Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Глава 2. Право на альтернативную службу
в странах СНГ и Балтии

 

15. Эстонская Республика

Право на альтернативную службу в Эстонской республике находит свое претворение в жизнь только сейчас, несмотря на то, что такое право было закреплено в Конституции Эстонской республики, принятой на референдуме 28 июня 1992 года. Таким образом, законодательство Эстонии об альтернативной службе находится в процессе становления.

Основные условия предоставления и прохождения альтернативной службы известны уже сейчас, т.к. 14 марта 2000 года был принят Закон "О военной службе", который регулирует вопросы прохождения как военной, так и альтернативной службы. Постановлением Правительства № 241 от 25 июля 2000 года установлены сроки прохождения службы: воинская от 8 до 11 месяцев; альтернативная - 16 месяцев. Постановление вступило в силу 1 августа 2000 года.

Следует сразу же отметить, что закон пошел по пути унификации правового положения военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу. В частности, установлен единый орган, принимающий решение о призыве на военную и альтернативную службу, одинаковые условия назначения на должности и освобождение от должностей, а также пребывание в запасе. Статья 77 Закона устанавливает, что исполнение обязанности прохождения альтернативной службы производится на условиях и в порядке, установленном для исполнения обязанности прохождения срочной службы. Законом "О военной службе" устанавливаются определенные различия в специальном подразделе Закона, посвященном альтернативной службе. В основном, это касается особенностей статуса альтернативнослужащего, гарантирующих свободу совести.

Предусмотрено, что лиц, проходящих альтернативную службу, не разрешается принуждать против их воли обращаться с оружием или иными средствами ведения войны, обучаться обращению с ними или участвовать в уходе за ними, а также обращаться с иными средствами и веществами, предназначенными для уничтожения людей или нанесения им увечий.

Об альтернативной службе также упоминается в главе 10 Конституции ЭР, "Государственная оборона". Согласно ст. 124 Конституции ЭР "граждане Эстонии обязаны участвовать в обороне государства на основаниях и в порядке, установленном законом. Лицо, которое по религиозным или нравственным соображениям отказывается от службы в Силах обороны, обязано в установленном законом порядке пройти альтернативную службу". В части 3 данной статьи специально оговаривается, что если законом в интересах специфики службы не установлено иначе, то лица, находящиеся на службе в Силах обороны и на альтернативной службе, пользуются всеми конституционными правами, свободами и обязанностями.

В соответствии со статьей 41 Конституции ЭР "каждый вправе сохранять верность своим мнениям и убеждениям. Никого нельзя принуждать изменить их". Согласно части 3 данной статьи "никто не может быть привлечен к юридической ответственности за свои убеждения". Интерес представляет и статья 42 Конституции ЭР, в которой специально оговаривается, что государственные учреждения, местные самоуправления и их должностные лица не вправе против воли гражданина Эстонии ни собирать, ни хранить сведения о его убеждениях. Согласно статьи 29 Конституции Эстонской республики "никто против его воли не может быть принужден работать или служить, за исключением службы в Силах обороны или альтернативной ей службы, работы по пресечению распространения инфекционных болезней, в случае стихийных бедствий и катастроф, а также работы, которую на основе закона и в установленном им порядке обязаны выполнять осужденные".

Эстонская республика пошла по пути включения основных положений, регулирующих порядок прохождения альтернативной службы в закон "О военной службе", хотя предполагается принятие отдельного закона. На альтернативную службу призываются граждане, отказавшиеся от прохождения военной службы по религиозным или этическим мотивам.

Причем, употребляется термин именно "мотивы", а не "убеждения". Такое решение о замене срочной службы на альтернативную принимает заведующий отделом обороны. При этом именно на заведующего, а не на призывника возлагаются основные обязанности по сбору информации о лице, заявляющем о прохождении альтернативной службы.

Нам представляется не очень удачной модель альтернативной службы, описанная в указанном законе, в первую очередь это касается почти полного совпадения статуса военнослужащего и лица, проходящего альтернативную службу. В данном случае неизбежны ситуации, когда требования военных уставов и убеждения призывника не совпадают. А какие-либо эффективные гарантии защиты интересов альтернативнослужащего законом не предусмотрены. Запрет возложения на альтернативнослужащих обязанностей, связанных с применением насилия, еще не обеспечивает в полной мере соблюдение интересов таких лиц.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV