Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

 

10. Отказ от воинской службы по убеждениям

10.1. Что такое убеждение и надо ли его доказывать

В данной главе речь пойдет о том, что представляет из себя убеждение, какие виды убеждений могут быть, на чем могут основываться убеждения, необходимо ли убеждения доказывать, а если необходимо, то как.

В данной главе убеждения, вытекающие из вероисповедания, рассматриваться не будут, т. к. этому вопросу специально посвящена отдельная глава. Однако сведения, содержащиеся в этой части брошюры, несомненно будут полезны и для тех, кто намерен добиваться предоставления альтернативной гражданской службы в связи с религиозными убеждениями.

Убеждение является одной из составных частей мировоззрения личности, наряду с принципами, взглядами, ценностями, идеалами. Вся эта система определяет отношение человека к окружающей его действительности, общее понимание мира, а также жизненные позиции, программы деятельности человека. Мировоззрение отдельной личности формируется под воздействием (спонтанным или целенаправленным) мировоззрения общества, в котором человек существует. Однако личностное мировоззрение всегда отличается своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида. С одной стороны, убеждение формирует мировоззрение, а с другой стороны, основную роль в мировоззрении занимают знания. Знания влияют на появление убеждений, а убеждения формируют нравственное и эмоциональное отношение к знаниям и к самой реальности. Мировоззрение включает не всю совокупность знаний, которыми располагает его носитель, а только определенную их часть, которая является наиболее значимой.

Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения.

(Толковый словарь Ожегова)

Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание убеждений отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Наличие устойчивых убеждений свидетельствует о высоком уровне активности личности. Убежденность - особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций, и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убеждения выражаются в субъективном отношении личности к своим поступкам, связанном с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется.

Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности.

Д. Писарев

Убеждение - категория, которая рассматривается и философией, и психологией, и этикой. Поскольку служба в армии и вытекающее из этого применение насилия против людей, вплоть до их убийства, человечеством на данном историческом этапе не рассматривается как абсолютное зло, то отказ от этого не считается абсолютной и всеми признанной добродетелью. Разум понимает, что без войн человечество не может обойтись. Не может обойтись и без насилия, без пролития крови. Однако совесть постоянно нас призывает стремиться к обществу без войн, к мирному сосуществованию. Общество находится на том этапе истории, когда чаша весов истины начинает перевешивать в пользу мира. Поэтому признание права человека на отказ от воинской службы по убеждениям совести является разумным компромиссом между потребностью государств в вооруженных силах и уважением свободы совести человека. Для решения данной проблемы и существует АГС.

Отдельные индивиды отрицательно относятся к военной службе и ко всему, что с ней связано. Насилие и служба в армии для них являются злом, которого они должны избегать, от которого они должны воздерживаться. С этой точки зрения, служба в армии для них неприемлема. Такие убеждения имеют право быть, а вытекают они из признания свободы совести каждого.

Не отнимай ни у кого убеждений, способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших.

К. Лафатер

В ч. 3 ст. 59 Конституции определено, что гражданин в случае, если его убеждениям противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее АГС. В проекте закона дано более подробное описание. Указано, что военная служба должна противоречить убеждениям в связи с тем, что она связана с применением насилия, принятием Военной присяги, участием в военных действиях, ношением и применением оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники.

Но ни в Конституции, ни в проекте не дано расшифровки тому, какого рода убеждениям должна противоречить служба в армии. Если опираться на проект закона, то убеждения противопоставляются конкретным функциям, которые необходимо выполнять в связи с воинской службой. Достаточно того, чтобы имеющееся убеждение у призывника вступало в противоречие с какой-либо одной из указанных функций.

Кроме того, что необходимо указать на наличие убеждений, которым противоречит воинская служба, необходимо еще и должным образом мотивировать свой отказ. Отказники от военной службы по убеждениям очень часто не желают этого делать и ссылаются на ст. 29 Конституции РФ, где сказано, что "Hикто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".

Это понимается отказниками как освобождение от дачи каких-либо пояснений по существу, от обязанности мотивировать свой поступок. Если в военкомате у призывника спрашивают, почему он не желает служить в армии, обычно призывник отвечает: "У меня такие убеждения - не хочу и не буду", - и ссылается на 29 статью Конституции РФ. Однако в п. 3 ст. 29 Конституции РФ речь идет немного о другом.

Человек может иметь собственные убеждения и мнения по любому вопросу, в том числе по вопросу службы в армии. Однако его никто не может принудить "выражать" свои убеждения во вне каким-либо образом, точно так же, как его не могут заставить отказаться от выражения своих убеждений. В тексте имеется противопоставление: выражать убеждение - отказываться от убеждения. Таким образом, в статье говорится о том, что никто не может быть принужден разделять чье-либо убеждение, а также выражать такое навязанное убеждение во вне.

Гражданин может симпатизировать той или иной партии, тому или иному политику, но не ходить на выборы и не голосовать за них. Это его личное право. Он не может быть принужден к тому, чтобы выражать свое мнение путем голосования. Но когда призывник заявляет о своем нежелании служить в армии ввиду того, что это противоречит его убеждениям - этим он и "выражает" свое убеждение. Поэтому ссылаться на ст. 29 Конституции в суде в указанном выше контексте некорректно.

В проекте закона говорится, что призывник свое заявление об отказе от военной службы должен подкрепить доводами, обосновывающими свой поступок. Такая же практика существует и в Европейских странах.

Кроме того, международная правозащитная организация "Международная амнистия" не признает узниками совести тех заключенных в тюрьму лиц, которые не желают объяснить причины своего отказа ответственным за принятие решения властям, за исключением случаев, когда эти причины ясны сами собой из содержания конкретного дела. Международные документы, принятые по вопросам, связанным с отказом от несения военной службы, также указывают на то, что соответствующие заявления об отказе должны быть мотивированными.

Рекомендация 1987 года Комитета Министров Совета Европы признает, что "государства могут устанавливать соответствующие правила проверки заявлений на получение статуса отказывающегося от воинской службы по убеждениям или удовлетворения этих заявлений на основании указанных в них конкретных причин". Порядок проверки всех заявлений должен гарантировать справедливые решения.

Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года гласит, что "для получения статуса отказывающегося от воинской службы по убеждениям следует только подать соответствующее заявление, в котором указаны мотивы отказа".

Выражать убеждения означает не только пояснить, в чем они заключаются, но и поступать в соответствии с ними.

Призывник сначала сам решает, противоречит его убеждениям служба в армии или нет. Однако он должен пояснить причины и мотивы своего отказа (если таковой заявляет) соответствующему органу - призывной комиссии или суду. Таким образом, он выражает свои убеждения. Он может иметь о службе в армии самые негативные мнения, однако никто не может заставить призывника отказаться от службы в армии из-за такого мнения об армии. Убеждения человека не должны формироваться под влиянием силы, угрозы, любого иного принуждения со стороны кого-либо. Разделяя те или иные убеждения, человек добровольно соглашается с ними, придавая им особую значимость. Последующие поступки индивида всегда сопоставляются им с теми убеждениями, которые сформировались у него.

Поэтому в случае отказа от службы в армии по убеждениям ст. 29 Конституции РФ может и должна употребляться в ином смысле. Военкомат, наоборот, принуждает призывника к отказу от выражения убеждений, заставляя отказника идти на военную службу. Именно публичный отказ от военной службы, который в настоящее время может грозить неблагоприятными для отказника последствиями, является выражением вовне философских, пацифистских, антимилитаристских и иных убеждений. Действия военкомата, который с помощью уговоров, а чаще всего, прямых угроз, пытается изменить решение призывника и заставить его отказаться от собственных убеждений, нарушают ст. 29 Конституции РФ. Само решение призывной комиссии о призыве отказника на военную службу является актом, прямо направленным на ограничение выражения своих убеждений вовне.

Таким образом, можно констатировать нарушение со стороны военкомата и призывной комиссии данной статьи Конституции.

Право на замену военной службы по убеждениям, предусмотренное ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, взаимосвязано со ст. 28 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь убеждения и действовать в соответствии с ними. В своей резолюции 1995 года (1995/83) по данной проблеме Комиссия ООН по правам человека "обращает внимание на право каждого человека заявлять о своем отказе от воинской службы по убеждениям, что является выражением права на свободу мысли, совести и вероисповедания...".

Глубокие мысли - это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.

Д. Дидро

Таким образом, отказ от разъяснения своих убеждений, которые у призывника имеются и в противоречие с которыми вступает несение военной службы, может быть истолкован лишь как отсутствие таковых или наличие недостаточно четкой и осознаваемой мотивировки.

Как показывает практика, именно правильное мотивирование своего поступка - отказа от военной службы - вызывает у призывника наибольшие трудности. Имея сильное желание избежать службы в армии, призывник обычно не имеет четкого обоснования своего отказа. Это в ряде случаев и приводит к неудаче - работники военкомата и члены призывной комиссии начинают полагать, что призывник использует надуманные поводы с целью уклонения от службы в армии. Если аргументация призывника слаба, то это можно почувствовать сразу же после нескольких минут беседы. Если призывник пытается в письменной форме довести до сведения призывной комиссии причины своего отказа, то неуверенность позиции еще как-то можно скрыть. Но и в этом случае не исключена устная беседа с призывником, на которой должностные лица могут попросить призывника более подробно объяснить причины своих действий. При таком повороте событий призывнику следует четко определить тактику своего поведения. Выбор того или иного способа общения с призывной комиссией зависит от подготовленности призывника к беседе. Если у отказника нет уверенности в том, что он сможет устно изложить свои доводы в четкой и ясной форме, то лучше вообще ему не вступать в дискуссию. При этом надо спокойно, сославшись на свое заявление, в котором четко изложены все доводы, отказаться от устного пояснения.

Если призывник считает, что имеет в своем запасе достаточное количество убедительных аргументов и не боится коварных вопросов со стороны военкоматовских работников, он может вступить с последними в полемику. Хотя трудно предположить, что дискуссия, в которой стороны не только придерживаются противоположных позиций, но и имеют совершенно различные цели, может закончиться каким-либо компромиссом. Однако эта беседа, в известной мере, должна подготовить призывника к судебному процессу, где давать объяснения придется устно. В своих выступлениях призывник должен пояснить мотивы своего отказа от военной службы.

Мотивом считается осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивировка - это рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на обстоятельства, которые привели к выбору данного действия. Одно и то же обстоятельство (личная биография, личный опыт, определенные события и т. д.) могут совершенно по разному влиять на формирование мировоззрения отдельных индивидов.

Для кого-то увиденный по телевизору сюжет о массовых нарушениях прав человека в Российской армии или документальные кадры о Чеченской войне пройдут совершенно незамеченными. Для другого призывника увиденное даст такой мощный импульс к размышлению о предстоящей службе в армии, что это может кардинально изменить взгляды и убеждения призывника на военную службу. Это может привести к формированию убеждений о недопустимости служить в такой армии, брать в руки оружие и принимать военную присягу.

Убеждение есть умственная цельность, комплекс полной души с точным, определенным резонансом. Убеждение есть нечто законченное, неподатливое, твердое, неизменное.

Н. Шелгунов

Итак, мы пришли к выводу, что призывник обязан мотивировать свои действия по отказу от военной службы. Он должен сделать это в заявлении, адресованном в призывную комиссию, а также в жалобе, направленной в суд.

Что же все-таки призывник обязан сделать - доказать свои убеждения или просто обосновать их ? Что является достаточным для того, чтобы считать отказ от военной службы законным. Доказыванием в узком смысле слова можно назвать деятельность в рамках судебного разбирательства, направленную на установление обстоятельств дела с помощью судебных доказательств. Принимая такое определение понятия доказывания, мы приходим к выводу, что эта процедура возможна лишь в рамках судебного разбирательства. Призывник не обязан доказывать свои убеждения перед призывной комиссией или военкоматом, но должен мотивировать свой отказ от воинской службы.

В случае судебного обжалования решения призывной комиссии, призывник обязан в силу ст. 50 ГПК РСФСР доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Самый важный вопрос - это правильно установить предмет доказывания, т. е. совокупность фактов, которые необходимо доказать для положительного разрешения жалобы. В силу указанной ст. 50 ГПК сам суд должен определить, какие обстоятельства имеют значение для дела и какой из сторон они должны быть доказаны. Таким образом, суд должен определить предмет доказывания по делу.

Однако на практике судьи часто не принимают необходимых мер к правильному установлению предмета доказывания. Иногда судьи необоснованно расширяют круг фактов, подлежащих доказыванию, включая в него такие факты, которые не относятся к делу.

По делам об отказе от воинской службы по убеждениям предмет доказывания должен ограничиваться следующими фактами.

1. Установление статуса заявителя: является ли заявитель военнообязанным, не имеет иных законных прав на получение отсрочки от службы. (Исследуется личное дело призывника.)

2. Факт обращения призывника в призывную комиссию с заявлением о замене военной службы на альтернативную. (Для этого в суд предоставляется копия соответствующего заявления.)

3. Факт рассмотрения призывной комиссией указанного заявления и вынесения по нему решения. (Предоставляется выписка из решения.)

4. Самый важный - установление факта наличия у призывника убеждений определенного содержания.

Средством выяснения убеждений является личное пояснение отказника.

В этом случае отказник должен пояснить суду, в связи с какими обстоятельствами (по какой причине) призывник имеет такие убеждения. Однако суд не должен требовать доказывания факта принятия определенных убеждений как какого-то единомоментного процесса с точным указанием времени его совершения. Но причинно-следственная связь между определенными событиями и их результатом - принятие определенных убеждений - также должна быть пояснена. Требование каких-либо доказательств в подтверждение этого являлось бы нарушением права свободно иметь и менять убеждения, придерживаться их.

Выражение своих антивоенных убеждений впервые может иметь место именно в форме отказа от воинской службы.

Как показывает судебная практика, доказывание убеждений возможно с помощью свидетельских показаний.

Свидетелем в суде может быть любое лицо, в том числе родственники и знакомые призывника, которым известно об убеждениях.

Иногда для этих целей используются характеристики с места жительства, работы или учебы. Кроме того, характеристику могут предоставить со стороны военкомата. В этом случае практически всегда призывник характеризуется с отрицательной стороны. Однако суду следует критически относиться к такого рода документам, поскольку они исходят от заинтересованной в исходе дела стороны.

В дополнение к этому не всякая характеристика может содержать сведения о наличии тех или иных убеждений у человека.

Возможно, что индивид не проявляет своих убеждений в трудовом коллективе или по месту учебы по объективным условиям. Тогда представление характеристик может дать лишь общие сведения о личности призывника. Главное, чтобы в них не содержалось сведений, полностью опровергающих содержание убеждений призывника. Иначе потребуется представление дополнительных доказательств для разрешения существующих противоречий.

В любом случае, призывник вправе утверждать, что его убеждения сформировались непосредственно перед призывом, поскольку такое событие, как военная служба, а тем более в современных условиях, может являться мощнейшим стимулом к серьезному переосмыслению своих взглядов на армию.

Практика показывает, что суды гораздо охотней склоняются к позиции призывника, если им предоставляется доказательство проявлений его убеждений вовне. Это может выражаться в участии призывника в каких-либо антивоенных акциях, членстве в антивоенных организациях и т. д.

5. Установление факта наличия противоречий между службой в армии и убеждениями призывника. На данном этапе должны быть противопоставлены содержание убеждений отказника и службы в армии.

При рассмотрении вопроса об установлении содержания убеждений суд должен исходить из установки уважительного к ним отношения.

Об уважении к чужим убеждениям можно также говорить в двух смыслах. В первом разрезе уважение к чужим убеждениям вытекает из свободы совести, свободы выбирать, иметь и распространять убеждения, придерживаться их, действовать в соответствии с ними.

Второй смысл - уважение убеждений при доказывании, в споре, когда кто-либо пытается доказать существование у него убеждений, которые являются для него истинными.

Русский логик С. И. Поварнин считал, что важным условием для честного спора является уважение к убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни.

"Вера каждого для него священна, а потому должна быть священна и для тебя".

Демофил

Уважать чужое верование, убеждение, святыню не означает уважать само их содержание. Трудно даже представить себе, как можно уважать какую-нибудь мысль саму по себе, отдельно от человека. Ее можно только признать истинной или ложной. Уважать чужое убеждение, чужое верование - значит, уважать искреннюю веру и убежденность в них человека и право на них. Святыня для другого человека может казаться нам великим заблуждением, но раз это для него святыня, мы должны к ней относиться как к человеческой святыне. Уважение к чужой вере и к чужим убеждениям есть один из важнейших видов уважения к человеческой личности.

Искреннее убеждение и верование не есть обман и ложь: оно может быть лишь заблуждением.

Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума.

С.И. Поварнин

Кто пренебрежительно относится к верованиям или убеждениям других, показывает этим свою уверенность, что "познал истину" и "истина у него в кармане".

Для того, чтобы доказать свое право на отказ от воинской службы по убеждениям, необходимо выстроить основания таких убеждений в систему. Для этого нужно провести определенную умственную работу.

В результате этого процесса должны появиться причины убеждений.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV