Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии

 

Заключение

 

Проведенный в предыдущих главах анализ, позволяет сделать выводы о сущности и тенденциях становления и развития института альтернативной службы в республиках бывшего Советского Союза. Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что до настоящего времени многие республики не признают (или признают лишь декларативно) право на замену военной службы альтернативной службой (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Россия). В результате, в этих республиках существуют "узники совести" - лица, несущие наказание за свои взгляды и убеждения. Часть рассматриваемых стран (Азербайджан, Беларусь, Россия) не могут обеспечить своим гражданам право прохождения альтернативной службы только по причине волокиты с принятием специальных законов. Парламенты этих стран принимают недостаточные усилия для восполнения пробелов в действующей системе национального законодательства, что приводит к невозможности реализации прав и свобод, закрепленных в Конституциях данных республик.

Существование института альтернативной службы в Кыргызстане, Молдове, Узбекистане и на Украине доказывает возможность её введения в других республиках бывшего СССР, которые находятся в соотносимых политических и социально-экономических условиях.

Фактически, на территории бывшего Советского Союза структурно оформились две различные модели альтернативной службы: "азиатская" и "европейская". "Азиатская модель" (Кыргызстан, Узбекистан) в меньшей степени отвечает требованиям международных стандартов в области прав человека, чем "европейская модель" (Украина, Молдова). Модельный Закон СНГ "Об альтернативной (вневойсковой) службе" унаследовал все недостатки соответствующего кыргызского закона. В итоге, странам-участницам СНГ предложено внедрять "азиатскую модель" альтернативной службы, что вызывает самые серьезные опасения. Поэтому мы считаем важным немедленное внесение изменений и дополнений в указанный Модельный Закон. В Законе обязательно должен быть изменен перечень оснований предоставления альтернативной службы. В первую очередь к основаниям предоставления альтернативной службы должны относиться: отказ от военной службы по этическим, философским или религиозным причинам либо убеждениям совести. Мы признаем порочной практику тех стран, которые предоставляют альтернативную службу как некую "социальную льготу", в связи с тяжелым семейный положением или состоянием здоровья. Мы также считаем недопустимым использование альтернативной службы как дополнительного вида наказания или "исправительных работ" для лиц, имеющих судимости и т.п.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV