Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Ирина Кизилова
НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОРБИТЕ АГС

 

Альтернативная служба - не наказание

В предыдущих главах уже говорилось, что существует немало различных проектов федерального закона об альтернативной гражданской службе в Российской Федерации. Создан даже так называемый Модельный Закон "Об альтернативной (вневойсковой) службе". Кстати, о последнем хочется поговорить чуть подробнее. Этот документ принят как образец для стран Союза Независимых Государств на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 14-11 от 16 октября 1999 года).

Есть одна существенная деталь: группу разработчиков Модельного Закона возглавлял член правительства Кыргызстана. Видимо из-за этого в основу "новодела" лег Закон "Об альтернативной (вневойсковой) службе в Кыргызстане". Поймите правильно: мы ничего против этой республики не имеем, но был бы образец хороший. Увы, он таковым не является. Нас абсолютно не устраивает несколько самых существенных положений этого документа. Например, основанием для замены военной службы - альтернативной считается лишь вера, но не убеждения, что ущемляет права пацифистов, антимилитаристов, людей с другими убеждениями.

Кроме того, Модельный Закон предлагает призывать на альтернативную службу тех, кто сейчас имеет право вообще не служить по различным причинам (болезнь допризывника, рождение в его семье второго ребенка, необходимость ухаживать за одинокой матерью и т. д.). Теперь представьте, что с введением АГС эти права у юношей призывного возраста отбираются. Получается ущемление прав, недопустимое Конституцией РФ. Больных не должны призывать на альтернативную службу еще и потому, что она ничуть не легче военной, в этом нас убедил проводимый эксперимент.

На основе эксперимента мы выработали свое четкое понимание того, каким должен быть закон об альтернативной гражданской службе в Российской Федерации (предлагаемый нами законопроект читайте в приложении). Во-первых, альтернативная гражданская служба ни в коем случае не может находиться под контролем военных, и проходить ее молодые люди должны только в государственных, муниципальных или общественных организациях, предприятиях и учреждениях. Заявления о замене военной службы альтернативной соискатель АГС обязан подавать не в военные комиссариаты, а в призывные комиссии, возглавляемые гражданскими лицами.

Необходимо ввести заявительный характер для желающих пройти АГС, так как доказывать свои убеждения человек не обязан. Именно к заявительной форме пришли во всех цивилизованных странах Европы (в Германии юноша призывного возраста подает в специальную федеральную службу заявление, в котором подробно описывает причины, побудившие его просить замены военной службы на альтернативную. И только в исключительных случаях, если, например, причины изложены неясно, автора такого заявления заслушивает специально созданная комиссия).

Для организации и координации АГС должна быть создана федеральная комиссия по делам альтернативной гражданской службы (проекты "Положения о Федеральной комиссии" и "Структуры органов управления альтернативной гражданской службой" - в приложении).

Особый разговор о сроках прохождения АГС. Военные предлагают 4-5 лет. Это бессмысленная, скрытая попытка в зародыше удушить АГС. Но и авторы даже самых либеральных законопроектов, направляемых на рассмотрение депутатам Государственной Думы, не решаются предложить срок альтернативной службы меньший, чем 1,5 срока военной службы. Так, мол, и в Западных странах заведено: АГСники служат в полтора раза дольше, чем военные. Но если, скажем, в Германии на срочной службе солдаты проводят 9 месяцев, то и альтернативная служба там всего лишь 12 месяцев. А в России она при коэффициенте 1,5 дорастает до 3 лет.

Наш опыт подсказывает: это слишком тяжело, АГС может превратиться в наказание для молодых людей. И поэтому мы предлагаем в законопроекте: срок альтернативной службы 27 месяцев (для имеющих высшее образование - 14 месяцев). В случае прохождения альтернативной гражданской службы за пределами того муниципального образования, где гражданин постоянного проживает, срок АГС должен составлять 24 месяца (для имеющих высшее образование - 12 месяцев).

Финансироваться АГС должна из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, в которые поступают и средства, получаемые от сокращения численности армии. Причем, расходы на содержание альтернативщика должны быть такими же, как на солдата срочной службы (сегодня содержание солдата срочной службы, по данным Минобороны, составляет около 1600 рублей в месяц).

Вот, пожалуй, все основные наши постулаты. Остальные подробности вы прочтете в законопроекте. Хотелось бы, чтобы нас поддержали молодые читатели и, разумеется, законодатели.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV