Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

На старте судебного марафона

С точки зрения психологии, судебная процедура представляет собой ситуацию, в которой происходит попытка разрешения конфликта двух сторон, каждая из которых пытается склонить на свою сторону третью, а именно суд. При этом компромисс между сторонами не достигается и одна из сторон удовлетворяет свои потребности, а другая нет. В любом случае это достаточно жесткое противостояние двух сторон, изначально юноша - соискатель АГС находится в более сложной, трудной позиции, чем противоборствующая сторона - представитель призывной комиссии. Во - первых, здесь может сказаться и разница в жизненном опыте. Представители военкомата представляют себя радетелями государственных интересов, а отсюда и чувство собственной "псевдоправоты". Для соискателя АГС решение суда имеет судьбоносное значение. Как следствие, возникает ощущение сверхзначимости каждого слова, действия, что буквально парализует некоторых молодых людей, их речь на суде становится маловразумительной. У судьи может создаться впечатление, что соискатель АГС демонстрирует чужие убеждения и желает лишь уклониться от военной службы без достаточных на то оснований. Для того чтобы уровнять шансы сторон на суде, необходима специальная досудебная психологическая подготовка соискателей АГС.

Судебное состязание предполагает наличие у соискателя АГС хорошо развитой способности противостоять агрессии социальной среды, умение сохранять внутреннее спокойствие, ясность ума и, по возможности, благожелательно - ровный тон общения с оппонентами. Перед нами встала нелегкая задача в самые краткие сроки сформировать у участников эксперимента данные качества характера и свойства личности. Среди многих тренинговых программ, направленных на развитие требуемых качеств, мы остановили свой выбор на созданной в Германии программе коммуникаций в парах (авторы: Robert Anneken, Liz Echelmeyer, Karl Kaluza, Hubert Klein, Angelika Klockgeter - Kelle (Muenster), Dirk Zimmer (Tuebengen). Данная методика в переводе и под редакцией В.Г. Ромека позволяет в сжатые сроки провести необходимую коррекцию в поведении и общении соискателей АГС2.

Нами изложен модифицированный вариант тренинга, приспособленный к условиям подготовки соискателей АГС. Программа написана в форме руководства для психолога или координатора проекта по АГС и не содержит теоретического обоснования предлагаемой последовательности действий. В нее вошли хорошо зарекомендовавшие себя коммуникативные упражнения и терапевтические техники. В окончательную редакцию включен и наш собственный опыт. В этой брошюре все необходимые материалы (правила коммуникаций, лист ожиданий) приведены в приложении к каждому занятию.

Для лучшего взаимопонимания мы все же должны дать некоторые пояснения. Цель тренинга состоит в том, чтобы развивать новые, более совершенные формы коммуникации и одновременно прорабатывать актуальные конфликтные ситуации между партнерами.

Тренинг включает в себя шесть занятий продолжительностью около 90 минут каждое.

На первых трех занятиях отрабатываются основные элементы партнерской коммуникации (способность проявлять чувства, понимать чувства других, говорить о своих желаниях). Во второй части тренинга речь идет об интегрированном применении этих образцов поведения для преодоления конфликтов между желаниями и интересами партнеров.

Структура каждого занятия и порядок проведения различных коммуникационных упражнений подробно описаны в программе, которая разрабатывалась на основе принципов терапии поведения и теории коммуникации. Желаемое коммуникативное поведение формируется путем соответствующих интервенций тренера посредством относительно жестко структурированных упражнений. Упражнения проводятся с использованием такого актуального материала, как чувства, желания и конфликты соискателей АГС. Тренерские интервенции означают прежде всего дифференцированное подкрепление работающим в парах, указания на возможность альтернативного поведения, подсказки. Кроме того, для каждого занятия составлены короткие точные правила коммуникации, которые облегчают смысловую переработку выученного и должны поддерживать процесс саморегуляции.

В ходе последних трех занятий между участниками группы достигается конкретное соглашение, которое касается их поведения вне тренинговых занятий. От них требуется соблюдать это соглашение вне занятий, а также выполнять дополнительные коммуникативные упражнения.

Тренинг коммуникации в первую очередь создавался для тех, кто заинтересован в улучшении навыков межличностного общения, уверенности в себе и способности противостоять словесной агрессии в условиях жесткого давления со стороны внешней социальной среды.

Это руководство может быть использовано практиками при соответствующей подготовке и в особенности при наличии практического опыта работы с группой. Кроме того, мы хотим особо отметить, что данная программа занимает собой менее одной двадцатой (1:20) общего времени, которое наши подопечные провели в режиме тренинга (см. Предисловие).

Ниже приводим программу тренинга, который мы использовали на первых шести академических парах. Общее время работы группы по данной программе составляет около девять астрономических часов.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV