Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

 

Приложение №2

 

КОНСПЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ
АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Несмотря на различные подходы, существующие при регулировании альтернативной гражданской службы, можно выделить основные принципы, с учетом которых должна осуществляться регламентация и легитимизация права на альтернативную службу. Альтернативная гражданская служба, а также условия её предоставления и прохождения в каждой отдельно взятой стране могут быть в значительной мере опциональны и вариативны, т.е. могут учитывать текущую экономическую и политическую ситуацию, структуру управления вооруженными силами, потребность государства в распределении трудовых ресурсов, концепцию национальной безопасности, менталитет общества, национальную концепцию прав личности и соблюдение свободы совести каждого человека.

Комбинация составляющих компонентов, изменение определенных условий может позволить разработать как очень жесткий закон, учитывающий лишь интересы государства и военного лобби, так и либеральный закон, отвечающий соблюдению основных прав человека. Лишь в последнем случае возможен недискриминационный закон, когда альтернативная служба является правом, а не расплатой за это право. Возможен и смешанный вариант, когда, например, предусматриваются приемлемые "мягкие" условия прохождения альтернативной службы, однако при этом выставляется сложный механизм предоставления альтернативной службы. Также возможна и обратная схема, когда предоставление альтернативной службы является упрощенным, однако само прохождение службы содержит в себе множество ограничений.

Являясь сторонниками либерального законодательства об альтернативной гражданской службе, т.е. учитывающего в первую очередь интересы личности перед интересами общества и государства, международные нормы и обычаи в сфере прав человека, мы предлагаем соответствующий вариант законопроекта.

Принятие Положения, которое конкретизирует нормы, содержащиеся в Законе "Об альтернативной гражданской службе", необходимо для наиболее полного урегулирования определенных блоков вопросов, исключения каких-либо пробелов, полного уяснения субъектами правоприменения всех процедур, связанных с применением Закона "Об альтернативной гражданской службе". Описание всех процедур в законе представляется нецелесообразным, поскольку
1. значительный объем затруднит понимание всего закона;
2. отношения, связанные с прохождением АГС урегулированы и пересекаются с другими законами, повторение в законе существующих норм также нецелесообразно (Конституция, КЗоТ, Законы "О статусе военнослужащих", "О свободе совести и религиозных объединениях", "О статусе государственных служащих" и другие).

Нормативные акты по вопросам альтернативной гражданской службы можно разбить на два крупных раздела:
I. Порядок признания права на замену военной службы на АГС
II. Порядок прохождения АГС

I. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПРАВА НА ЗАМЕНУ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ НА АГС.
(Этот раздел должен содержать регламентацию следующих процедурных положений).

Предоставление права на альтернативную гражданскую службу

  • Подробное определение таких понятий как "убеждение", "вероисповедание", "противоречие между убеждениями, (вероисповеданием) и военной службой";
  • Порядок и способы доведения до граждан информации об альтернативной гражданской службе, основаниях её предоставления, условиях прохождения;
  • Подробные требования к форме документов: заявлению об альтернативной гражданской службе и прилагаемым документам;
  • Условия принятия заявления, порядок и основания восстановления пропущенного срока для подачи заявления;

Действия должностных лиц после получения заявления, до его рассмотрения на специальном заседании призывной комиссии

  • Порядок и форма выдачи гражданину документа, удостоверяющего принятие от него заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;
  • Порядок ведения Журнала регистрации заявлений граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении альтернативной гражданской службы (форма Журнала регистрации является приложением к настоящему положению);
  • Процедура, права и обязанности военкомата по сбору дополнительных сведений о призывнике, заявившем о предоставлении альтернативной гражданской службы;
  • Формирование пакета документов для рассмотрения заявления на призывной комиссии;

Регламент специальных заседаний призывной комиссии, рассматривающей заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы

  • Порядок извещения призывника и приглашения дополнительных членов призывной комиссии, порядок участия в специальном заседании в составе призывной комиссии;
  • Перечень уважительных причин неявки гражданина на заседание призывной комиссии, условия и порядок перенесения заседания на поздний срок;
  • Порядок ведения протокола;
  • Право призывника на обоснование своего заявления на заседании;
  • Порядок выяснения мнения призывника;
  • Порядок предоставления призывником дополнительных доказательств, приглашения экспертов и представителей религиозных и общественных организаций; права и обязанности приглашенных лиц на дачу пояснений (например, право священнослужителя отказаться от пояснений относительно сведений, ставших ему известными на исповеди).
  • Критерии оценки содержания заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы, пояснений призывника, письменных доказательств, показаний экспертов и других лиц;
  • Порядок голосования по вопросу о предоставлении альтернативной гражданской службы;
  • Основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;
  • Форма и содержание решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;
  • Основания оставления заявления без рассмотрения;

Порядок обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд

  • Последствия обжалования;
  • Последствия отмены решения об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;
  • Действия призывной комиссии в случае отмены ее решения;

Документ о направлении на альтернативную гражданскую службу

  • Порядок выдачи направления;
  • Форма направления (является приложением к настоящему Положению);
  • Действия призывной комиссии после вынесения решения о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • Извещение районной администрации;
  • Извещение региональной комиссии по делам альтернативной гражданской службы;
  • Формирование личного дела гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, которое является приложением к личному делу призывника (форма дела является приложением к настоящему Положению);
  • Внесение записи в Книгу учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (форма книги учета является приложением к настоящему Положению). Порядок ведения книги учета;
  • Выдача удостоверения личности служащих вместо паспорта (форма удостоверения является приложением к настоящему Положению);

Обязанности призывника после получения направления на альтернативную гражданскую службу

II. ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Организация прохождения АГС

Система органов, надзор за гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу

Полномочия местных администраций;

  • Описание функций и задач органов;
  • Порядок работы с заинтересованными службами;
  • Порядок создания попечительских советов при районных администрациях по вопросам альтернативной гражданской службы с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций;

Порядок прохождения служащими профессиональной подготовки

  • Порядок создания учебно-методических центров;
  • Основания отбора кандидатов;
  • Статус лиц, направленных на профессиональную подготовку;
  • Сроки и место прохождения подготовки;
  • Аттестация лиц, окончивших курсы;
  • Положение об учебно-методических центрах для специальной профессиональной подготовки граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (приложение к Положению);

Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу

  • Порядок доведения до гражданина информации о месте службы;
  • Порядок проведения предварительного инструктажа (ознакомление гражданина со своим статусом, правами и обязанностями);
  • Порядок прибытия на место прохождения альтернативной гражданской службы;
  • Порядок проезда (самостоятельного или группой) к месту службы;

Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу

  • Порядок сообщения о наличии свободных рабочих мест;
  • Порядок уведомления органов о поступлении гражданина на альтернативную гражданскую службу;
  • Порядок назначения на определенную должность;
  • Учет состояния здоровья гражданина, направленного на альтернативную гражданскую службу;

Порядок и сроки предоставления отпусков

  • Ежегодный;
  • По болезни;
  • По семейным обстоятельствам;
  • Права и обязанности служащего, находящегося в отпуске;
  • Порядок учета неиспользованного отпуска при увольнении с альтернативной гражданской службы;

Условия труда служащего

  • Порядок перевода на другое предприятие в случае отсутствия рабочих мест, сокращения численности или штата;
  • Перемещения и переводы внутри предприятия;
  • Порядок и условия направления служащих в служебные командировки;
  • Правовой статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу. Описание ограничений, общих прав и обязанностей;

Порядок увольнения с альтернативной службы в запас

  • Порядок постановки на учет, лиц прошедших альтернативную гражданскую службу;
  • Порядок досрочного увольнения в запас;
  • Льготы и компенсации служащих;

Порядок перевода на военную службу

  • Правила зачета времени службы;
  • Порядок проезда к месту службы;
  • Порядок формирования и передачи дела в воинскую часть;

Порядок пребывания в запасе

  • Права и обязанности лиц, состоящих в запасе
  • Порядок и условия прохождения учебных сборов;
  • Порядок привлечения служащих к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV