Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

Психологические основы подготовки к АГС

Эта глава предназначена, в первую очередь, психологам, решившимся работать с соискателями АГС. Но, надеемся, она будет полезна и координаторам нашего проекта и другим активистам общественных правозащитных организаций, занимающимся проблемами альтернативщиков.

Важной частью эксперимента, который проводится пермским "Мемориалом" и Центром поддержки демократических молодежных инициатив, является изучение психологической составляющей альтернативной гражданской службы. Можно говорить о том, что в рамках общего эксперимента ведется еще одно - психологическое исследование (эксперимент-2). Рассмотрим его подробнее.

Целью эксперимента-2 является разработка системы психологической подготовки к прохождению АГС.

Объектом изучения выступает альтернативная гражданская служба в сфере социальной защиты населения.

Участвуют в проекте юноши 18 - 27 лет, пожелавшие пройти АГС.

В ходе эксперимента-2 мы искали подтверждения или опровержения положений о том, что, во-первых, успешность прохождения АГС зависит от индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей юношей, во- вторых, возможна психологическая коррекция индивидуальных свойств юношей в целях их приспособления к прохождению АГС в сфере социальной защиты населения.

Для достижения поставленных целей было необходимо решить следующие задачи:

  1. Определение уровня личностной готовности юношей для прохождения АГС в органах социальной защиты населения.
  2. Выявление круга социально значимых мотивов для прохождения АГС.
  3. Разработка типичных и индивидуально-особенных линий прохождения АГС.

В основу проведения данного эксперимента были положены следующие принципы:

  1. Добровольность участия в прохождении АГС.
  2. Личная и социальная ответственность за сроки и качество прохождения АГС.
  3. Единство сознания и деятельности (все утверждения участников эксперимента о своих убеждениях должны были быть подтверждены в жизни реальными действиями).

Для того чтобы стало возможным детальное изучение особенностей прохождения альтернативной гражданской службы всеми участниками эксперимента, нами были использованы следующие методы:

  1. исследование кандидатов и участников АГС (наблюдение, беседа, лабораторный эксперимент).
  2. психологическая коррекция личности участников АГС (беседа, индивидуальное и групповое консультирование, социально- психологический тренинг).
  3. психологическая поддержка и сопровождение АГС (наблюдение, естественный эксперимент, консультирование, социально - психологический тренинг, деловая и ролевая игра).

Психологическую часть эксперимента по отработке модели прохождения АГС мы разделили на следующие этапы:

  1. Диагностика индивидуально-психофизиологических и личностных особенностей.
  2. Подготовка к судебному процессу.
  3. Психологическое сопровождение АГС в сфере социальной защиты населения.

В результате проведения первого этапа были выделены 4 группы участников:

  1. Юноши, чьи психологические свойства позволяют им проходить АГС в сфере социальной защиты населения в качестве социальных работников.
  2. Участники эксперимента, которые могут быть использованы в этом качестве после определённого обучения и психологической коррекции.
  3. Кандидаты на прохождение АГС, которые могут проходить службу в органах социальной защиты населения на других должностях и по иным специальностям.
  4. Юноши, чьи личностные особенности и состояние психологического здоровья не позволяют им работать в сфере социальной защиты населения.

Существенным моментом в определении уровня готовности юноши к прохождению АГС является возможность выявления социально значимых мотивов, побуждающих его сделать выбор в пользу АГС. Соответствующая статья Конституции выделяет в качестве одного из таких мотивов поведения убеждения. Вместе с тем, как показывает практика, выявление у юноши - призывника убеждений, соответствующих духу данной статьи, представляет значительную трудность как для самого призывника, так и для судебных инстанций. Очень важным условием, способным обеспечить уверенное поведение соискателя АГС на судебном процессе, является расширение круга убеждений, которые выступают как препятствия для несения воинской службы и действительное наличие которых возможно доказать в ходе судебного разбирательства.

Здесь уместно упомянуть о том, что под убеждениями понимается способность реально действовать в соответствии со своим мировоззрением. Таким образом, соискателю АГС необходимо понять, четко выделить в сознании и оформить в слове, неоднократно проговорив вслух, несколько (от 5 до 10) базовых мыслей, своеобразных краеугольных камней в собственном мировоззрении, не позволяющих ему выполнять свой гражданский долг в жестких рамках любых военизированных формирований.

На данный момент к наиболее часто заявляемым соискателями АГС убеждениям относятся:

  • любовь к Родине;
  • осознание своего гражданского долга;
  • стремление помочь слабым и обездоленным;
  • неприятие насилия в любой его форме.

Но, как мы уже говорили, этого подчас недостаточно, чтобы отстоять в суде свою позицию. Более того, некоторые мотивы поведения, например, стремление помочь слабым, больным, малолетним или престарелым, как выясняется, еще недостаточно сформированы у некоторых соискателей АГС. И это предполагает осуществление специальной деятельности по развитию данных социально значимых качеств, последовательно осуществляемую психологическую коррекцию их личностных свойств.

Подобная психологическая коррекция может осуществляться при помощи различных методов (о чём мы говорили выше), но наиболее действенным, эффективным нам представляется метод социально - психологического тренинга (СПТ).

Психологическая практика знает множество форм и методик проведения СПТ. Их разнообразие и глубина применения зависят от целей, которые ставят перед собой организаторы тренинга, от разноплановости тех задач, которые должны быть решены посредством тренинга.

Тренинг можно определить как многофункциональный метод, способный произвести заранее спланированные изменения психологических свойств человека или группы людей направленные на достижение высокой эффективности личных и групповых действий, как профессиональных, так и в личной, повседневной жизни.

С целью повышения уровня приспособленности участников проекта к условиям социальной жизни им было предложено приобрести и расширить социальные и жизненные умения.

В тренинге жизненных умений использовалось три подхода к участникам тренинга.

Первый подход опирается на семь категорий жизненных ценностей и умений:

  • способность решать проблемы;
  • умение общаться;
  • настойчивость;
  • уверенность в себе;
  • критичность мышления;
  • умение управлять собой;
  • развитие образа самого себя.

При втором подходе выделяется четыре жизненных умения, на формирование и развитие которых направлен тренинг:

  • умение общаться с другими людьми;
  • способность поддерживать здоровье;
  • развитие способности соответствовать ситуации;
  • повышение уровня способности решать проблемы и принимать решения.

При третьем подходе внимание направляется на:

  • улучшение эмоционального контроля;
  • межличностные отношения;
  • самопонимание;
  • финансовую самозащиту;
  • достижение глубокого осознания своего жизненного опыта.

В силу того, что особо важными этапами в ходе эксперимента являются подготовка к судебному процессу (в том числе и психологическая) и психологическое сопровождение участника АГС в сфере социальной защиты населения, были выбраны и проводятся как обязательные для всех участников эксперимента тренинги:

  • уверенности в себе;
  • личностного роста;
  • общения;
  • умений;
  • альфа-моделирования желаемого будущего по Х.Сильва;
  • психосинтез по Ассаджиоли;
  • видеотренинг.

Социально-психологический тренинг проводится еженедельно в количестве 9 академических (6,5 астрономических) часов. Тренинговая группа состоит из 14-15 человек. Помимо соискателей АГС - участников эксперимента, в неё входят руководитель и координаторы проекта, приглашенные независимые эксперты, имеющие значительный опыт тренинговой работы.

Использование тренинговой формы изучения и психологической коррекции личности участников эксперимента позволяет быстро и эффективно решать насущные социально - психологические задачи.

В ходе первых занятий СПТ в группе возникла непринужденная, дружеская атмосфера взаимопонимания, симпатии и взаимопомощи. Следует особо подчеркнуть, что психологическая коррекция личности соискателя может проводиться им самим и только им.

На тренингах никого не учат напрямую, просто создаются условия, в которых наиболее четко и полно проявляются качества характера человека, личные наработки и способы общения, предпочтения в стиле прохождения "узких", конфликтных ситуаций, повышается уровень развития способности противостоять агрессии, в том числе и словесной.

Всем участникам тренинга дается возможность познакомиться с различными вариантами решения подобных психологических задач, а затем каждый, кто сочтет это для себя необходимым, может применить в тренинговой обстановке тот или иной прием, методику решения проблемы, наиболее полно учитывая собственные предпочтения и характерологические особенности.

И все это происходит при максимально возможном уровне осознания и только по собственной воле участника.

Таким образом, говоря о психологической коррекции личности соискателей АГС, мы скорее имеем в виду психологическую САМОКОРРЕКЦИЮ, проводимую самим юношей.

В ходе эксперимента мы вышли на новый этап - сопровождение социальной практики участников АГС в центрах социальной защиты населения. Здесь, прежде всего, желательно обеспечить их необходимыми психологическими навыками общения со своими подопечными, помочь им сформировать внутреннюю потребность в постоянном саморазвитии, способствовать появлению у них стремления "слышать" свой внутренний мир, получать удовольствие от преодоления собственных внутренних проблем. При первых встречах благополучателя и юноши, неподготовленного к общению со старым больным (и поэтому порой капризным) человеком, может возникнуть конфликтная ситуация. Чтобы избежать ее, мы проводим социально-психологический тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

В ходе этого тренинга отрабатываются оптимальные формы поведения в конфликтных ситуациях, позволяющие держать развитие конфликта под контролем по своему усмотрению, либо использовать его в своих целях, либо завершать его. Рассматриваются также вопросы прогнозирования конфликтов и методы их предупреждения.

Умение не попадать в конфликтные ситуации понадобится молодому человеку не только при общении со своими подопечными, но и вообще в жизни. Поэтому мы развиваем в юношах их коммуникативные способности: умение устанавливать и поддерживать желаемые отношения с сотрудниками, владение способами активно вести и поддерживать беседу, навыки невербального общения. Повышаем в участниках эксперимента степень уверенности в себе, "вооружаем" их приемы самоконтроля и саморегуляции.

С помощью особых методик ("Динамика жизненных ценностей", "Групповые и социальные жизненные ценности", "Ценностные ориентации", "Методика Рокича", "Психосинтез", "Круг субличностей", "Диалог субличностей", "Психодрама субличностей по Дж. Рейнуотер", "Коррекция агрессивных манер поведения" и т. д.) выявляем жизненные и профессиональные ценности молодых людей и, если есть необходимость, корректируем их, как и поведение, обучая методом саморегуляции психических состояний.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV