НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / О нас / Обращения и заявления

ОБРАЩЕНИЯ И ЗАЯВЛЕНИЯ

7 ноября 2006 г.

Анализ деятельности Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (Пермский край) Пермского регионального правозащитного центра

В ходе работы по обращениям граждан, а также по заведённым патронажным делам по вопросам (проблемам), связанным с отбыванием уголовного наказания, проводившейся сотрудниками Пермского регионального правозащитного центра в 2006 г., была получена следующая информация о деятельности Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (ИУ).

Данных о выявлении Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ нарушений прав осуждённых и принятии по ним соответствующих мер прокурорского реагирования получено не было. В то же время правозащитники отмечали ряд фактов.

31 августа 2005 г., с 12 до 14 часов в ФГУ ИК-12 ГУ ФСИН по Пермскому краю (ИК-12), поднадзорном Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ, двумя осуждёнными было совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 321 УК РФ, относящейся согласно УПК РФ к подследственности органов прокуратуры. Через непродолжительный промежуток времени после указанного преступления к совершившим его лицам (осуждённым) сотрудниками ИК-12 были применены специальные средства (резиновые палки). Указанные осуждённые, считали, что спецсредства к ним применялись при отсутствии законных оснований. В этот же день в ИК-12 осуществлял надзорные мероприятия один из работников Кизеловской прокуратуры. Ни одно из указанных выше происшествий, как в прочем, и каких-либо иных, этим работником выявлено и зафиксировано не было, каких-либо проверочных мероприятий по ним не проводилось.

Информация об указанных выше происшествиях впервые поступила в органы прокуратуры и была зарегистрирована лишь в ноябре 2005 г., когда родственница одного из осуждённых, пострадавших от применения спецсредств сотрудниками ИК-12, обратилась с соответствующей жалобой в прокуратуру Пермского края, откуда затем эта жалоба была переправлена для проведения проверки в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ. По результатам доследственной проверки, проведённой по указанной жалобе следователем Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Этим отказом по сути применение спецсредств сотрудниками ИК-12 было признано правомерным. Данных же о преступлении, предусмотренном ч.1 ст.321 УК РФ в ходе указанной проверки следователем не выявлено и не зафиксировано. Лишь после отмены указанного выше постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе заинтересованных лиц в декабре 2005 г. Кизеловским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.321 УК РФ, которое затем было расследовано и передано в суд.

20 апреля 2006 г. в ФГУ ИК-37 ГУ ФСИН по Пермскому краю (ИК-37) сотрудниками указанного учреждения совместно с сотрудниками отряда специального назначения "Медведь" (ОСН) проводились режимные мероприятия. В тот же день в ИК-37 осуществлял надзорные мероприятия сотрудник Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ. При этом каких-либо происшествий или жалоб от осуждённых в связи с проводившимися режимными мероприятиями указанным сотрудником прокуратуры выявлено и зарегистрировано не было.

Через два месяца от родственников некоторых осуждённых ИК-37 в Пермский региональный правозащитный центр поступили жалобы (заявления) о том, что 20 апреля 2006 г. при проведении в ИК-37 режимных мероприятий к некоторым осуждённым, содержавшимся в штрафном изоляторе (ШИЗО), и к большинству осуждённых, находившихся в отряде строгих условий содержаний (СУС), сотрудниками ОСН "Медведь" при отсутствии законных оснований применялась физическая сила и спецсредства (резиновые палки).

В связи с этим Пермским региональным правозащитным центром было направлено в адрес Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ обращение о проведении в порядке ст.144 УПК РФ проверки данных о совершении 20 апреля 2006 г. в отношении ряда осуждённых ИК-37 преступления, предусмотренного ч.3 ст.286 УК РФ. По результатам проведённой заместителем Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ проверки 30 июня 2006 г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Как видно из этого постановления, до обращения Правозащитного центра сообщений о преступлениях такого же содержания в Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ не регистрировалось. Согласно указанному постановлению факты применения к осуждённым ИК-37 физической силы и спецсредств в ходе проведённой проверки подтверждения не нашли, главным образом, из-за отсутствия документальных доказательств обращения соответствующих осуждённых за медицинской помощью по поводу телесных повреждений и наличия этих телесных повреждений.

Между тем, в ходе указанной проверки было опрошено 11 осуждённых отряда СУС ИК-37, и каждый из них подтвердил факты применения к осуждённым их отряда физической силы и специальных средств сотрудниками ОСН 20 апреля 2006 г. В то же время, эти осуждённые пояснили, что в оказании какой-либо медицинской помощи в связи с указанными фактами применения физической силы и специальных средств им неоднократно было отказано сотрудниками ИК-37. Эти пояснения осуждённых отряда СУС подтверждаются и данными журнала посещений медработником, согласно которому с 20 по 23 апреля 2006 г. включительно медработник ИК-37 отряд СУС не посещал, хотя согласно действующему законодательству такие посещения должны быть ежедневными.

В то же время, указанные выше осуждённые в ходе проверки поясняли, что к ним в отряд непосредственно после проведения режимных мероприятий в сопровождении начальника ИК-37 заходил сотрудник Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ. Однако ему каких-либо жалоб на действия сотрудников ОСН они не высказывали, поскольку, исходя из обстоятельств происшествия, были уверены, что сотруднику прокуратуры известно о фактах применения физической силы и спецсредств к осуждённым. Само постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 июня 2006 г., вынесенное по итогам указанной проверки, представляется явно необоснованным, прежде всего, по причине неполноты проведённой проверки. Данное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было обжаловано ПРПЦ в прокуратуру Пермского края. В сентябре 2006 г. прокуратурой Пермского края постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30 июня 2006 г. было отменено, вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, начато предварительное следствие.

8 сентября 2006 г. в Пермский региональный правозащитный центр поступило заявление М. Мухридиновой, матери осуждённого Б.Ш. Мухридинова, отбывающего наказание в ИК-12. В этом заявлении сообщалось о том, что в первых числах сентября 2006 г. несколько осуждённых ИК-12, включая Мухридинова, находясь в ШИЗО, незаконно подверглись применению физической силы и специальных средств (палки резиновые) со стороны нескольких сотрудников ИК-12. 15 сентября 2006 г. двумя сотрудниками Правозащитного центра, находившимися в ИК-12, был проведён опрос шести осуждённых, находившихся в камере №26 ШИЗО ИК-12 в первых числах сентября 2006 г. При этом двое из них дали подробные устные пояснения, сообщив, в частности, что сотрудников ИК-12, избивавших осуждённых, было четверо, избиение происходило в дневное время (после обеда) 2 сентября 2006 г. в коридоре штрафных помещений. Продолжительность избиения составила около десяти минут. В процессе избиения Б. Мухридинову стало плохо, он упал на пол, после чего вскоре его отнесли в МЧ ИК-12.

Трое из опрошенных отказались давать пояснения о событиях 2 сентября 2006 г., но и не отрицали заявленного факта применения насилия к осуждённым, пояснили, что подробные пояснения (показания) будут давать только в случае возбуждения уголовного дела и в суде. Вскоре Пермский региональный правозащитный центр направил в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ обращение о проведении доследственной проверки данных о применении к ряду осуждённых ИК-12 физического насилия сотрудниками ИК-12. Такая проверка была проведена заместителем Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ. По её итогам 29 сентября 2006 г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Из этого постановления также видно, что до обращения Правозащитного центра сообщения о преступлении такого же содержания в Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ не регистрировались и не рассматривались. Согласно указанному постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела сообщение о фактах применения насилия к осуждённым сотрудниками ИК-12 своего подтверждения не нашло, главным образом из-за отсутствия медицинской документальной фиксации каких-либо телесных повреждений у осуждённых, которые, предположительно, подвергались физическому насилию.

Между тем, в ходе указанной проверки четверо из числа опрошенных осуждённых подтвердили, что в помещениях ШИЗО 2 сентября 2006 г. к осуждённым применялось физическое насилие. Они дали по этому поводу письменные объяснения. Шестеро из числа опрошенных осуждённых подтвердили факты применения насилия к осуждённым в штрафных помещениях 2 сентября 2006 г., но отказались дать письменные объяснения по этому поводу, заявив, что могут дать показания только в суде и только при условии обеспечения им личной безопасности. Само вынесенное по итогам указанной проверки постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 29 сентября 2006 г. представляется явно необоснованным, вследствие неполноты проведённой проверки и несоответствия выводов постановления фактическим обстоятельствам дела. Данное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обжаловано Пермским региональным правозащитным центром в прокуратуру Пермского края.

Как видно, во всех трёх указанных выше случаях сообщения о правонарушениях (преступлениях) поступали в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ по прошествии значительного количества времени с момента, когда соответствующие правонарушения происходили. Более того, во всех трёх указанных выше случаях сообщения о преступлениях поступали в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ не напрямую, а через третьих лиц - родственников, Пермский региональный правозащитный центр, прокуратуру Пермского края.

Очевидно, что при таких условиях поступления в компетентные правоохранительные органы сообщений о преступлениях и иных правонарушениях и их регистрации, вероятность выявления соответствующих правонарушений и привлечения к ответственности виновных в их совершении значительно снижается, в частности, по причине утраты (исчезновения) с течением времени объективных доказательств, относящихся к обстоятельствам, имеющим значение для дела. В то же время, во всех трёх указанных выше случаях первоначальные доследственные проверки были проведены соответствующими должностными лицами Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ некачественно, что выражается в их поверхностности и неполноте.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

  1. В Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ ненадлежащим образом организована и осуществляется работа по получению и регистрации обращений (заявлений, жалоб) осуждённых, сообщений о преступлениях и иных правонарушениях из других источников, в результате чего указанные сообщения поступают в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ и регистрируются в ней со значительной задержкой во времени. Одной из причин такого положения вещей может являться крайне низкий уровень доверия осуждённых соответствующих ИУ к должностным лицам Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ.

  2. Поступающие в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ и регистрируемые в ней сообщения о правонарушениях рассматриваются недостаточно качественно, что выражается в неполноте проводимых проверок и в недостаточной обоснованности выводов, формулируемых в соответствующих постановлениях, выносимых по результатам указанных проверок.

  3. Полагаем, что указанные выше недостатки в деятельности Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ, если они имеют систематический характер, могут оказывать серьёзное негативное влияние на ситуацию с соблюдением законности и прав человека в соответствующих ИУ, а также на решение задач и достижение целей исполнения уголовного наказания.

Пермский региональный правозащитный центр

  • К материалу "О деятельности Кизеловской прокуратуры"

    Размещено 09.11.2006

  •  Главная / О нас / Обращения и заявления






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.