Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

 

6. Право на АГС в России сегодня
(История Закона "Об альтернативной гражданской службе" в современной России)

Впервые о необходимости принятия закона об альтернативной гражданской службе заговорили в 1989 году. В 1990 в Верховном Совете СССР была создана комиссия по подготовке законопроекта об альтернативной службе, однако закончить работу эта комиссия не успела. Позже была создана аналогичная комиссия в Верховном Совете РСФСР, однако октябрьские события 1993 года прервали ее работу.

Но отступать от решения данного вопроса было нельзя. И в декабре 1994 года проект Закона был принят Государственной Думой в первом чтении. Однако во втором чтении, которое состоялось в мае 1995 года, данный законопроект не прошел. Можно сказать, что депутаты саботировали принятие этого законопроекта. Из 157 голосовавших 150 высказались "за", "против" - 5, воздержались двое. Не голосовали - 293. По всему было видно, что большинство депутатов с законопроектом не определились.

Новый законопроект был принят Думой весной 1996 года. Второе чтение до сих пор не состоялось. Однако в конце 1997 года Совет Думы решил передать законопроект из комитета Госдумы по обороне в комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. К делу подключились комитеты по охране здоровья, по труду и социальной политике, а также по делам женщин, семьи и молодежи.

Министерство обороны и генеральский корпус в Думе всегда выступали против принятия закона, считая его либо несвоевременным, либо слишком мягким. Военные считают, что принятие закона повлечет массовый отказ от военной службы, прогнозируются цифры 150 тысяч отказников ежегодно, т. е. одна треть всех призывников. Однако, по оценкам Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, количество отказников не будет превышать 3% от общего числа призывников. Это связано с тем, что прохождение альтернативной службы не является какой-либо привилегией (хотя до принятия соответствующего закона те, кто добились права на АГС, не проходят ни военную, ни альтернативную службу). Предлагаемые Министерством обороны варианты разрешения данного конфликта сводились к тому, чтобы отказники служили без оружия в руках, но на военных объектах и 4 года.

Таким образом, военные пытались сделать альтернативную службу настолько непривлекательной, чтобы призывник выбрал обычную военную службу (примерно такой "альтернативной" службы военные добились на Украине) и не "морочили никому голову" своими убеждениями.

Министерство обороны также считает, что принятию закона об АГС на современном этапе мешает реальная экономическая ситуация: "сокращение рабочих мест, увеличение коммерческих структур и приватизация".

Кроме того, проблема заключается в сложившемся стереотипе вокруг понятия "патриотизм". Считается, что патриотом своей страны может быть лишь тот, кто с оружием в руках проходит военную службу, а все так называемые "альтернативщики" есть не кто иные, как растлевшие под влиянием Запада предатели национальных интересов.

Что является более патриотичным? Служить в стройбате и строить дачи генералам, убивать мирных жителей в Чечне, или ухаживать за больными и престарелыми, охранять леса от пожаров?

Западное пацифистское движение, которое приветствовалось СССР и странами соцлагеря, считало реализацию права человека на отказ от военной службы одной из форм борьбы за мир. На это советские идеологи отвечали, что "сторонники мира в социалистических странах не принимают такие требования пацифистов, как отказ от военной службы, от защиты социалистического общества". По их убеждению, "основанному на опыте взаимоотношений социализма с империализмом, такие меры не укрепили бы мира, подорвали бы безопасность СССР и других социалистических государств". Но история все расставила по своим местам: СССР исчез и без помощи пацифистов. Но отношение к отказникам от воинской службы практически не претерпело никаких изменений, особенно в среде военных.

Имеющийся проект закона предусматривает, что порядок прохождения альтернативной гражданской службы должен быть определен в положении, которое должно быть принято Правительством РФ. Кроме того, Правительство должно составить и утвердить список предприятий, учреждений и организаций, в которых отказники будут проходить альтернативную гражданскую службу.

Таким образом, реализация прав граждан на АГС требует принятия, помимо данного Закона, еще ряда важных документов, регулирующих прохождение АГС. До принятия этих документов Правительством РФ Закон об АГС в части прохождения АГС фактически не будет действовать, и проблема "правового вакуума" останется нерешенной. Это создает поле для нарушений прав граждан, направленных на АГС, со стороны государственных чиновников. Причем, надо признать, что в России (как и всегда было в советский период) для реализации какого-либо закона необходимо, чтобы Правительство приняло соответствующее положение, затем на основании этого положения соответствующее ведомство приняло бы инструкцию, затем инструкция была бы переслана не места, где местные чиновники дали бы свои разъяснения по порядку применения инструкции о порядке применения положения о применении соответствующего закона.

Недавний и очень показательный пример - судьба права на свободу передвижения и выбор места жительства. Казалось бы, что соответствующий закон должен был хотя бы ограничить ненавистный большинству народа паспортный режим. Но не тут-то было.

Не будем описывать, как много было сказано за отмену прописки и установление права на свободу передвижения с начала перестройки. Но разговоры все-таки увенчались определенным успехом. И это право было провозглашено в Декларации прав человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. После этого, 21 апреля 1992 года, Декларация (в том числе и право на свободу передвижения) была включена в Конституцию РСФСР. Гораздо позднее, 25 июня 1993 года, был принят Закон, регламентирующий указанное право, но и он не являлся непосредственно действующим, а рекомендовал Правительству в двухмесячный срок подготовить и принять соответствующие правила регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Указанное положение было принято Правительством 17 июля 1995 года. Затем, 23 октября 1995 года была принята соответствующая инструкция.

Таким образом, с момента провозглашения до реализации указанного права прошло 4 года. Но это еще полбеды. В Правительстве и МВД явно перестарались и издали такие "разъяснения", что от первоначально провозглашенного права на свободу передвижения осталась все та же прописка, но удачно переименованная в регистрацию.

В результате Конституционный суд РФ в 1998 году признал не соответствующими Конституции ряд положений, ограничивающих право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, автором которых было Правительство. Таким образом, можно считать, что круг замкнулся. Но для этого понадобилось 7 лет...

Есть полная уверенность, что судьбу Закона "Об альтернативной гражданской службе" ждет та же участь. Являясь одним из основных прав человека, право на отказ от военной службы с огромным трудом может быть признано в государстве, которое 70 лет готовилось к войне.

Закон об АГС нужен не только потенциальным отказникам. Он нужен людям, живущим в сегодняшней России и платящим непомерные налоги, уходящие на содержание чудовищно раздутой, непосильной для страны армии - армии, которая при абсолютном бездействии правительства все больше превращается в неуправляемое сборище голодных, раздетых, обворованных, озлобленных людей. Реальная возможность для каждого гражданина не поддерживать более своим двухлетним узаконенным рабством позорное статус-кво, реальная возможность служить не в армии, не в этой армии, немедленно заставит правительство предпринять долгожданные шаги по реформе вооруженных сил и военной службы, чтобы сделать военную службу привлекательной.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV