Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача: научиться выражать партнеру свои желания, касающиеся его поведения. Мы постараемся описывать желаемое поведение конкретно и специфично.

Оборудование:
магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон;
карточки для игры (10 - 15 штук);
правила коммуникаций "Выражение желаний";
перечень желаний (См. "Перечень моих желаний по отношению к моему партнеру").

3.1 Обсуждение домашнего задания (см. п. 2.1)

3.2 Структура занятия.
Тренер: "На этом занятии мы будем тренироваться так говорить партнеру о своих желаниях, чтобы ему все стало ясно. Предусмотрено два упражнения, которые структурированы так же, как и упражнения нашего второго занятия. В заключение некоторые желания будут сформулированы письменно. Они станут началом перечня желаний к партнеру. Итак, речь сейчас пойдет не о том, возможно ли выполнение ваших желаний. Мы сначала лишь будем пытаться конкретно и специфично сообщить партнеру, какое его поведение нам было бы приятно видеть".

3.3 Коммуникационное упражнение "Проявление желаний"

3.3.1 Введение в упражнение.
Тренер: "Каждый играющий сообщает каждому из остальных участников тренинга о двух своих желаниях".

3.3.2 Пояснение правил игры.
Тренер: "Упражнение проводится следующим образом. Первый игрок сообщает партнеру о двух своих желаниях. Тот внимательно слушает и в заключение повторяет его слова. Первый подтверждает или уточняет; второй переспрашивает, если что-то остается неясным".

3.3.3 Ход упражнения.
Определяют, кто начинает.
А говорит о желаниях, Б слушает.
Б повторяет желания А в уточненной форме.
А выслушивает, подтверждает пересказ и при необходимости уточняет.
Б при необходимости переспрашивает.
Смена ролей.

3.3.4 Интервенции.
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5);
б) интервенции для этого упражнения:
Во время выполнения упражнения психолог вмешивается, если:
- партнеры не могут найти какое-либо желание; можно дать незаконченные предложения, например: "Вот та вещь, о которой я давно хотел сказать ...";
- к желанию примешивается сильная негативная критика; надо потребовать прямо сказать о соответствующем чувстве таким образом, как это тренировалось на последнем занятии, а лишь затем сформулировать свое желание;
- слушающий сразу отвергает высказанное желание напомнить о том, что ему сначала нужно выслушать партнера.

После упражнения:
- исходя из правил коммуникации "Выражение чувств" и "Принятие чувств других", разрабатывают правила "Выражение желаний" и на основе этих правил дифференцированно подкрепляют соответствующее поведение.

3.4 Коммуникационное упражнение "Проявление желаний - II"

3.4.1 Введение в упражнение.
Тренер: "Далее речь пойдет о формулировании желаний относительно поведения. По форме упражнение соответствует второму заданию последнего занятия и упражнению "Выражение радости".

3.4.2 Пояснение правил игры.
Перед пояснением раздают правила коммуникаций "Выражение желаний" (см. Прил. 6), дают возможность их прочесть и поясняют на примерах, желательно на позитивных из предшествующих упражнений.
"Упражнение проводится следующим образом. Каждый в течение пять минут может говорить о своих желаниях относительно образцов поведения партнера. При этом вы даёте друг другу игровые карточки, т.е. ход упражнения соответствует упражнениям предшествующих занятий" (см., например, 1.4.3).

3.4.3 Ход упражнения:
Определяют, кто начинает разговор.
А выражает желания, Б слушает, выдает игровые карточки, повторяет слова А. А выслушивает, возвращает игровые карточки, подтверждает или уточняет пересказ Б.
Смена ролей.

3.4.4 Интервенции:
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5);
б) интервенции для этого упражнения (см. п. 3.3.4 б)

3.5 Заполнение листа желаний:
Тренер: "Перечень желаний нужен для того, чтобы собрать материал, при помощи которого на следующем занятии будут тренироваться способы выполнения желаний партнера. Перечень желаний нужно заполнить дома, крайние столбцы понадобятся на следующем занятии. Каждый партнер под руководством терапевта должен записать в свой лист три-четыре желания. Это могут быть как желания, о которых говорилось во время занятия, так и совершенно новые желания. Эти желания должны формулироваться очень конкретно, с учетом правил".

3.6 Вспышка (см. п. 1.6)

3.7 Домашнее задание
В дополнение к листу желаний к следующему занятию с использованием правил коммуникации нужно провести часовую беседу относительно следующих вопросов:
- чем партнер меня порадовал на прошлой неделе?
- что меня разозлило?
- какое поведение я хотел бы видеть вместо этого?

ПРИЛОЖЕНИЯ К ТРЕТЬЕМУ ЗАНЯТИЮ

Приложение 6. Правила коммуникаций "Выражение желаний":

  1. Сообщайте о своих желаниях совершенно открыто. Говорите также о вещах, которые вам неприятны, но очень важны.
  2. Формулируйте ваши желания именно как желания, а не как требования, критику или угрозы.
  3. Формулируйте ваши желания совершенно конкретно с указанием на количественные и ситуативные условия.
  4. Формулируйте ваши желания применительно к будущему.
  5. Объясните партнеру, насколько важно для вас это желание.
  6. Поясните партнеру, какие чувства и потребности связаны с вашим желанием.

Приложение 7. Лист желаний.
Лист желаний представляет собой чистый лист с пронумерованными пунктами. В зависимости от хода тренинга этих пунктов может быть от трёх до пяти.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV