таковой роли в силу традиции. Высшим исполнительным органом альтернативной службы является Управление альтернативной службы, на который возлагается как разработка политики в отношении альтернативной службы, так и непосредственное руководство процессами направления граждан на альтернативную службу.

В уездах и городах существуют уездные и городские уполномоченные альтернативной службы. В эту систему включаются и уездные (городские) призывные комиссии, которые принимают решение о призыве гражданина на альтернативную службу.

Все функции уполномоченного альтернативной службы можно подразделить на две категории: функции по призыву на альтернативную службу и функции по организации прохождения альтернативной службы. Первую функцию уполномоченный выполняет в тесном сотрудничестве с призывной комиссией (в данном случае уполномоченный является заместителем председателя призывной комиссии ). Более того, уполномоченный играет ключевую роль при рассмотрении заявлений об альтернативной службе, т.к. гражданин подает заявление уполномоченному, который докладывает на заседании призывной комиссии "об обоснованности мотивов поступившего заявления", после чего призывная комиссия может принять решение об освобождении гражданина от срочной военной службы (обязательной военной подготовки) и призыве его на альтернативную службу. Кроме того, уполномоченный организует медицинское освидетельствование граждан, подавших заявление о поступлении на альтернативную службу.

Второй большой блок функций уполномоченного сводится к организации и контролю прохождения альтернативной службы. В частности, уполномоченный направляет граждан к местам прохождения альтернативной службы и в учебные центры для специальной профессиональной подготовки, осуществляет учет граждан, проходящих альтернативную службу, и составляет статистические отчеты в определенном государственными органами статистике порядке, организует контроль за прохождением альтернативной службы, принимает решения о переводе граждан для продолжения альтернативной службы на другое место в пределах района (города) и т.д.

Статус гражданина, проходящего альтернативную службу, является "классическим". Однако представляет интерес аспект, связанный с оплатой труда гражданина, проходящего альтернативную службу. Законом предусмотрено, что такие служащие получают лишь 75 процентов от заработной платы, а 25 процентов отчисляется в государственный бюджет. На данные средства содержатся органы управления альтернативной службы.

Кроме того, Постановлением Правительства РМ № 119 от 25.02.92 г. утвержден Порядок использования финансовых средств, поступающих от трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную службу. Согласно данного Постановления средства могут, в частности, направляться на оказание благотворительной помощи детским домам, домам для престарелых и инвалидов, другим малообеспеченным учреждениям и слоям населения; создание и содержание дополнительных рабочих мест в организациях и учреждениях социальной сферы.

Существование обязанности по уплате четверти заработной платы в доход государства, с нашей точки зрения, является дискриминационной нормой, поскольку солдаты срочной службы не уплачивают подобных платежей на содержание, скажем, Министерства Обороны (размер жалования военнослужащих - отдельная тема для дискуссии). Необходимость "самофинансирования" альтернативной службы и расходования средств, заработанных служащими альтернативной службы на "благие цели", не влияет на природу данных платежей, которые представляют собой своеобразную санкцию (денежный штраф) за отказ от военной службы.

К недостаткам закона РМ "Об альтернативной службе" следует отнести срок альтернативной службы, который составляет 24 месяца, что в два раза превышает срок военной (срочной) службы (12 месяцев). Причем, срок альтернативной службы не является дифференцированным для призывников, имеющих высшее образование, и не имеющих такового. Даже при указанных недостатках, молдавская модель альтернативной службы значительно лучше кыргызской. По нашему мнению, именно Молдова могла бы выступать в качестве примера для других стран-участниц СНГ. Закон Молдовы об альтернативной службе вполне мог бы служить основой для разработки соответствующего Модельного Закона СНГ.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV