Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача: адекватно излагать партнеру свои желания, ранжировать их по степени, важности и выполнимости, обсуждать возможность преодоления противоречий и достигать конкретных соглашений.

Оборудование и материалы:
магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон;
раздаточный материал: "Правила коммуникаций: Выполнять желания;
соглашение о желаниях;
бумага для черновиков.

4.1 Обсуждение домашнего задания
Тренер спрашивает об опыте, полученном при выполнении домашнего задания, и хвалит, если оно вообще было выполнено.

4.2 Ссылки на структуру занятия
Тренер: "На этом занятии нужно так поработать с легко выполнимыми, но важными желаниями, чтобы суметь достичь конкретного соглашения. Сначала вы должны подробно обсудить ваши желания и, руководствуясь определенными критериями, выбрать некоторые из этих желаний. Трудновыполнимые желания и конфликты интересов будут темой следующих занятий".

4.3 Коммуникационное упражнение "Работа с перечнем желаний"

4.3.1 Введение в упражнение.
Тренер: "В этом упражнении каждый партнер сообщает другому о своих желаниях, записанных на прошедшей неделе".

4.3.2 Пояснение правил игры.
Тренер: "Упражнение проводится следующим образом. Игрок сообщает партнеру о всех желаниях, которые он записал на прошедшей неделе. Во время сообщения не читает по списку, а формирует свои же желания заново, лишь иногда используя список для напоминания и, стараясь соблюдать выработанные на последнем занятии правила коммуникации. У другого партнера задача сначала выслушать и, переспрашивая, помочь партнеру сформулировать свои желания".

4.3.3 Ход упражнения.
Участники определяют, кто начинает.
А перечисляет свои желания, Б слушает, переспрашивает, если что - либо неясно.
Смена ролей.

4.3.4 Интервенции
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5);
б) интервенции для этого упражнения.
Если во время упражнения:
- желания парадоксальны (например: "Будь спонтанным!"), то тренер поясняет, почему это желание невыполнимо и просит заново его сформулировать;
- слушающий очень плохо (вербально и не вербально) реагирует на желания партнера, то психолог просит его еще раз выслушать и постараться понять, чего же от него желают.

4.4 Ранжирование желаний по важности и выполнимости.

4.4.1 Введение в упражнение.
Тренер: "Каждый должен упорядочить свои желания по важности, а желания партнера - по выполнимости. В заключении по этим критериям нужно выбрать два желания и работать с ними в последующих упражнениях".

4.4.2 Пояснение правил игры.
Тренер: "Каждый ранжирует желания партнера. Напротив того, которое легче всего выполнить, в самой правой колонке листа желаний ставят цифру 1, второе по легкости выполнения желание получает цифру 2 и т.д. В случае, если несколько желаний должны быть обозначены как очень трудновыполнимые, в порядке исключения они могут быть оценены одной и той же цифрой. Наконец, загните этот листок так, чтобы столбец с оценками был не виден, и обменяйтесь листками. Затем каждый таким же образом ранжирует свои желания по степени их важности. Самое важное желание в левом столбце будет обозначено цифрой 1, второе по важности - 2 и т.д. Затем каждый разгибает листок и выбирает два желания, которые будут работать в следующих упражнениях. Выбранные желания должны быть, с одной стороны, важными, с другой выполнимыми для партнера. Затем каждый сообщает другому о выбранных желаниях".

4.4.3 Ход упражнения.
А ранжирует желания Б по выполнимости.
Б ранжирует желания А по выполнимости.
А ранжирует свои желания по степени важности.
Б ранжирует свои желания по степени важности.
А из перечня своих желаний выбирает два относительно важных и одновременно легко выполнимых.
Б из перечня своих желаний выбирает два относительно важных и одновременно легко выполнимых.
А сообщает Б о выбранных желаниях.
Б сообщает А о выбранных желаниях.

4.4.4 Интервенции.
а) общие интервенции (не требуются)
б) интервенции для данного упражнения (в этом упражнении: тренер следит только за выполнением правил).

4.5 Коммуникационное упражнение "Принимать и понимать желания"

4.5.1 Введение в упражнение.
Тренер: "В этом упражнении мы обсудим выбранные желания. Мы должны достичь единства, придти к согласию и при этом принять во внимание интересы обоих партнеров".

4.5.2 Пояснение правил игры.
Перед пояснением раздают правила коммуникаций: "Выполнять желания" и дают возможность их прочесть. Правила вкратце обсуждают и отвечают на вопросы. Затем идет пояснение тренера: "Желания, которые вы выбрали из списка, должны быть обработаны партнером. Сначала один говорит о своем желании и просит другого высказать свое мнение по этому поводу. Партнер объясняет, какую часть этого списка легко, а какую трудно выполнить, описывает условия, которые могут облегчить выполнение этого желания. Он объясняет, с чем он ни в коем случае не может согласиться, предлагает что - либо свое. Партнер, который говорил о желании, высказывает свое мнение по поводу услышанного. Во второй части разговора желания другого партнера прорабатываются подобным же образом".

4.5.3 Ход упражнения.
Партнеры определяют, кто начинает первым.
А описывает свое желание.
Б поясняет, при каких условиях желание выполнимо.
А и Б дискутируют о возможностях и трудностях, возникающих при выполнении желания, устанавливают конкретное соглашение.
Смена ролей.

4.5.4 Интервенции.
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5)
б) интервенции только для этого упражнения.
Во время упражнения:
- если тренер предполагает, что за желанием, о котором говорит кто - либо из партнеров, скрывается другое желание, то просит назвать именно это, скрытое. Можно дать стимул: "... Желание, о котором я до сих пор не отваживался сказать, состоит в том, что …". Может оказаться, что партнеры будут противопоставлять друг другу свои позиции и не смогут прийти к соглашению. В этом случае нужно прервать разговор, сославшись на то, что техника конфликтного разговора будет тренироваться на следующем занятии;
- тренер следит за тем, чтобы партнеры честно говорили о своих желаниях. Если можно предположить, что один из них хочет отомстить за что-либо другому, или поддается, чтобы просто прекратить надоевший разговор, то психолог настаивает на совершенно точных формулировках как желаний, так и условий их выполнения, чтобы оставить как можно меньше лазеек для сокрытия истины;
- в случае нормативных проблем ("Я имею право на то, чтобы ты ...") возникает опасность затяжной дискуссии. Тогда вскрывают конфликт, на котором базируются эти заявления, потребности каждого, и указывают на то, что все это будет обсуждаться на следующем занятии;
- если партнерам не приходит на ум никаких возможностей решения спорных вопросов, то тренер сам предлагает что - либо, чтобы прекратить спор.

После упражнения проблемы, о которых говорилось во время упражнения, психолог формулирует в качестве тем следующего занятия.

4.6 Письменное формулирование соглашения о желаниях

4.6.1 Введение в упражнение.
Достигнутое в предшествующем упражнении соглашение сейчас нужно занести в специальный формуляр (см. "Соглашение о желаниях". Прил. 8). Если необходимо - тренер помогает.

4.6.2 Пояснение правил игры.
Тренер: "Формуляры заполняются партнерами в двух экземплярах, так что каждый получает по экземпляру. Письменная фиксация соглашения должна исключить недопонимание или уклонение от условий соглашения. Если же кто-либо почему-либо не выполнит желания партнера, то он обязан каким-то другим образом доставить ему радость. Что именно необходимо будет сделать в этом случае, должно быть уже сейчас определено и записано в заранее подготовленные формуляры".

4.6.3 Ход упражнения.
Соглашение о желаниях заносится в формуляры.

4.6.4 Интервенции
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5)
б) интервенции только для этого упражнения:
- тренеры следят за тем, чтобы соглашение формулировалось с максимальной точностью и с указанием всех условий;
- побуждают к максимально конкретному описанию желаемых образцов поведения.

4.7 Вспышка (см. п. 1.6)

4.8 Домашнее задание
К следующему занятию партнеры должны выполнить желания, записанные в соглашении о желаниях. Если это имеет смысл, то каждый партнер также может отмечать, как часто и какие желания партнера он выполнял. В зависимости от условий можно выбрать любую форму ведения протокола. За один или два дня перед следующим занятием должен быть проведен часовой разговор, в ходе которого оценят выполнение соглашения о желаниях. Нужно обсудить, что удалось и в чем возникли трудности. В результате этого разговора может возникнуть новое соглашение о желаниях. (Для этого раздают формуляры "Соглашение о желаниях").

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЧЕТВЕРТОМУ ЗАНЯТИЮ

Приложение 7. Правила коммуникаций "Выполнять желания":

  1. Поймите и примите то обстоятельство, что у партнера есть определенные желания, даже если они не согласуются с вашими установками.
  2. Сообщите партнеру, что вы поняли его желания.
  3. Сообщите партнеру о своих чувствах, которые у вас вызвали его желания.
  4. Сделайте свои предложения, сообщите, при каких условиях его желание может быть выполнено.
  5. Совершенно конкретно определите вместе с партнером, кто, при каких условиях и какие будет выполнять желания.

Приложение 8. Соглашение о желаниях.
Участник игры, указав свое имя, заполняет пустые места в тексте Соглашения:
"В промежуток времени с ... по ... я выполню следующие желания моего партнера: ………………………………………………… название желания …………………...
Если же я не выполню это желание, то я …………………………………………….. ……………………………………………………".


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV