Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача занятия: осознать неприятные чувства по отношению к партнеру и соответствующим образом сообщить об этих чувствах. Одновременно будут тренироваться следующие способы реагирования на чувства партнера: понимание чувств партнера и выражение собственных чувств, вызванных высказываниями партнера.

Оборудование:
магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон;
карточки для игры (10 - 15).

Правила коммуникации.
восприятие и понимание чувств другого человека.

2.1 Обсуждение домашнего задания.
Сначала спрашивают о том опыте, который был получен при выполнении домашнего задания, и хвалят, если оно вообще было выполнено. Спрашивают о протоколах наблюдений и говорят, что такой же бланк нужно будет заполнить и к следующему занятию.

Вкратце обсуждают организационные трудности (например, участники забыли о правилах коммуникаций) и определяют критические пункты, чтобы суметь устранить их в будущих упражнениях. На содержательных трудностях по возможности не останавливаются, а просто ссылаются на упражнение "Выражение злости". Если задание не было выполнено, то спрашивают, что конкретно помешало его выполнению, и вместе с клиентами обдумывают, как можно устранить эти трудности. Ни в коем случае не начинают долгих дискуссий о смысле и цели домашнего задания. Упоминают только, что домашнее задание необходимо, поскольку тренинговое занятие очень непродолжительно. Трудности при выполнении домашнего задания должны быть устранены в принципе.

Если затруднения не устранены, то предлагают: "Попытайтесь сделать все еще раз точно так же, как мы об этом говорили. Если что-то не будет получаться, то запомните точно, что именно, и мы поговорим об этом на следующем занятии".

2.2 Структура занятия
Тренер: "На этом занятии речь пойдет о чувствах, однако, не о радости, а о чувстве гнева, злости.

Сначала мы будем тренироваться в восприятии и выражении злости. Во втором упражнении мы попробуем научиться, каким образом можно реагировать на чувства других. В последнем упражнении мы будем учиться вести разговор о чувствах партнера".

2.3 Коммуникационное упражнение "Выражение злости I"
Важной характеристикой социально-компетентного поведения признается способность к адекватному выражению негативных чувств. В этом и последующих упражнениях вместо "барьеров общения" тренер должен дать клиентам иные, более эффективные способы общения, способы поведения. Не только злость, но и любое другое негативное чувство, если мы заинтересованы в развитии личностных отношений с партнером, заслуживает того, чтобы быть выраженным в открытой форме. Открытое выражение негативных чувств имеет позитивные последствия, если чувство увязывается с конкретными образцами поведения партнера, если партнеру понятно, что конкретно в его поведении злит, раздражает, обижает значимого для него другого.

2.3.1 Введение в упражнение.
В этом упражнении каждый участник сообщает другому об испытываемой им "злости", об образцах поведения партнера, которые в ходе последней недели доставили ему неприятные переживания. Для нас неважно, были ли это очень серьезные события или досадные мелочи.

2.3.2 Пояснение правил игры.
Выражая злость, нужно следить за следующими моментами: каждый партнер должен иметь возможность говорить о своей злости, т.е. каждый должен разрешить другому говорить о своих чувствах (в том числе и неприятных). Нужно уметь понять, что другой чем-то разозлен. Проявления злости всегда односторонни, что несправедливо по отношению к партнеру. Несмотря на это, конечно же, желательно говорить о своей злости, чтобы затем иметь возможность поговорить о ее причинах. Это лучше, чем пытаться скрыть свою злость, которая все равно рано или поздно даст о себе знать.

Упражнение проводится следующим образом. Партнер описывает образцы поведения, которые в ходе последней недели его разозлили; он описывает свою злость так подробно, насколько это только возможно. Другой внимательно слушает и затем повторяет услышанное. Первый подтверждает пересказ и, если это необходимо, уточняет услышанное. Второй описывает чувства, которые у него вызвал рассказ о злости.

Попытайтесь, пожалуйста, использовать рекомендации правил коммуникации "Выражение чувств".

2.3.3 Ход упражнения.
Определяют, кто начинает.
А выражает злость (по отношению к поведению партнера), Б слушает.
Б повторяет слова А, А внимательно слушает.
А подтверждает пересказ или уточняет его.
Б говорит о своих чувствах, вызванных словами А.
Смена ролей.

2.3.4 Интервенции.
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5);
б) интервенции только для этого упражнения.

Во время упражнения:
- если играющий, слушая партнера, не выражает никакой злости, то тренер предлагает ему вспомнить, что злило в поведении партнера за последние 14 дней, или использовать неопределенное время, завершая незаконченные предложения типа: "Иногда ты меня очень злишь тем, что ..."; "Одна вещь в тебе меня очень злит ...";
- важно также указать на различие между содержательными аспектами и плоскостью взаимоотношений (т.е., что говорится и как говорится);
- подкреплять и применять подсказки с использованием следующих правил: злость выражается как субъективно переживаемое чувство; злость выражается со своей точки зрения; не используются упреки и обвинения; описывается конкретное поведение, имеющее отношение к злости; никаких нападок на личность партнера; не нужно долгих извинений.

После упражнения:
- подвести итоги, еще раз сослаться на правила, прояснившиеся во время выполнения упражнения;
- поддерживать дифференцированную и подробную обратную связь по поводу выполнения упражнения с использованием этих правил.

2.4 Коммуникационное упражнение "Выражение злости - II"

2.4.1 Введение в упражнение.
В этом упражнении речь опять пойдет о злости. Последовательность будет той же, что и в упражнении "Выражение радости", которое мы выполняли на прошлом занятии. Нужно научиться способу обращения с партнером, выражающим злость.

2.4.2 Пояснение правил игры
Перед этим раздают правила коммуникации: "Восприятие и понимание чувств других" (см. Прил. 3); дают возможность их прочитать.

"Часть правил, которые записаны на этом листке, мы уже использовали в предшествовавших упражнениях, например: внимательно слушать, что говорит партнер, и повторять своими словами. Упражнение выполняется следующим образом: каждый получает возможность около пяти минут говорить о своей злости по отношению к партнеру. Суть не в том, чтобы говорить очень много. Постарайтесь вернуться в мыслях к событиям прошлой недели".

Упражнение в целом нужно выполнять точно так же, как мы выполняли упражнение "Выражение радости" на прошлом занятии. Для этого снова раздают игровые карточки. Можно еще раз повторить инструкцию (см. п. 1.5.)

2.4.3 Ход упражнения:
Определяют, кто начинает.
А около 5 минут говорит о своей злости, Б слушает, дает игровые карточки.
Б повторяет слова А, А внимательно слушает и отдает карточки назад.
А подтверждает или уточняет пересказ, Б выражает свои чувства по поводу слов А.
Смена ролей.

2.4.4 Интервенции
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5)
б) дополнительно во время и после упражнения: дифференцированное подкрепление выполнения правил коммуникации: "Восприятие и понимание чувств партнёров".

2.5 Коммуникационное упражнение "Выражение злости - III"

2.5.1 Введение в упражнение.
Тренер: "В этом упражнении мы должны научиться обращаться с партнером, который говорит о своей злости, научиться понимать его, уточнять и вникать во все частности, с которыми связана, возможно, его злость. Вы должны попробовать расспросить его о причинах и взаимосвязях, попробовать понять чувства партнера".

2.5.2 Пояснение правил игры.
Тренер: "Каждый сейчас должен рассказать партнеру о какой-либо проблеме, о злости и раздражении. Это может быть что-либо новенькое, но вы можете взять за основу и то, о чем вы уже говорили. Партнер должен постараться, пересказывая собственными словами и переспрашивая, понять чувства другого и сообщить о своих собственных чувствах".

2.5.3 Ход упражнения.
Определяют, кто начинает.
А выражает злость.
Б пытается переспрашивать, исходя из чувств А и т.д.
Смена ролей.

2.5.4 Интервенции.
а) общие интервенции (см. п.1.2.5);
б) дополнительные интервенции во время упражнения;
- добиваться, чтобы чувство было описано не в общих словах, как просто злость, а во всех деталях и нюансах (например: разочарование, беспомощность и т.д.);
- следить за плоскостью содержания и плоскостью взаимоотношений;
- если это важно, объяснить разницу между чувствами и их интерпретацией;
- дифференцированное подкрепление с опорой на правила коммуникации: "Восприятие и понимание чувств партнеров"

2.6 Вспышка (см. п. 1.6)
Если при выполнении упражнения злость кого - либо сильно задела, то здесь снова вспоминают это и обсуждают.

2.7 Домашнее задание
К следующему занятию нужно будет выполнить три задания:
- еще раз заполнить протокол наблюдений (см. п. 1.7);
- провести часовую беседу друг с другом, в которой в диалоге на тему последнего упражнения поговорить о злости каждого из партнеров;
- в той же форме, что и на прошлой неделе, обменяться позитивными наблюдениями (см. п. 1.7).

ПРИЛОЖЕНИЯ КО ВТОРОМУ ЗАНЯТИЮ

Приложение 3. Правила коммуникаций "Восприятие и понимание чувств партнеров":

  1. Помогайте партнеру выражать свои чувства, слушайте его внимательно.
  2. Повторите своими словами то, что сказал партнер, этим вы показываете ему, что вы его понимаете.
  3. Устраняйте любые неясности, переспрашивайте партнера.
  4. Помогите партнеру прояснить его собственные чувства, замечайте его чувства и называйте их.
  5. Сообщите партнеру, как его слова действуют на вас, т.е. выражайте свои собственные чувства.

Приложение 4. Правила позитивного выражения чувств:

  1. Вы не теряете свой авторитет, если выражаете свои чувства.
  2. Позитивные чувства ни к чему не обязывают.
  3. Попытайтесь выразить позитивные чувства также и жестикуляцией, мимикой, улыбкой, рукопожатием и т. п.
  4. Разделяйте позитивные и негативные чувства. Не смешивайте их.
  5. Если вы одновременно испытываете позитивные и негативные чувства, то старайтесь формулировать их раздельно и не смешивать их в малопонятный коктейль (например, похвала с угрожающим выражением лица).
  6. Принимайте и цените похвалу вашего партнера!

Приложение 5. Выражение злости и восприятие злости. Несколько указаний по технике ведения разговора.

  1. Указания для того, кто говорит (для него цель упражнения - поделиться важными неприятными чувствами, облегчить обсуждение проблемы):
  2. Злость не нужно скрывать, она должна находить конгруэнтное выражение, агрессивных нападок не требуется.
  3. Определенная некорректность взаимно допускается, но не принимается во внимание (редукция обиды).
  4. Время обсуждения: с одной стороны, лучше в тот же момент, когда произошел конфликт; с другой стороны, возможна также взаимная договоренность относительно желаемого момента для обсуждения конфликта.
  5. Предварительно нужно объективно описать содержание проблемы.
  6. Избегать чрезмерных извинений за испытываемые чувства.
  7. Соблюдать последовательность: сначала точное выражение чувств, затем обоснование; сначала важнейшая информация, затем дополнительная.
  8. Предъявлять претензии к конкретному поведению, событиям, ошибкам понимания, а не вообще к личности партнера.
  9. Избегать обобщений типа: вообще, всегда, никогда и т.п.
  10. Прошлое и будущее оставлять в стороне.
  11. Давать точное описание собственного восприятия ситуации, обстоятельств, слов, которые вызвали злость.
  12. При этом признавать право собеседника противопоставить этому собственное восприятие, желательно также исправлять ошибочное восприятие источника, устранять недопонимание.
  13. Устранять возможные ошибки восприятия.
  14. Проводить обсуждение проблемы, в котором, возможно, вместо злости, желаний, просьб, требований будут предложены новые решения конфликта в будущем.

Указания для того, кто слушает:

  1. Перефразировать то, что говорит партнер (для обеспечения лучшего взаимопонимания).
  2. Не допускать принижения значимости чувств или личности партнера!
  3. Принимать и понимать злость на основе услышанной информации.
  4. Услышанную от партнера информацию всегда можно поставить под сомнение, если она противоречит собственному знанию о чем - то или собственному восприятию.
  5. Можно перенести разговор, можно перейти к мета - коммуникации или выражению собственной злости, если стиль партнера очень раздражает.
  6. Самое важное: показать, что вы принимаете партнера, но что сами имеете право на собственную точку зрения, которая может отличаться от его воззрений. Общая цель: не выиграть в споре, а закончить спор и начать конструктивный разговор.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV