Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Глеб Иванов
УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ
Пакет законопроектов, предложенный Государственной Думе РФ, организаторами и участниками пермского эксперимента по отработке модели альтернативной гражданской службы.

Приложение № 1

Проект

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего закона.
1. Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирует отношения, связанные с реализацией права гражданина Российской Федерации на прохождение альтернативной гражданской службы в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных, установленных законом случаях.

2. Настоящий закон принят с целью обеспечения возможности гражданского служения обществу, совместимого с правом граждан на свободу мысли, совести, религии и убеждений.

3. В настоящем законе право на замену военной службы альтернативной гражданской службой рассматривается как разумный и гуманный компромисс между свободой совести, вероисповедания, убеждений и воинской обязанностью.

4. Альтернативная гражданская служба не носит характер наказания.

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с альтернативной гражданской службой.
1. Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы осуществляется настоящим законом и принимаемым в соответствии с ним Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными правовыми актами Российской Федерации.

2. Отношения, возникающие при осуществлении трудовых прав и обязанностей гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, с учетом положений настоящего Закона.

Статья 3. Понятие альтернативной гражданской службы.
1. Альтернативная гражданская служба - работа на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, общественных организациях, деятельность которых связана с социальной защитой населения, здравоохранением, защитой окружающей среды, а также работа в специальных подразделениях альтернативной гражданской службы (аварийно-спасательных, противопожарных, экологических, строительных, дорожно-ремонтных и др.), создаваемых органами местного самоуправления, исполнение которой возлагается на гражданина в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Перечень министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и должностей, на которых граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу, а также порядок формирования специальных подразделений альтернативной гражданской службы утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть направлен в учебно-методические центры для специальной профессиональной подготовки на срок до 3 месяцев.

4. Альтернативная гражданская служба не связана с принятием военной присяги, военной подготовкой, применением насилия, участием в боевых действиях, ношением и применением оружия, непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники, ношением военной формы.

Статья 4. Право гражданина на альтернативную гражданскую службу.
1. Гражданин в случае, если прохождение военной службы по призыву в связи с применением насилия, принятием военной присяги, участием в боевых действиях, ношением и применением оружия противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой.

2. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане, подлежащие призыву на военную службу, лично заявившие об отказе от прохождения военной службы по основаниям, указанным в п.1 настоящей статьи, и в отношении которых призывной комиссией для организации и проведения призыва граждан на военную службу (далее - призывная комиссия) или судом принято соответствующее решение.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы.
1. Срок альтернативной гражданской службы составляет 27 месяцев, а для лиц с высшим образованием - 14 месяцев.

2. В случае прохождения альтернативной гражданской службы за пределами того муниципального образования, где гражданин постоянно проживает, срок альтернативной гражданской службы составляет 24 месяца, а для лиц с высшим образованием - 12 месяцев.

3. Срок альтернативной гражданской службы, исчисляется со дня выхода гражданина на работу, либо со дня убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 6. Место прохождения альтернативной гражданской службы.
1. Прохождение альтернативной гражданской службы осуществляется на предприятиях, организациях, учреждениях, расположенных на территории того муниципального образования, где гражданин постоянно проживает. Прохождение альтернативной гражданской службы за пределами данной территории, осуществляется только в случае отсутствия рабочих мест, на указанной территории, предусмотренных Перечнем работ.

2. При направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу, учитываются его состояние здоровья и, по возможности, профессиональная подготовка.

Статья 7. Альтернативная гражданская служба в условиях чрезвычайного или военного положения.
В условиях чрезвычайного или военного положения отношения, связанные с осуществлением права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой, в установленном законом порядке могут быть ограничены с указанием срока такого ограничения.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 8. Заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
1. Гражданин лично подает заявление о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой (далее - заявление) в Региональную комиссию по делам альтернативной гражданской службы по месту жительства не позднее, чем за один календарный месяц до начала установленного законодательством периода проведения призыва на срочную военную службу в течение которого гражданин подлежит призыву.

2. Заявления, поданные по истечении установленного срока, подлежат принятию при условии, что нарушение срока было вызвано уважительными причинами. Отказ в принятии заявления может быть обжалован гражданином в вышестоящую призывную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.

3. В заявлении должны быть подробно изложены причины, побудившие гражданина ходатайствовать о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой. К заявлению прилагается подробная автобиография. К заявлению могут быть приложены иные материалы, обосновывающие мотивы отказа от военной службы. Заявление подлежит обязательной регистрации в призывной комиссии, о чем гражданину выдается расписка.

4. В течение месяца со дня получения заявления призывная комиссия с целью проверки обоснованности мотивов, изложенных гражданином в заявлении, вправе сделать запросы по месту учебы или работы гражданина либо в религиозную организацию, указанную гражданином.

Статья 9. Рассмотрение заявления об альтернативной гражданской службе и принятие по нему решения.
1. Призывная комиссия рассматривает поступившее от гражданина заявление на специальном заседании по рассмотрению заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской службой (далее - специальное заседание призывной комиссии) и принимает по нему мотивированное решение. Специальное заседание призывной комиссии проходит открыто. Гражданин, подавший заявление, заблаговременно извещается о времени и месте заседания призывной комиссии.

2. К участию в специальном заседании призывной комиссии с правом решающего голоса привлекаются представитель соответствующего органа службы занятости, представитель соответствующего органа социальной защиты населения, представитель соответствующего органа здравоохранения, представитель соответствующего природоохранного органа.

3. По решению призывной комиссии или по просьбе гражданина, чье заявление рассматривается, на специальное заседание призывной комиссии могут приглашаться эксперты, представители общественных и религиозных объединений и другие граждане для дачи заключений или пояснений по существу указанного заявления.

4. После заслушивания гражданина и других явившихся лиц, изучения всех представленных документов, призывная комиссия простым большинством голосов принимает одно из следующих решений:
о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу;
об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой;
об оставлении заявления об альтернативной гражданской службе без рассмотрения

5. Решение призывной комиссии о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу в течение трех дней направляется для исполнения в соответствующую районную администрацию, которая определяет конкретное место прохождения альтернативной службы гражданином.

6. Копия решения призывной комиссии выдается гражданину.

Статья 10. Основания для отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Призывная комиссия может отказать гражданину в удовлетворении заявления в случаях, если:

  • основания, побудившие гражданина ходатайствовать о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой, не соответствуют указанным в п.1ст.4 настоящего Закона, либо заявление не мотивировано;
  • гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • заявление об альтернативной гражданской службе и прилагаемые к нему материалы содержат заведомо ложные сведения.

Статья 11. Оставление заявления об альтернативной гражданской службе без рассмотрения.
В случае, если при рассмотрении заявления об альтернативной гражданской службе будет установлено, что гражданин, подавший указанное заявление, имеет право на отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежит призыву на военную службу, призывная комиссия оставляет без рассмотрения заявление об альтернативной гражданской службе, о чем принимает соответствующее решение.

Статья 12. Разрешение споров, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу.
Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином, подавшим соответствующее заявление, в вышестоящую призывную комиссию

Статья 13. Направление на альтернативную гражданскую службу.
1. Основанием для направления гражданина на альтернативную гражданскую службу является решение призывной комиссии, а в случае обжалования гражданином решения призывной комиссии - решение суда.

2. Гражданин, в отношении которого вынесено решение о направлении на альтернативную гражданскую службу, в течение 3 дней обязан явиться в соответствующую местную администрацию.

3. Предписание о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу с назначенным сроком и указанной организацией (далее - предписание) вручается гражданину под расписку в соответствующей местной администрации.

4. Порядок направления гражданина на альтернативную гражданскую службу и формы соответствующих документов определяются в Положении о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 14. Полномочия Правительства РФ по организации прохождения альтернативной гражданской службы.
В целях исполнения настоящего Закона Правительство РФ:
1. Утверждает федеральную программу организации и прохождения альтернативной гражданской службы в РФ;
2. Разрабатывает и утверждает Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
3. Утверждает Перечень министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и должностей, на которых граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу;
4. Утверждает Положение о Федеральной комиссии по делам альтернативной гражданской службы
5. Утверждает Положение о специальных формированиях альтернативной гражданской службы при органах местного самоуправления;
6. Утверждает персональный состав членов Федеральной комиссии по делам альтернативной гражданской службы.

Статья 15. Полномочия Федеральной комиссии по делам альтернативной гражданской службы.
1. Федеральная комиссия по делам альтернативной гражданской службы является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации об альтернативной гражданской службе.

2. Федеральная комиссия по делам альтернативной гражданской службы осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

3. Порядок организации и деятельности Федеральной комиссии по делам альтернативной гражданской службы и ее территориальных органов определяются Положением о Федеральной комиссии по делам альтернативной гражданской службы, а также Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Федеральная комиссия по делам альтернативной гражданской службы в целях выполнения возложенных на нее задач:
1) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию права граждан на альтернативную гражданскую службу;
2) разрабатывает федеральную программу организации и прохождения альтернативной гражданской службы, представляет ее на утверждение Правительству РФ;
3) осуществляет на всей территории РФ контроль за соблюдением законодательства об альтернативной гражданской службе;
4) разрабатывает и вносит на утверждение Правительства Положение о специальных формированиях альтернативной гражданской службы при органах местного самоуправления;
5) утверждает типовое положение о Региональной комиссии по делам альтернативной гражданской службы;
6) осуществляет соответствующее методическое и информационное обеспечения деятельности призывных комиссий, Региональных комиссий по делам альтернативной гражданской службы, органов местного самоуправления, других заинтересованных органов власти и управления;
7) разрабатывает Перечень предприятий, учреждений, организаций и должностей, на которых граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу, вносит его на утверждение Правительству РФ;
8) создает учебно-методические центры для специальной профессиональной подготовки граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;
9) рассматривает обращения, заявления и жалобы граждан на решения, действия или бездействия региональных комиссий по делам альтернативной службы, отменяет их решения, которые противоречат законодательству, принимает иные решения по этим вопросам;
10) осуществляет иные полномочия.

Статья 16. Региональная комиссия по делам альтернативной гражданской службы.
В целях реализации настоящего закона Региональная комиссия по делам альтернативной гражданской службы:
1) рассматривает в установленном порядке и в определенные сроки заявления граждан об увольнении с альтернативной гражданской службы в связи с окончанием срока ее прохождения, о переводе граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, в другие организации либо за пределы территории муниципального образования, в котором они проживают, а также о досрочном увольнении граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;
2) определяет совместно с органами местного самоуправления рабочие места для прохождения гражданами альтернативной службы на предприятиях, в учреждениях и организациях, перечень которых утвержден Правительством РФ;
3) заключает соглашения с предприятиями, учреждениями, организациями, учебными центрами о прохождении гражданами альтернативной гражданской службы и специальной профессиональной подготовки;
4) рассматривает вопрос об уклонении гражданина от прохождения альтернативной гражданской службы, или совершения иных действий, на которые он согласно законодательству не имеет права, и принимает соответствующие решения;
5) осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы, соблюдением законодательства по вопросам альтернативной службы предприятиями, учреждениями, организациями и принимает меры, установленные законом;
6) проводит разъяснительную работу относительно прохождения альтернативной гражданской службы;
7) ведет учет граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу, граждан, освобожденных с альтернативной службы, и граждан, освобожденных от призыва на военные (учебные и специальные) сборы;
8) направляет в соответствующие органы местного самоуправления сведения об организациях, предоставляющих рабочие места для прохождения альтернативной гражданской службы;
9) осуществляет иные полномочия.

Статья 17. Полномочия районных (городских) комиссариатов.
В целях реализации настоящего закона районные (городские) военные комиссариаты:
1) ведут количественный, качественный и персональный учет граждан, направленных альтернативную гражданскую службу;
2) сообщают необходимые статистические данные в региональную комиссию по делам альтернативной гражданской службы;
3) в пределах своей компетенции исполняют законные требования Региональной комиссии по делам альтернативной гражданской службы.

Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления по организации альтернативной гражданской службы.
В целях реализации настоящего Закона органы местного самоуправления:
1) направляют граждан, в отношении которых принято решение о замене военной службы альтернативной гражданской службой, с учетом их состояния здоровья и профессиональной подготовки для прохождения альтернативной гражданской службы в соответствующие организации, а также в учебные центры для прохождения специальной профессиональной подготовки и ведут учет указанных граждан;
2) осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на соответствующей территории, соблюдением законодательства по вопросам альтернативной службы владельцами предприятий, учреждений, организаций и принимает надлежащие меры;
3) принимают необходимые меры по защите прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу на территориях, находящихся в их ведении, а также решают другие вопросы, связанные с обеспечением прохождения гражданами альтернативной гражданской службы;
4) рассматривают в пределах своей компетенции заявления граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и принимают по ним решения;
5) в случае уклонения гражданина от альтернативной гражданской службы передают соответствующие материалы в органы прокуратуры для принятия решения о привлечении его к уголовной ответственности.

Статья 19. Финансирование расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской службы.
Финансирование расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, осуществляется за счет средств Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

ГЛАВА IV. ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 20. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Законом, Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Гражданин, получивший направление на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться в указанную в направлении организацию к назначенному сроку.

3. Руководитель организации, в которую гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан предоставить ему работу на срок, указанный в предписании, и в течение трех дней уведомить орган местного самоуправления, а также Региональную комиссию по делам альтернативной гражданской службы о выходе на работу указанного гражданина.

4. Во время прохождения альтернативной гражданской службы, гражданин выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, а также обязан выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации, в которой он проходит альтернативную гражданскую службу.

5. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы, засчитывается в общий трудовой стаж, а при трудовой деятельности с особыми условиями труда - в специальный трудовой стаж.

Статья 21. Статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.
1. Правовой статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Законом и иными нормативными актами.

2. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, не имеет права:
- участвовать в забастовке;
- занимать руководящую должность;
- совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в других организациях, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если она препятствует прохождению альтернативной гражданской службы;
- оказывать, используя свое служебное положение, содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы;
- покидать пределы муниципального образования, в котором гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, без согласования с соответствующим органом местного самоуправления;
Во время прохождения альтернативной гражданской службы гражданин имеет право обращаться в Региональную комиссию по делам альтернативная гражданская служба с заявлениями:
- о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы по основаниям, указанным в статье 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
- о переводе с альтернативной гражданской службы на военную службу;
- об изменении вида работ.

Статья 22. Оплата труда, жилищное обеспечение, социальное страхование и обеспечение гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.
1. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, подлежит государственному социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

3. Организация бесплатно обеспечивает гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, за пределами муниципального образования, в котором он проживает, служебной жилой площадью или местом в общежитии, а в случае их отсутствия - несет расходы по найму жилого помещения.

4. Предоставление сезонной одежды и иное материальное обеспечение гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 23. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.
1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней организацией, в которой он проходит альтернативную гражданскую службу.

2. В случаях, предусмотренных Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, по личным обстоятельствам может быть предоставлен дополнительный неоплачиваемый отпуск продолжительностью до 10 календарных дней, который засчитывается в срок прохождения службы.

3. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Статья 24. Ответственность за уклонение от альтернативной гражданской службы.
В случае уклонения от альтернативной гражданской службы, гражданин несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Увольнение с альтернативной гражданской службы.
1. Гражданин увольняется с альтернативной гражданской службы по истечении срока, установленного статьей 6 настоящего Закона. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается Региональной комиссией по делам альтернативной гражданской службы.

2. Решением Региональной комиссии по делам альтернативной гражданской службы гражданин может быть досрочно уволен с альтернативной гражданской службы, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для досрочного увольнения с военной службы по призыву, а также по заявлению о переводе с альтернативной службы на военную службу.

3. Заявление о переводе с альтернативной гражданской службы, на военную службу может быть подано в течение первого года прохождения альтернативной гражданской службы. При переводе с альтернативной гражданской службы на военную службу срок альтернативной гражданской службы засчитывается из расчета 2,5 дня альтернативной гражданской службы за два дня военной службы.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной, муниципальной или общественной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы, сохраняется право поступления на работу в ту же организацию на должность не ниже той, которую он занимал до направления на альтернативную службу.

Статья 26. Служба в запасе.
1. Гражданин, прошедший альтернативную гражданскую службу, состоит на учете в военном комиссариате до достижения им возраста 50 лет и призыву на военную службу, учебные и военные сборы в мирное время не подлежит.

2. Гражданин, прошедший альтернативную гражданскую службу, может быть привлечен для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, на срок не более 3 месяцев за весь период службы в запасе с сохранением за ним места работы и среднего заработка.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV