Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача: проработать актуальный конфликт, который существует между партнерами. Здесь должны интегративно использоваться ранее выученные техники.

Оборудование:
магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон;
правила коммуникаций: Конфликтный разговор;
карты структурирования к конфликтному разговору;
соглашение о желаниях;
бумага для черновиков.

5.1 Обсуждение домашнего задания (см. п. 4.1)

5.2 Структура занятия
За этот час должна быть проведена беседа по поводу конфликтов в ваших отношениях. Для этого нужно привлечь уже выученные техники и выработать конкретные возможности решения этого конфликта.

5.3 Коммуникационное упражнение "Конфликтный разговор"

5.3.1 Введение в упражнение.
Тренер: "В последующем разговоре попробуйте интегративно применить уже проработанные на предыдущих занятиях правила коммуникаций. Тематику разговора, так сказать конфликтный материал, можно взять из предшествующих упражнений, например, из перечня желаний или из упражнения "Выражение злости". Однако вы можете взять и совершенно новое содержание. Но в любом случае речь должна идти о конфликте между обоими партнерами, а не о проблемах людей или организаций вне отношений между вами. Выбор конфликта вы должны произвести совместно. Это может быть проблема, в решении которой оба партнера одинаково заинтересованы. Но речь может идти и о конфликте, который особенно интересен лишь для одного из вас. В этом случае сегодня один из вас будет определять тему конфликтного разговора, другой же займется этим на следующем занятии".

5.3.2 Пояснение правил игры.
Перед пояснением тренеры раздают правила коммуникаций "Конфликтный разговор", дают возможность их прочесть. Обсуждают неясности и отвечают на вопросы. Затем раздают "Карты структурирования", дают прочесть и обсуждают.

Пояснение: "Карты структурирования" отражают отдельные фазы конфликтного разговора. Каждый раз, когда мы достигнем определенной фазы, я буду класть на стол соответствующую карту, чтобы помочь вам лучше структурировать процесс переговоров. Если будет необходимо, мы можем вкратце обсуждать, на самом деле окончилась соответствующая фаза, или же вы хотели бы еще раз обсудить или прояснить и другие аспекты. На первой фазе ("Описание темы конфликта") каждый партнер должен представить конфликт со своей точки зрения. Другой его внимательно выслушивает, переспрашивает, повторяет, отражает чувства партнера и т.д. На второй фазе ("Формулирование желаний и стоящих за ними потребностей") вы должны действовать таким же образом с вашими желаниями, которые играют роль в рамках данного конфликта, и стоящими за ними потребностями. На третьей фазе ("Переформулирование проблемы") каждый должен постараться заново сформулировать суть конфликта на основе полученной информации и на основе чувств, которые он теперь испытывает. При этом каждый должен говорить о желаниях относительно поведения партнера. На четвертой фазе ("Возможности решения") каждый должен изложить, при каких условиях желания партнера могут быть выполнены и какие теоретические возможности преодоления конфликта он видит. Сначала вы должны просто собрать то, что вам приходит на ум, стараясь воздержаться от немедленных оценок. На последней фазе ("Соглашение") вы должны сойтись на конкретной возможности решения конфликта и заключить соглашение относительно этого".

5.3.3 Ход упражнения
Первая часть ("Описание темы конфликта").
Выбирают конфликт. Определяют, кто начинает.
А описывает конфликт со своей точки зрения.
Б слушает, расспрашивает, повторяет, отражает чувства и т.д..
Смена ролей.
("Формулирование желаний и стоящих за ними потребностей")
А формулирует потребности и желания.
Б слушает, расспрашивает, повторяет, отражает чувства и т.д.
Смена ролей.

Вторая часть ("Переформулирование проблемы").
А описывает проблему на основе знания потребностей и чувств обоих партнеров и заранее формулирует желания.
Смена ролей.

Третья часть ("Возможности решения").
А говорит, при каких условиях какие желания партнера могут быть выполнены и какие существуют теоретические возможности преодоления конфликта.
Смена ролей.

Четвертая часть ("Соглашение").
Устанавливают конкретное соглашение.

5.3.4 Интервенции.
а) общие интервенции (см. п. 1.2.5);
б) интервенции, необходимые для этого упражнения:
- побуждают к подлинному диалогу, при этом в ходе разговора не обязательно жестко придерживаться описанной последовательности фаз: отдельные фазы могут сменять друг друга и в другом порядке;
- можно тематизировать отдельные фазы;
- следят за конкретным описанием конфликта применительно к поведению и ситуации;
- при переформулировании проблемы и при поисках решения можно также предлагать что - либо, например, уточнять такие характеристики поведения, как его частота, интенсивность, или описывать условия, которые могут облегчить или осложнить осуществление названных образцов поведения;
- подводят итоги;
- записывают самые яркие выражения;
- дополнительные возможности: техникой парадоксов наталкивать пару на проверку выполнимости соглашения; описывать все "за" и "против".

5.4 Вспышка (см. п. 1.6)

5.5 Домашнее задание
К следующему занятию должны быть выполнены два задания:
- соглашение о желаниях, которое было достигнуто на предшествующем занятии, должно быть выполнено. Если во время обсуждения конфликта на этом занятии было достигнуто конкретное соглашение, то это соглашение также должно выполняться;
- за один или два дня перед следующим занятием нужно провести конфликтный разговор, который должен протекать таким же образом, что и на этом занятии. Тему разговора должна выбрать сама пара (для помощи в проведении этого разговора можно выдать "Карты структурирования").

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЯТОМУ ЗАНЯТИЮ

Приложение 9. Правила коммуникаций "Конфликтный разговор":

  1. Не пытайтесь выиграть в споре, старайтесь устранить конфликт.
  2. Не пытайтесь найти виновных в прошлом, старайтесь решить проблему в настоящем.
  3. Открыто скажите партнеру, что вы хотите обсудить конфликтную тему.
  4. Ограничьтесь конкретными пунктами конфликтной темы.
  5. Открыто выражайте свои чувства и желания.
  6. Помогите партнеру проговорить его чувства и желания.
  7. Формулируйте конкретные желания.
  8. Обсудите несколько возможностей решения.
  9. Точно и конкретно определите, каким образом конфликт должен быть решен.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV