Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая его задача: научиться воспринимать и подробно описывать собственные чувства. Причем как переживаемые в этот момент, так и пережитые в прошлом. Одновременно будет тренироваться навык проникновения в чувства партнера во время общения с ним.

Оборудование и подсобные материалы:
магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон;
видеоаппаратура;
игровые карточки (10 - 15 шт.);
инструкция к вводной ролевой игре;
общие указания;
правила коммуникации: "Проявлять чувства";
протокол наблюдения.

1.1 Структура занятия
Тренер поясняет: "Не будем с самого начала пускаться в пространные рассуждения о смысле тренинга, начнем сразу с первого упражнения. Структуру тренинга и способы работы мы объясним и обсудим позже на примере первого упражнения".

1.2Коммуникационное упражнение "Проявлять чувства"

1.2.1 Вводная ролевая игра (она может быть записана на видеопленку и служить своего рода тестом успешности поведения).
Раздаются инструкции к ролевой игре.
Тренер дает пояснение: "Попытайтесь в рамках инструкции разыграть реальный для вас конфликт. Затем мы его обсудим".
Определяет, кто из играющих "А", кто "Б". Оговаривает ситуацию и конфликт. Если возникают вопросы, поясняет, что их можно будет задать во время просмотра видеокассеты после окончания упражнения.
Проводится ролевая игра.
Ситуация вводной ролевой игры.
Тренер предлагает: "Пожалуйста, представьте себе следующую ситуацию. Партнер "А" очень старался доставить радость другому (приготовил его любимое блюдо, купил билеты в театр, подготовил ужин для двоих или т.п.).
У партнера "Б" в этот день было очень много неприятностей на работе. Кроме того, "Б" никак не мог попасть в транспорт и пришел немного позже, чем ожидалось. "Б" не звонил "А", поскольку поблизости не было телефона, и поэтому он ничего не знает о планах партнера. "А" обижен и разозлен. "Б" раздражен, очень устал после трудного дня и дороги домой.
Попытайтесь понять партнера и разыграть ситуацию. Выражайте свои чувства и старайтесь найти удовлетворительное решение конфликта. Начните с того момента, когда "Б" подходит к дверям".
Игра должна длиться от трех до пяти минут

1.2.2 Введение в упражнение.
Тренер: "Упражнение состоит в том, чтобы сообщить партнеру, какие у Вас вызвало чувства его поведение в ролевой игре. Ваши чувства должны быть увязаны с конкретными образцами поведения партнера".

1.2.3 Пояснение правил игры.
Тренер поясняет: "Один из партнеров говорит о том, что ему нравится или не нравится в поведении другого. Прежде, чем начать говорить, необходимо сосредоточиться на ситуации, вслушаться в себя и сказать, какие чувства у него вызвало поведение партнера: неуверенность, злость, или что - либо подобное. Я буду помогать подсказками, комментариями. Далее первый партнер должен описать в деталях свои чувства. Затем то же самое должен сделать второй партнер".

1.2.4 Ход упражнения.
Определяют, кто начинает говорить.
А выражает словами чувства, Б слушает.
А повторяет чувства в уточненной форме, Б выслушивает.
Смена ролей.

1.2.5 Интервенции.
Пояснение для неспециалиста: интервенции - это вмешательства в ход тренинга (подсказки, провокации, поощрения, и т. д.) со стороны психолога. Они делятся на:
а) общие, имеющие важное значение для любого упражнения;
б) необходимые только для данного упражнения.
Каждый из подвидов, в свою очередь, подразделяется на интервенции, применяемые во время урока и после него).

а) Общие интервенции
Во время упражнения:
- следить за соблюдением правил играющими;
- подсказывать;
- кратко подкреплять (поощрять) словами играющих;
- побуждать к повторению;
- вкратце предлагать варианты поведения;
- следить за контактом глаз;
После упражнения:
- давать дифференцированное подкрепление;
- давать подкрепление соблюдения правил коммуникации;
- пояснять правила коммуникации;
- предлагать позитивные варианты поведения.

б) Интервенции, необходимые только для данного упражнения
Во время упражнения:
- подкреплять (например, кивком головы) любые проявления чувств;
- давать инструкции, подсказки ("Ты сможешь яснее выразить свои чувства, если ты ...");
- требовать обращаться непосредственно к партнеру ("Нужно говорить о своих чувствах партнеру, а не терапевту ...");

После упражнения:
- делать дифференцированное подкрепление прямого выражения чувств с использованием местоимения "Я", конкретного описания их причин;
- вмешиваться не слишком часто, говорить кратко, чтобы не помешать сконцентрироваться на чувствах.

1.3 Общие указания
Раздать распечатки "Общие указания ..." (см. Прил. 1), дать время на их прочтение. Ответить на возникшие вопросы и обсудить неясности. Можно также пояснить, каким образом можно использовать опыт, полученный при проведении первого упражнения в последующих тренинговых заданиях.

1.4 Коммуникационное упражнение "Проявлять радость"
Техника "открытого выражения чувств", безразлично, позитивных ли (которые хочется испытывать как можно дольше) или негативных (от которых хочется как можно быстрее избавиться), не нова для терапии поведения. Практически в любой тренинговой программе улучшения межличностных отношений сейчас включается блок "открытого выражения чувств".
Чаще всего используют следующую последовательность действий:
1. Каждый из играющих должен ответить "я" на вопрос тренера: "Кто испытывает какое - либо чувство?" т.е. использовать местоимение "я" или "мне" ("мне чувствуется").
2. Назвать чувство "по имени";
3. Описать четко и конкретно событие или поведение, которое вызвало чувство.
"Нулевым этапом" открытого выражения чувств может быть объективное описание ситуации. Открытому выражению чувств противостоят так называемые барьеры общения (Т.Гордон): оскорбления, приказы, вопросы, на которые невозможно отвечать, ложные аргументации, обобщения, переход на личности, ирония, угрозы, обвинения, упреки, негативные оценки и т.д. Вообще говоря, карточки можно заменить фишками, мелкими монетками, спичками, конфетами.

1.4.1 Введение в упражнение.
Тренер: "Это упражнение научит нас проявлять радость по отношению к партнеру. Попробуйте сначала вспомнить, чем вас в течение последней недели обрадовал партнер. Важно при этом не то, что было из ряда вон выходящим, а какое - либо конкретное поведение партнера, которое вас обрадовало".

1.4.2 Пояснение правил игры даётся тренером (перед пояснением раздать карточки правила коммуникации "Выражение чувств" (см. Прил. 2) и дать возможность их прочесть).
Тренер: "Этот листок содержит то, что, по нашему мнению, важно при выражении чувств и за чем нужно особенно следить. При проведении тренинга мы будем ссылаться на отдельные пункты правил, если это будет необходимо. Частично мы тренировали это в первом упражнении".
Приводятся примеры.
Тренер: "На следующих занятиях вы тоже получите специальные листки, которые будут иметь отношение к его содержанию".
Играющие отвечают на вопросы и устраняют неясности, однако, не вступают в долгие дискуссии о смысле и цели этих правил. Предлагается сначала в упражнении накопить опыт их использования.
Тренер поясняет: "Лучше всего, если сейчас начнет действовать не тот, кто начинал в предыдущем упражнении, а другой. Ему дается пять минут, чтобы сообщить партнеру, чем тот его порадовал на последней неделе. Партнер должен хорошо выслушать, и каждый раз, когда он понял какую - либо мысль, передать первому игровую карточку. Эти карточки нужны для того, чтобы быстро и не прерывая партнера, сообщить ему, что тот понят. Затем слушавший повторяет слова говорившего, а тот подтверждает или уточняет пересказ. В заключение слушавший получает возможность озвучить свою точку зрения на высказывания партнера, т.е. он должен переспросить, если ему что-либо не ясно, и описать, какие чувства у него вызвали высказывания партнера. Наконец, партнеры меняются ролями".

1.4.3 Ход упражнения.
Играющие определяют, кто начинает.
А около пяти минут говорит о своей радости, Б слушает, выдает игровые карточки.
Б повторяет слова А.
А внимательно слушает, подтверждает или уточняет пересказ и отдает игровые карточки назад.
Б высказывает свое мнение по поводу слов А, т.е. выражает свои собственные чувства.
Смена ролей.

1.4.4 Интервенции.
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5);
б) интервенции для этого упражнения.
Во время упражнения:
- в случае возможных проблем со сменой карточек: еще раз точно поясняют их функцию и следят за тем, чтобы их передавали непосредственно партнеру, а не разбрасывали тут и там по столу.
После упражнения:
- дифференцированная, ориентированная на правила коммуникации, обратная связь.

1.5 Вспышка
Объяснение для неспециалиста: вспышка - это обсуждение занятия, которое содержит следующие элементы: сообщение о пережитых чувствах, описание полученного опыта, критика занятия и тренера, предложения по улучшению тренинга.

В случае неудовлетворенности результатами или процессом занятия тренер не оправдывается, а указывает на ценность этого упражнения в рамках тренинга в целом. Более сложные упражнения еще будут. Тренировка простых форм поведения, наподобие выражения чувств, служит предпосылкой для выполнения более сложных упражнений. Если у партнеров при выполнении этого упражнения нет никаких проблем, - тем лучше!

1.6 Домашнее задание
К следующему занятию нужно выполнить две задачи:
- ежедневно заполнять протокол наблюдений;
- провести разговор с партнером, который должен пройти в той же форме, что и упражнение "Выражение чувств".

Пояснение (перед пояснением раздаются протоколы наблюдений): "В эти листки нужно записывать все, что вы во время игры нашли позитивного в партнере или, возможно, обнаружили что - либо новое. Вы можете сами выбрать, когда заполнять этот протокол, но должны это делать минимум один раз в день. Если одного листа недостаточно, продолжайте на новом. Пишите, не советуясь со своим партнером. Но в конце недели поговорите друг с другом об этом, проведите разговор так, как мы это сегодня делали".

Тренер еще раз напоминает о ходе упражнения: "В беседе поделитесь с партнером тем, что в его поведении вас радует. Не читайте при этом с листа, лучше снова сформулируйте свои чувства. Разговор должен длиться примерно полчаса. Упражнение мы обсудим на следующей встрече, поэтому принесите, пожалуйста, эти листки с собой".

В конце занятия всем должно стать ясно, что это упражнение очень важно. Нужно также договориться о месте и времени следующей встречи.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЕРВОМУ ЗАНЯТИЮ

Приложение 1. Общие указания.
Сначала несколько общих замечаний:
В противоположность традиционным терапевтическим воззрениям в последнее время появилось множество новых экспериментальных работ, в которых показано, что жизненные проблемы можно разрешать с помощью особых упражнений. Например, можно устранять проблемы коммуникации в супружеских отношениях, в семье, на работе в процессе переучивания или специального обучения.

В ходе шести занятий мы попробуем научиться улучшенным формам коммуникации и одновременно поработать над актуальными жизненными конфликтами. В первой части программы центр тяжести будет лежать на тренировке базовых элементов (умении проявлять свои чувства, понимать и принимать чувства других, выражать желания).

Во второй части речь будет идти об интегральном использовании этих образцов поведения при преодолении конфликтов чувств и интересов.
Структура занятий заранее определена: мы будем сами предлагать конкретные упражнения и техники.

Напротив, содержание занятий будет зависеть от ваших интересов и проблем.

Нам кажется важным сослаться на то, что мы ни в коем случае не преподносим образцы поведения, которые мы будем тренировать, и правила коммуникации, какие вам будут предложены, как общие нормы для любой жизненной ситуации и любого партнера по разговору. Мы рассматриваем их как основу для хорошей коммуникации в партнерских отношениях, которая уже многократно опробована.

Чем активней вы будете работать в ходе тренинга, тем более он будет полезным для вас!

Приложение 2. Правила коммуникаций "Выражение чувств":
1. Принимайте свои чувства такими, какие они есть.
2. Прямо и открыто выражайте свои чувства.
3. Говорите о своих чувствах, используя местоимение "Я".
4. Назовите конкретную причину, вызвавшую Ваши чувства - конкретные ситуации или образцы поведения.
5. Избегайте обобщений при выражении чувств.
6. Формулируйте свои чувства без оценок или обвинений.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV