Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Ирина Кизилова
НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОРБИТЕ АГС

 

Модельеры АГС

В 1998 году "Мемориал" вместе с Пермским региональным правозащитным центром и Советом родителей военнослужащих Прикамья выступили с инициативой провести в Пермской области эксперимент по отработке модели прохождения альтернативной гражданской службы. Руководители трех общественных организаций разработали Положение о проведении эксперимента с участием в нем 10 добровольцев, заявивших в призывные комиссии о своем намерении добиваться замены военной службы на альтернативную гражданскую, и обратились за поддержкой к губернатору области и председателю областного Законодательного собрания.

Ознакомившись с пакетом документов, губернатор области решил пойти еще дальше, чем предлагали три общественные организации: создал своим распоряжением от 14.О1.1999 г. рабочую группу для разработки проекта областного закона об альтернативной гражданской службе в Пермской области. В группу вошли представители обладминистрации, облвоенкомата, ряда общественных организаций (в том числе и "Мемориал"). Руководителем группы губернатор назначил военного комиссара области Анатолия Самойлова. Курировать ее было поручено вице-губернатору Валерию Щукину.

Работа над проектом шла очень нелегко, в постоянных спорах, столкновениях прямо противоположных интересов. Представители военкомата сначала настаивали на том, чтобы закон назывался не "Об альтернативной гражданской службе", а "Об альтернативной государственной службе". Почувствуйте разницу, как говорят опять же в Одессе: ведь государственная служба допускает направление альтернативщиков как в гражданские, так и в военные структуры.

Изменение лишь одного слова в названии привело бы к утрате смысла борьбы за принятие закона. Хотя представители военкомата уверяли нас, что подразумевают направление парней, отказывающихся брать в руки оружие, только в небоевые подразделения армии (строительные, железнодорожные, в госпитали, в МЧС), все прекрасно знают, что и в этих подразделениях каждый обязан принимать присягу с оружием в руках, что само уже противоречит убеждениям пацифиста. Приняв присягу, призывник уже не принадлежит самому себе, он обязан выполнять все без исключения приказы командиров и стрелять, если прикажут.

Но, в конце концов, правозащитникам все же удалось переломить ситуацию: изучив проекты законов (и федеральных, и тех, что были созданы в регионах - Татарстане, Карелии, Санкт-Петербурге), группа разработала проект, в котором были записаны такие важные для нас положения:

Альтернативная служба - особый вид государственной службы, содержанием которой является общественно полезная деятельность, в том числе в сфере здравоохранения и социальной сфере, осуществление которой возлагается на гражданина в мирное время в порядке, установленном настоящим законом.

Альтернативная служба не связана с военной службой, принятием Военной присяги, ношением и применением оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники.

Альтернативная служба имеет целью исполнение гражданином долга перед обществом, не является формой умаления его достоинства и не носит характер наказания.

Срок службы для "альтернативщиков", не имеющих высшего образования, предусматривался 36 месяцев (некоторые военные настаивали даже на четырех годах альтернативной гражданской службы), для призывников, окончивших вузы - 15 месяцев.

Должны признаться, что и этот проект, и проекты федерального закона, внесенные в Государственную Думу депутатом В. Борщевым, мы не считали и не считаем сейчас совершенными, но они гораздо прогрессивнее или, если хотите, человечнее тех проектов, которые предлагают лоббисты военных ведомств.

В декабре 1998 года по нашей инициативе в Законодательном собрании Пермской области состоялся "круглый стол" с широким представительством депутатов, работников исполнительной власти, руководителей общественных организаций. Идея введения АГС в Прикамье большинством участников "круглого стола" была одобрена. Разработчикам областного законопроекта оставалось "отшлифовать" свое детище, внести некоторые предложенные коррективы, и ответить на ряд вопросов, заданных участниками обсуждения.

Принятие собственного закона об АГС для Пермской области в то время, по заверениям юристов, не было фантастической идеей, потому что он разрабатывался на основании Договора от 31.06.1996 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми - Пермяцкого автономного округа", который, в частности (дальше цитирую юристов): "регулирует отношения, связанные с реализацией конституционного права гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Пермской области, на прохождение альтернативной гражданской службы".

Но вскоре началась новая чеченская война, называемая антитеррористической операцией, и генералы пошли гнать волну милитаристской истерии. Под этот шум наша рабочая группа была распущена, "шлифовка" проекта прекратилась.

Почему мы рассказываем обо всех перипетиях работы над областным законопроектом так подробно? Потому что знаем, что и в других регионах правозащитные общественные организации предпринимали и предпринимают попытки сделать то же самое, что и мы, то есть добиться принятия местного АГСного закона. Исходя из собственного опыта, а еще больше - из той политической ситуации, которая сложилась в России сегодня, мы рекомендуем: не теряйте на это силы и время, лучше поддержите усилия тех, кто пробивает дорогу прогрессивному федеральному закону, в частности, активнее включайтесь в общественную кампанию за введение АГС в России.

В условиях, когда федеральные законодательная и исполнительная власти, по сути, саботируют принятие закона об АГС, у "третьего сектора" не остается другого выбора, кроме организации давления снизу, расширения общественного движения за введение АГС в России. На это, собственно, и направлена проводимая пермским "Мемориалом" и ЦПДМИ общественная кампания.

* * *

Итак, после роспуска рабочей группы "Мемориал" вернулся к своей первоначальной идее провести эксперимент по отработке модели прохождения АГС в Пермской области. Почему мы считали это необходимым? Потому что основные доводы "думцев", голосующих против принятия федерального закона об альтернативной службе, сводятся к тому, что ни в одном из регионов России нет… опыта прохождения АГС, не отработан механизм её проведения.

Нет опыта, так будет, решили мы. По крайней мере, в Пермской области.

Эксперимент по отработке модели АГС стал центральным звеном нового проекта, посвященного этой актуальной тематике. Один из наших доброжелателей в шутку назвал участников проекта "модельерами АГС". В каждой шутке есть доля правды.

Разработав проект, мы снова обратились за поддержкой к губернатору области. Увы, на этот раз поддержку не получили. Видимо, слишком сильно изменилась ситуация в стране и отношение власти к вопросам введения в России альтернативной службы тоже. В этой ситуации хорошо уже то, что областная исполнительная власть не стала чинить нам препятствий в осуществлении задуманного (правда, препятствия чинили другие, тоже довольно властные, структуры, но рассказ об этом будет позже).

Следует признать, что сегодня почти единственной общественной силой, способной целенаправленно противостоять милитаристским тенденциям, являются организации третьего сектора, в первую очередь, правозащитные. Однако мы трезво оцениваем ситуацию: за последние два года, общий вектор общественных настроений сдвинулся в ином направлении. Властям, а также прислуживающим им СМИ удалось в значительной мере изменить представления обывателя о том, что есть сильное государство. Реанимируются имперские амбиции советского прошлого, совершенно очевидной стала тенденция к милитаризации общественной жизни, усилению роли силовых структур - армии, секретных служб и т. д. В этих условиях борьба за введение АГС в России становится все более острой и актуальной.

Приступая к эксперименту, мы запланировали для себя: на основе модели прохождения альтернативной гражданской службы в нашем регионе, отработанной в ходе осуществления проекта, создать целый пакет документов. В этот пакет должны были входить проекты: федерального закона об АГС (учитывающего все реалии российской действительности и "шишки", набитые нами за время эксперимента), "Положения о прохождении АГС" (без которого не будет работать сам закон), "Положения о Федеральной комиссии по делам АГС", "Положения о Региональной комиссии по делам АГС".

В ходе эксперимента нам предстояло ответить на целый ряд вопросов, заданных участниками "круглого стола", а также отработать механизмы взаимодействия между общественными и государственными организациями и учреждениями.

Кроме того, мы брали на себя задачу распространить наш опыт по подготовке молодых людей к альтернативной гражданской службе на ряд других городов России. В связи с этим наш проект состоял из двух частей и полностью назывался так: "Отработка модели прохождения альтернативной гражданской службы в Пермской области и поддержка координаторов по АГС в регионах России". Обе части проекта выполнялись одновременно.

Подробный рассказ о том, как это все делалось, - в следующих главах. Но, забегая вперед, скажу: мы выполнили все или почти все, что запланировали.

В конце сентября 2000 года на итоговом семинаре подготовленный нами пакет документов был вручен заместителю председателя Комитета по обороне Государственной Думы Э. Воробьеву. Сейчас эти документы рассматриваются рабочей группой, созданной по инициативе Комитета по законодательству Государственной Думы. В группу входят председатель Пермского областного отделения "Мемориала" А. Калих и юрист нашего проекта Р. Маранов.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV