Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Пермская городская общественная благотворительная организация "Центр поддержки демократических молодёжных инициатив" приносит извинения В.Г. Ромеку, кандидату психологических наук, зав. кафедрой психологии ЮРГИ, в связи с тем, что по техническим причинам при издании книги "Альтернативная гражданская служба: пермский эксперимент" в главе "Учитесь властвовать собой" были опущены ссылки на ряд его публикаций. Мы вносим соответствующие изменения и дополнения в печатную и электронную версию книги.

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

Уверенность в себе - путь к успеху

В предыдущих главах этой брошюры уже говорилось о вполне типичной ситуации, когда юноша, чьи убеждения противоречат военной службе, не всегда способен доказать в суде присутствие в себе этих убеждений. Вот родителям, друзьям, любимой девушке он излагает свой особый взгляд на мир и войну, на насилие и ненасилие четко, ясно и непринужденно…. А как переступил порог кабинета судебного заседания, так будто его подменили: язык во рту превратился в тяжелый камень, нужные слова из памяти улетучились. Что это с ним стряслось? - недоумевает общественный защитник. А представитель призывной комиссии уже внутренне ликует: вот задам этому несмышленышу парочку вопросиков под дых, и он - на лопатках. Ишь, вздумал тягаться с военкоматом!

Такие "картинки с натуры", увы, знакомы и мне, и моим коллегам, авторам этого пособия. Далеко не каждый юноша способен в стрессовой ситуации взять себя в руки и выйти из нее победителем.

Особенность пермской методики подготовки соискателей АГС к судебным процессам заключается в том, что она помогает участнику нашего эксперимента не теряться, быть уверенным в себе в любых обстоятельствах.

Зададимся вопросом: что же это такое - уверенность в себе? Люди относятся к этому свойству личности по-разному. Одни восхищаются им как безотказным трамплином для прыжка к успеху в любой жизненной сфере. Другие (очевидно, путая уверенность в себе с самоуверенностью) считают, что обладатель ее всегда идет к достижению своих целей "по чьим-нибудь костям". Психологами предложено уже немало критериев оценки уверенности в себе: поведенческих, эмоциональных, когнитивных, социально - психологических. В этой связи, думается, нашему читателю, которому постоянно приходится сталкиваться и с психологическими проблемами, будет интересно познакомиться со своеобразным кратким дайджестом различных научных воззрений на этот феномен личности.

Ниже мы используем материалы статьи В.Г. Ромека, по-нашему мнению, очень ясно и полно изложившего существующие в психологии взгляды на уверенность в себе1.

Психолог Петровский считает, что главным стимулом уверенности в себе является принадлежность к группе, эмоциональная идентификация с целями коллектива. Классик психологии Сальтер, наоборот, утверждает, что уверенность означает противопоставление себя, своего собственного мнения мнению других людей, без оглядки на окружающих. На основании каких признаков мы должны судить об уверенности в себе? Может быть, действительно, именно чувство единения и принадлежности группе помогает избавиться от социального страха, осознать свои права и поверить в себя?

Употребление витамина "Мы", к которому так привыкли наши люди за десятилетия тоталитарного режима, вряд ли будет способствовать открытому выражению потребностей, желаний, и, тем более, - требований. Скорее, придется отказываться от личных мнений и желаний в пользу мнения и желаний большинства. Трудно вообразить себе такой сплоченный коллектив, в котором бы общие цели максимально соответствовали потребностям отдельных его участников (люди все- таки разные), и в котором бы каждый без лицемерия мог говорить: "Мы все хотим, требуем одного и того же, а именно…"

Использование местоимения "Я" психолог Андрэ Сальтер назвал среди шести характеристик уверенности в себе. Попытки спрятаться за неопределенными формулировками ("все ученики нашего класса хотят…", "правительство работает", "мы боремся с преступностью") он считал проявлением слабости и неуверенности в своих силах.

Итак, шесть характеристик уверенности в себе:

1. "Я" - последняя буква в алфавите
Особое отношение к проявлениям индивидуальности в России, конечно, имеет многочисленные культурные и социально-политические предпосылки. Конечно же, общественные цели и коллективная ответственность за результаты действий всегда ценились выше личных целей и личной ответственности. В результате после "я" у нас приходится постоянно добавлять: "от лица нашей организации", "я, как и весь народ России, как и все люди моего города, как и все прогрессивное человечество". Так ведь удобно, выгодно, социально одобряемо, нормативно. Но, к сожалению, ложно и малопродуктивно. Люди, множество "я", учащихся в школьном классе, живущих в городе и составляющих прогрессивное человечество, все же - разные с разными "я", с разной мотивацией и с разной степенью согласия с принятым в качестве нормативного мнением.

Более того, именно мнение меньшинства, а в решающие моменты истории - и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме или от третьего лица ("есть мнение", "некоторые полагают"), часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивных решений.

2. Наглость - второе счастье?
Но не случится ли так, что преувеличение значения личных мнений, сомнений, желаний и ценностей приведет к санкциям со стороны социального окружения? Иными словами: хорошо ли это - в явной и открытой форме говорить о своих желаниях, мнениях и чувствах? Не получается ли так, что уверенный в себе человек - это человек, переоценивающий свои возможности и не умеющий сдерживать свои эмоции. Не будет ли от этого какого худа?

Именно так и получается. А вот худа не будет. Действительно, уверенность в себе - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет окружающий нас мир. Но - парадокс: именно эта неадекватно позитивная оценка позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решения.

Относительно невоздержанности в выражении эмоций я тоже должен ответить "да": уверенный в себе человек часто выражает эмоции, до которых другим и дела нет. Но именно это помогает стать душой компании, заводить новых друзей, спасает от одиночества и т. д. По этому поводу вспоминается рекомендация, которую давал Андрэ Сальтер своим клиентам: "Не будь чувствительным, будь - эмоциональным". А вот какова связь между уверенностью и социальной компетентностью, это отдельный вопрос...

3. Самоуверенность и самоуважение
Конечно, всегда остается опасность переборщить. Не производит хорошего впечатления человек, за самоуверенными высказываниями и претензиями (на власть, внимание, на должность) которого ничего не стоит - никакой самобытности, никаких знаний, никакого опыта. Это тот случай, который однозначно осуждается в большинстве культур, за исключением, может быть, лишь крайне индивидуалистичных. И именно этого следовало бы опасаться - чрезмерной переоценки своего потенциала. Но и крен в другую сторону опасен. Жесткий контроль позитивных "Я - высказываний" препятствует чувствам гордости, смелости, инициативе, и в конечном счете, разрушает самоуважение. В отсутствие внутренней основы самоуважения людям приходится искать для него внешнюю основу: дорогая одежда, пейджер на боку - не самые неприятные следствия этого. Унижение более слабых, агрессивные действия, нецензурная брань и асоциальное поведение - следствия в значительно большей степени опасные во всех отношениях.

Теоретические соображения относительно того, что агрессивность часто провоцируется неверием в себя или неспособностью достичь своих целей, подкрепляются практикой тренинга. В ситуации, когда самоутверждение (отстаивание своих прав, например) становится неизбежным, многие ведут себя агрессивно не "по убеждению", а лишь потому, что других способов самоутверждения просто не знают, не научены им. Самоутверждение за счет пугающей внешности, унижения или запугивания других, подчеркивания собственного социального статуса происходит повсеместно не "по убеждению", а от неспособности к иным формам самоутверждения.

Можно ли в этих условиях удивляться, что уверенность в себе не вписывается в современную систему ценностей, в систему социализации, понимается почти как полный аналог самоуверенности, наглости и хамства?

4. Себялюбие и агрессивность
Конечно, не все так печально, и многие все же находят пути и способы самоутверждения, добиваются так или иначе осуществления своих желаний, уважают себя и свои чувства несмотря ни на что. Проблема однако состоит в том, что самореализация в большинстве случаев происходит вопреки, а не вследствие социального контроля, предполагает в той или иной степени противостояние социальным нормам, их игнорирование или пренебрежение ими. Поскольку все это означает борьбу с социумом, то самореализация предполагает большие затраты сил, денег и энергии, а в определенных случаях провоцирует агрессивное самоутверждение. Такого рода "аномальное", часто агрессивное, самоутверждение тоже, в свою очередь, становится привычным и нормативным. Все, что связано с разрушением вопреки желанию или привычкам большинства, неизбежно несет на себе отпечаток агрессивности. Но так ли уж неизбежно?

5. Уверенность в себе и социальная компетентность
Напористостью и агрессивным самоутверждением не исчерпывается весь багаж знаний об уверенности в себе, накопленный современной психологией. Противоречие морального порядка, заложенное в самом понятии уверенности в себе, до некоторой степени игнорирующем желания и потребности других людей, начиная от незнакомых официальных лиц и заканчивая самыми близкими людьми, бурно дискутировалось в научной литературе начала 70-х годов. Идентичность понятий "социальная компетентность" и "уверенность в себе" была поставлена под сомнение сначала в общетеоретическом, а затем и в практическом плане.

Социальная компетентность была определена как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умением добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление желаний их собственных.

Уверенность в себе в этом процессе необходима, но недостаточна, поскольку в классическом ее понимании не предусмотрен никакой механизм, помогающий окружению приспособиться к нашим желаниям и помогающий другим захотеть их осуществления. Косвенно предполагается, что если во всех действиях и вербализациях человек ограничивается осведомлением других о своих правах и желаниях и не допускает при этом никакого давления на партнеров, то это уже само предоставляет партнеру право согласиться или отвергнуть просьбу или требование.

Но как же быть тогда в случае, если партнер, партнеры, социальная среда стремятся совсем не к тому, что составляет предмет моих желаний? Как быть, если партнер - хам и унижение других - стиль его жизни? Как остаться уверенным в себе, как достичь своего и не потерять самоуважения? Ответ довольно невнятен, но он все же есть. Хамом становятся от недостатка воспитания и от неспособности достичь своих целей другим способом. Не обучены.

Довольно долго агрессивность и хамство, с одной стороны, и неуверенность и пассивность, с другой, пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье, как физическом, так и социальном, на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т. д.

Развитие этой линии исследований привело еще к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься как две разные формы проявления отсутствия уверенности в себе. Социальная же компетентность - как результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста.

6. Этика уверенности в себе
Уверенное поведение, с точки зрения этики, можно рассматривать как наименее затрагивающий интересы других людей способ коммуникаций, создающий возможности неагрессивного и социально компетентного самоутверждения. Попробуем обозначить основные, самые существенные характеристики этого способа поведения.

1) Оптимизм и само-эффективность. Иными словами эту характеристику человека можно обозначить как чувство уверенности в себе. В двух словах этот комплекс эмоционально-когнитивных характеристик описывается следующим образом: в большинстве моментов времени человек высоко (позитивно) оценивает свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей. Успехи считаются личной заслугой, недостатки приписываются временному неблагоприятному стечению обстоятельств. Привычные позитивные оценки препятствуют самоуничижению в любых его формах и унижению других людей.

2) Открытость. Все желания, чувства, просьбы, требования и претензии выражаются в открытой форме, от первого лица. Приказы, советы, наставления, обобщенные оценки переформулируются в "Я-высказывания". Такого рода вербализации мало у кого вызывают категорические возражения, препятствуют недопониманию и ложным истолкованиям. На этом пункте сходятся большинство психологов, используя иные синонимичные наименования (конгруэнтность, истинность, самотождественность и т. д.)

3) Спонтанность. Действия совершаются спонтанно, без долгого обдумывания и откладывания решающего разговора. Возможные недоразумения разрешаются не в результате интриг и скандалов, а в открытом и честном разговоре. Реакция на разное поведение окружающих разная и не отсроченная.

4) Принятие. Открытые, спонтанные и уместные высказывания и действия других людей (вне зависимости от их "полярности") принимаются всерьез и сопровождаются адекватной внутреннему ощущению реакцией. Более того, поддерживаются именно спонтанные и открытые реакции.

Этика такого рода уверенного поведения заключается в том, что несомненно отличающиеся друг от друга потребности, мнения и права разных людей выслушиваются, принимаются и сопоставляются с целью поиска наиболее приемлемой для всех формы их удовлетворения, принятия или защиты. Окончательное решение этой задачи во все усложняющемся мире едва ли возможно, но процесс поиска этого решения добавляет всем членам общества социальной компетентности, добавляет оптимизма и веры в себя.

Даже беглое обозрение научных взглядов на различные аспекты уверенности отняло у нас довольно много времени. А если речь идет о развитии этого качества в человеке, тут уж проходят не дни и недели, а месяцы, годы. В этом вы убедитесь, познакомившись в следующей главе с нашими психологическими тренингами.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV