Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

 

10.2.3. Антимилитаризм

Антимилитаризм - политическое движение социально разнородных сил, объединенных идеей борьбы против использования вооруженного насилия при разрешении внутренних и межгосударственных противоречий в национальном, региональном и глобальном масштабах. Антимилитаризм, как и пацифизм, относится к антивоенным движениям. Но в отличие от пацифизма, антимилитаризм был долгое время направлен не против войны вообще, а против вооруженного насилия в несправедливых, реакционных целях.

Антимилитаризм уходит в глубь истории общества, раздираемого социальными противоречиями. Почти четыре столетия назад против милитаризма выступал Э. Роттердамский. Спустя два столетия И. Кант в трактате "О вечном мире" глубоко обосновал обреченность войны и милитаризма исторически обусловленным процессом их самоизживания. В наиболее зрелом и организационно оформленном виде антимилитаризм сложился в годы, предшествовавшие первой мировой войне. Это было естественной реакцией прогрессивных социальных сил на агрессивные устремления зачинщиков и организаторов первой в истории бойни в мировом масштабе. В годы второй мировой войны значительно возросший по своим масштабам и эффективности антимилитаризм сыграл существенную роль в разгроме германского и японского милитаризма.

Как только одно государство увеличивает число своих войск, другие увеличивают свои, так что от этого ничего не получается, кроме разорения.

Ш. Монтескье

Сделать обоснование своей антимилитаристской позиции сейчас, к сожалению, не составляет большого труда. Обоснованием этого является прошедшая война в Чечне. По официальным данным, число убитых солдат и офицеров федеральных войск превысило полторы тысячи человек, раненных около 5 тысяч. Однако это только официальные данные и они вызывают большие сомнения. Об этом уже говорилось выше. Но большая часть убитых и раненных приходится на мирное население. Официальных данных здесь нет, но по некоторым оценкам, только в Грозном было убито 25-27 тысяч мирных жителей, в том числе, примерно 2300 детей.

Война в Чечне велась с крайней жестокостью. Нормами ее являлись:

  • массированные артобстрелы жилых кварталов с применением систем залпового огня;
  • ракетно-бомбовые удары по населенным пунктам с использованием кассетных шариковых бомб и игольчатых боеприпасов, неизбирательно поражающих большую площадь, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения;
  • "зачистка территорий" с помощью гранат, бросаемых в подвалы домов, где прятались женщины, старики, дети;
  • интернирование невооруженных чеченцев-мужчин в так называемые фильтрационные и накопительные пункты, в которых мужчины подвергались издевательствам, избиениям и пыткам;
  • мародерство с последующим сожжением разграбленных жилищ;
  • обстрелы и бомбежки госпиталей.

Кроме того, затраты на ведение самой войны, по расчетам Московского института экономического анализа, составило 60 миллионов долларов в день(!).

При всем при этом не стоит забывать самого главного - война велась против собственного народа, против граждан России. Стоит ли после этого, служить в такой армии?

Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых.

А. Фулье

В настоящее время в России существует Антимилитаристская радикальная ассоциация (АРА), которая является своего рода подразделением Транснациональной Радикальной Партии (международной неправительственной организации, зарегистрированной при ООН с консультативным статусом 1-й категории) и представляет собой вид антивоенной организации.

Радикальная партия, объединяющая ныне несколько тысяч человек в десятках стран мира, была создана в середине 50-х годов в Италии. В начале 70-х итальянские радикалы добились в своей стране признания права на отказ от военной службы по убеждениям и замену ее альтернативной гражданской службой, успешно проведя общенациональную кампанию с использованием методов политического ненасилия в духе Ганди - демонстративный отказ от военной службы и предание себя в руки правосудия, петиции, демонстрации, голодовки. Эта акция, а также еще две успешные кампании сделали Радикальную партию влиятельной, хотя и немногочисленной, политической силой, находящейся в авангарде борьбы за гражданские права.

В 1986 году на своем съезде в Болонье радикалы приняли решение создать новую политическую организацию, действующую во всем мире поверх государственных границ и призванную содействовать решению тех проблем, которые невозможно решить на уровне одной отдельно взятой страны: борьба с голодом в странах Третьего мира, ликвидация всевластия международной наркомафии, защита прав человека. Для этого Радикальная партия приняла решение отказаться от участия в национальных политических выборах (хотя и сейчас в ее рядах находятся десятки парламентариев, избранных по спискам других национальных партий). Так родилась новая организация: транснациональная и транспартийная Радикальная партия.

Сейчас представительства Радикальной партии действуют (помимо Италии) в Брюсселе, Нью-Йорке, Мадриде, Москве, Будапеште, Загребе, Киеве, Баку, Тиране и других городах мира. В 1995 году Радикальная партия была зарегистрирована при ООН в качестве международной неправительственной организации с консультативным статусом 1-й категории.

Радикальная партия с 1989 года ведет борьбу за права отказников по убеждениям в Советском Союзе (в дальнейшем - в России). С 1995 года, вместе с созданной в Москве российскими радикалами Антимилитаристской Радикальной Ассоциацией (АРА), Радикальная партия ставит задачу скорейшего принятия либерального закона об альтернативной гражданской службе в России. На данный момент АРА является одной из наиболее активных общественных организаций, объединяющей под своими знаменами лиц, отказывающихся от воинской службы в современной российской армии, антимилитаристов и пацифистов.

Политическую позицию данного движения нетрудно понять, ознакомившись с некоторыми лозунгами АРА: "Воинская повинность - варварский анахронизм", "Армия для страны, а не страна для армии", "Защитники поневоле - не защитники", "Хватит кормить орду дармоедов в погонах!", "Нет - воинской повинности, да - профессиональной армии", "Начните сокращение армии с призывников", "Воинская повинность - убийство свободы", "Российская армия сегодня - опасность для России".

В 1997 году АРА начала так называемую "Кампанию гражданского повиновения", целью которой является резкое увеличение числа официальных заявлений от призывников с требованием предоставить им, в соответствии с Конституцией, альтернативную гражданскую службу взамен военной. Средством для достижения указанных целей АРА видит в широком информировании призывников о праве на отказ от военной службы по убеждениям, в призыве к повиновению не "генералам" и их амбициям, а Конституции РФ и закону. В соответствии с этим призывники должны не уклоняться от службы в армии, а требовать предоставления, в соответствии с Конституцией РФ, альтернативной гражданской службы.

Кроме вышеперечисленных политических позиций, которые могут быть приняты как убеждения, могут быть заявлены и такие точки зрения, которые имеют право быть:

Прохождение срочной военной службы в РФ осуществляется в настоящее время, как правило, в условиях, не обеспечивающих соблюдения элементарных человеческих прав военнослужащего, защиты его жизни и здоровья, чести и достоинства.

Военнослужащие срочной службы подвергаются в процессе прохождения службы систематическим унижениям, издевательствам, пыткам. Нередко они получают тяжкие увечья и даже гибнут. Как правило, никто не привлекается за это к ответственности, никто не несет за это никакого наказания. По данным Комитета Солдатских матерей России ежегодно гибнет от 3 до 5 тысяч (!) военнослужащих. При этом подавляющее количество таких случаев не связано с участием военнослужащих в боевых действиях. Существует даже официальный термин - естественная убыль личного состава. Военное командование, не способное или не желающее должным образом контролировать обстановку в своих частях и подразделениях, всячески препятствует осуществлению какого-либо независимого контроля со стороны общественности.

В российской армии грубо нарушаются права человека, а именно - право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), право на обращение, не унижающее человеческое достоинство (ст. 21 Конституции РФ), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Обязанности, возлагаемые командованием соединений, частей и подразделений на военнослужащих срочной службы, не предусмотрены никакими нормативно-правовыми актами о прохождении службы, не имеют ничего общего с военным делом и военной подготовкой (возможные строительные и сельскохозяйственные работы, обслуживание офицерских и генеральских дач и т. п.) и бывают весьма далеки от тех целей, ради которых законом установлено прохождение российскими гражданами действительной срочной военной службы.

В таких условиях даже самое тщательное выполнение призывником (равно как и другими военнослужащими) этих обязанностей ни в коей мере не могло бы содействовать укреплению обороноспособности Российской Федерации.

Не сами ценности патриотизма, верности Родине вызывают сомнение, а те условия, в которых они воплощаются в жизнь.

В Конституции закреплена обязанность гражданина по защите Отечества. Однако такая служба в армии, которая предлагается сейчас вряд ли будет являться исполнением этого долга.

Армия в России должна быть профессиональной, что повысило бы ее боеготовность, позволило бы избежать ненужных самоубийств военнослужащих, массовых дезертирств из армии. Президент РФ подписал указ о переходе российской армии на профессиональную основу, я полностью поддерживаю это начинание. Я выступаю за реформу армии и считаю, что мой отказ служить в такой армии, какая имеется в России сейчас, будет способствовать переходу от разговоров о реформе в армии к реальным действиям.

Военная служба - это убийство людей, возведенное государством в ранг подвига.

Необходимо оговориться, что автор никоим образом не имеет целью склонить кого-либо к данной точке зрения или навязать эти убеждения кому-либо. Перечисленные выше убеждения, а точнее основания, по которым гражданин может отказаться от воинской службы, призваны лишь быть примерным образцом, которые должны помочь тем, кто испытывает затруднения в их формулировке.

Каждый вправе указывать те основания, которые он считает нужными и с которыми он согласен и готов принять их как свои убеждения, поскольку ст. 28 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе свободно выбирать убеждения.

Если у призывника иное мнение и иные убеждения, которым противоречит служба в армии, он вправе их указать.


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV