Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

 

7.2. Кто имеет право на АГС

Основания предоставления права проходить альтернативную гражданскую службу взамен военной службы можно подразделить на материальные и процессуальные.

По новому проекту закона гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы в связи с применением насилия, принятием Военной присяги, участием в военных действиях, ношением и применением оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Процессуальная сторона заключается в процедурном оформлении действий. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане, подлежащие призыву на военную службу, лично заявившие о невозможности прохождения военной службы по основаниям, указанным в законе.

Гражданин лично подает заявление в двух экземплярах о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой в военный комиссариат по месту жительства и в соответствующий орган местного самоуправления в течение шести месяцев до начала полугодия, на протяжении которого гражданин подлежит призыву на военную службу. Указанная норма противоречит международным стандартам, поскольку ограничивает права на свободу совести.

В рекомендации Комитета Министров Совета Европы 1987 года утверждается: "заявление на получение статуса отказывающегося от воинской службы по убеждениям должно быть подано в установленные сроки, которые должны учитывать время, необходимое для про верки заявления, с тем, чтобы решение по заявлению было принято до того, как подавшее его лицо будет внесено в списки для прохождения воинской службы". Предписание неукоснительного соблюдения сроков подачи заявления противоречило бы самой цели такой рекомендации. Если основанием для признания права на отказ от воинской службы признается внутренний конфликт человека с его совестью, то следует признать, что такой конфликт может возникнуть в любой момент жизни человека. В резолюции Комиссии ООН по правам человека 1995 года утверждается, что лица, служащие в вооруженных силах, не должны лишаться права заявить об отказе от воинской службы по убеждениям, поскольку у каждого, кто проходит воинскую службу, могут сформироваться убеждения об отказе от дальнейшей службы.

Международная правозащитная организация "Международная Амнистия" готова признать узниками тех, кто был заключен в тюрьму, т. к. заявил о своем отказе от воинской службы после призыва в армию.1

В заявлении об альтернативной гражданской службе должны быть изложены причины, побудившие гражданина ходатайствовать о замене ему военной службы АГС. К заявлению об альтернативной гражданской службе могут быть приложены материалы, обосновывающие ходатайство гражданина, подавшего указанное заявление.

Это заявление регистрируется и гражданину выдают свидетельство о регистрации указанного документа.

После создания призывной комиссии все зарегистрированные заявления об альтернативной гражданской службе, а также приложенные к ним материалы в течение трех дней передаются в призывную комиссию.

Призывная комиссия в месячный срок рассматривает заявления об альтернативной гражданской службе на отдельном заседании и принимает решение о замене гражданам военной службы альтернативной гражданской службой либо об отказе в такой замене. По каждому заявлению призывная комиссия принимает мотивированное решение. Заседание призывной комиссии проходит открыто. Гражданин, подавший заявление об альтернативной гражданской службе, заблаговременно извещается о времени и месте заседания призывной комиссии.

По решению призывной комиссии или по просьбе гражданина, чье заявление об альтернативной гражданской службе рассматривается, на заседание призывной комиссии могут приглашаться эксперты, представители общественных и религиозных объединений и другие граждане для дачи заключений или пояснений по существу указанного заявления.

В случае, если призывная комиссия считает необходимым запросить дополнительные материалы от государственных органов, общественных или религиозных объединений, срок рассмотрения заявления об альтернативной гражданской службе призывной комиссией может быть увеличен до двух месяцев.

Призывная комиссия правомочна принимать решение по указанному заявлению, если в ее заседании принимают участие не менее двух третей членов призывной комиссии. Решение призывной комиссии принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов призывной комиссии, и сообщается гражданину, подавшему заявление об альтернативной гражданской службе. В случае равенства голосов голос председателя призывной комиссии является решающим.

По решению призывной комиссии гражданину может быть отказано в замене военной службы альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • основания, побудившие гражданина ходатайствовать о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой, не соответствуют указанным в законе;
  • гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • заявление об альтернативной гражданской службе и прилагаемые к нему материалы содержат заведомо ложные сведения;
  • гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

В случае, если гражданину, подавшему заявление об альтернативной гражданской службе, ранее было отказано в замене военной службы альтернативной гражданской службой, его повторное заявление об альтернативной гражданской службе не рассматривается.

Предписание о направлении на альтернативную гражданскую службу с назначенным сроком прибытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы и указанной государственной или муниципальной организацией (далее - предписание) вручается гражданину под расписку в соответствующем органе местного самоуправления.

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV