Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

13. Республика Узбекистан

В Республике Узбекистан признается право на альтернативную службу с 1992 года. Практически отсутствовал какой-либо временной разрыв между провозглашением права на альтернативную службу и его реальным воплощением. В этой республике бывшего Советского Союза создана наиболее жесткая "азиатская модель" альтернативной службы, специфику которой мы рассмотрим ниже.

Конституция Республики Узбекистан закрепляет право на альтернативную службу. Согласно статьи 52 "защита Республики Узбекистан - долг каждого гражданина Республики Узбекистан. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленном законом". Следует подчеркнуть, что Конституция РУ не устанавливает основания предоставления альтернативной службы, отсылая к соответствующему закону.

Конституция РУ признает право каждого на свободу мысли, слова и убеждений. В отдельной статье провозглашается свобода совести для всех, что подразумевает под собой право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 31 Конституция РУ). Тем не менее, действующее законодательство значительно ограничивает права, записанные в Конституции РУ.

Закон Узбекистана "О свободе совести и религиозных организациях", принятый в мае 1998 года, является наиболее репрессивным по сравнению с законодательством остальных республик бывшего СССР.

Только в Узбекистане в уголовном порядке преследуется религиозное инакомыслие, которое грозит лишением свободы до пяти лет (несанкционированная религиозная деятельность). В отличие от России, законодательство которой допускает существование даже незарегистрированных религиозных групп, в Узбекистане прямо запрещается любой тип общественной деятельности таких групп, даже изучение Библии на частных квартирах членов религиозных организаций. Законом Узбекистана запрещаются все формы миссионерской деятельности, начальное религиозное образование, а вся ввозимая в страну религиозная литература подвергается государственной цензуре.

Для регистрации требуется представлять список, по крайней мере, 100 узбекских участников для каждой группы. Среди тех религиозных групп, чьи заявки на юридическую регистрацию не были одобрены, много тех, вероучению которых противоречит прохождение военной службы (Свидетели Иеговы, Баптисты, Пятидесятическая Церковь, Адвентисты Седьмого Дня и некоторые другие). Причиной отказа в государственной регистрации является невозможность набрать 100 человек. Хотя в некоторых случаях, в виде исключения, допускалась регистрация групп при меньшем количестве участников.

Альтернативная (трудовая) служба регулируется Законом Республики Узбекистан "Об альтернативной (трудовой) службе" 3 июля 1992 г. № 647 - XII и Положением о порядке организации и прохождения альтернативной службы, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 7 июня 1993 г. № 275.

Основания предоставления альтернативной службы. Перечень оснований предоставления альтернативной службы установлен законом (конституционных оснований не установлено). Принцип предоставления альтернативной службы схож с кыргызской моделью. В этот перечень включены лица, которым альтернативная служба предоставляется в качестве "социальной льготы" (наличие многодетной семьи, родственников-инвалидов), а также лица, которые являются членами зарегистрированных организаций, вероучение которых не допускает пользование оружием и службу в Вооруженных Силах. Лица, имеющие духовный сан в одной из зарегистрированных религиозных конфессий, освобождаются как от военной, так и от альтернативной службы.

Право определять дополнительные категории граждан, имеющих право на альтернативную службу, принадлежит Кабинету Министров РУ, который, в свою очередь, включил в этот перечень граждан, признанных ограниченно годными к военной службе в боевых частях, а также работающих на должностях чабанов.

Несмотря на то, что верующие граждане РУ в ограниченных пределах вправе требовать предоставления альтернативной службы, цель введения такой службы - соблюдение свободы совести, в Узбекистане не достигается. Это связано со специфическим статусом альтернативной службы и лиц, проходящих эту службу, которых можно сравнить с военнослужащими низшей категории по следующим причинам.

Во-первых, альтернативная служба в Узбекистане предусматривает обучение граждан военному делу и подготовку воинов запаса для Вооруженных сил Республики Узбекистан. Во-вторых, служащие альтернативной службы привлекаются на сборы (занятия) по военной подготовке по программам, определяемым министерством обороны РУ, в ходе которых приобретают военно-учебную специальность. В-третьих, служащие альтернативной службы принимают Военную присягу в порядке, определяемым Министерством обороны РУ. В-четвертых, все служащие альтернативной службы обязаны неукоснительно выполнять требования, установленные воинскими уставами, а после увольнения с альтернативной службы зачисляются в запас Вооруженных Сил РУ.

Таким образом, в Узбекистане реализована модель военной трудовой службы, которую можно охарактеризовать, как трудовая повинность военнообязанных лиц, имеющих тяжелое семейное положение или ограниченно годных по состоянию здоровья к службе в боевых частях. Альтернативная служба сохраняет большинство атрибутов военной службы по призыву, за исключением прямого участия в боевых действиях. Говорить о соблюдении свободы совести верующих, проходящих альтернативную службу достаточно сложно, поскольку в самом законе "Об альтернативной службе" не говорится об их особом статусе. Такая модель альтернативной службы точно также противоречит религиозным убеждениям большинства верующих - протестантов, как и военная служба, поскольку не снимаются основные препятствия для прохождения службы верующими (принятие присяги, использование оружия). Однако, в Положении "О порядке организации и прохождения альтернативной службы" есть оговорка о том, что лица, проходящие альтернативную службу по религиозным убеждениям, на учебные сборы по военной подготовке не привлекаются и, соответственно, не принимают присягу. Но после окончания альтернативной службы, они зачисляются в запас вооруженных сил.

Органы управления альтернативной службой. Структура органов управления альтернативной службой обуславливается спецификой данной службы, в том числе необходимостью проведения военных учебных сборов служащих альтернативной службы. В связи с этим, призыв на альтернативную службу осуществляется в том же порядке, что и на военную. Организация проведения призыва граждан на альтернативную службу возлагается на районные (городские) призывные комиссии и администрации, а также на соответствующие районные (городские) отделы по делам обороны.

Высшим органом, руководящим альтернативной службой, является управление альтернативной службы Министерства обороны Республики Узбекистан. При областных управлениях по делам обороны создаются отделы альтернативной службы. При отделах по делам обороны района (города) могут создаваться отделения (группы) альтернативной службы.

Районные, городские и областные органы исполнительной власти определяют предприятия, организации и учреждения, где организуется альтернативная служба граждан; устанавливают предприятиям, организациям и учреждениям квоты на трудоустройство служащих альтернативной службы; принимают меры к увеличению численности рабочих мест для граждан, призываемых на альтернативную службу; оказывают помощь органам управления альтернативной службы в создании специализированных производств, подсобных хозяйств и других предприятий для трудоустройства служащих альтернативной службы; обеспечивают создание и работу призывных и медицинских комиссий по освидетельствованию и призыву граждан на альтернативную службу; оказывают помощь органам управления альтернативной службы в решении и других вопросов, относящихся к сфере их деятельности.

Место прохождения альтернативной службы. Сам закон "Об альтернативной службе" не определяет конкретные виды предприятий или отрасли, где служащие проходят альтернативную службу. Перечень министерств, ведомств, сфер применения и видов работ для прохождения альтернативной службы определяется Кабинетом Министров РУ. В этот перечень, в частности, включены следующие министерства: Министерство внутренних дел, Министерство социального обеспечения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство мелиорации и водного хозяйства, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства и т.д.

Перечень конкретных предприятий, учреждений и организаций, где призывники могут проходить альтернативную службу, утверждается областными органами власти. Запрещено использование служащих альтернативной службы в различного вида коммерческих структурах, на предприятиях малого бизнеса, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также на руководящих, распорядительных должностях и на должностях, связанных с материальной ответственностью (продавец, кондуктор, повар, кладовщик, сторож и т.п.).

Прохождение альтернативной службы возможно как по месту жительства, так и за его пределами. По решению Кабинета министров РУ допускается, на контрактной основе, использование служащих альтернативной службы за пределами РУ.

Статус служащего альтернативной службы. Модель альтернативной службы в Узбекистане отличается от других действующих моделей тем, что в этой республике фактически существует два вида альтернативной службы: для лиц, проходящих службу по религиозным убеждениям, и для других категорий лиц. Соответственно, граждане, проходящие альтернативную службу в Узбекистане, могут делиться на две различных категории. Как было описано выше, по общим правилам, гражданин, проходящий альтернативную службу, кроме прочих обязанностей, имеет дополнительные: по военной подготовке, приобретению военно-учебной специальности, принятию Военной присяги (на это время они освобождаются от работ в порядке, установленном для военнообязанных). Граждане, проходящие службу по религиозным убеждениям, от военной подготовки освобождаются.

Гражданин, призванный на альтернативную службу, подписывает контракт-обязательство установленного образца. Служащие альтернативной службы могут направляться на обучение рабочим профессиям в учебные заведения системы народного образования, отраслевых министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений. Гражданин, проходящий альтернативную службу, не имеет права поступать в высшие и средние - специальные учебные заведения. Граждане, уклоняющиеся от воинской или альтернативной службы привлекаются к административной или уголовной ответственности. Так, согласно Кодекса об административной ответственности РУ, за уклонение от призыва предусматривается наказание в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных окладов. За уклонение от воинской или альтернативной службы после применения административного наказания, согласно Уголовному кодексу РУ, предусматривается уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Срок альтернативной службы - 24 месяца, а для граждан, имеющих высшее образование - 18 месяцев. Сроки военной службы в календарном исчислении для солдат, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву - 18 месяцев, а для лиц, имеющих высшее образование - 12 месяцев (Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 г. N 644-XII "О всеобщей воинской обязанности и военной службе").

Не следует забывать и о том, что в Узбекистане ведутся преследования инакомыслящих верующих. Это приводит к тому, что на альтернативную службу, в основном, направляются лица из многодетных семей и больные призывники.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV