Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №1

Выпуск №1

Оглавление:

  • Заглянем за этикетки
  • Безымянное лицо
  • Капель
  • соБЫТИЯ_артБЫТИЯ
  • Назад к первобытным истокам
  • Наивный взгляд на утрату смысла
  • 700 страниц ужаса
  • 3 года одиночества
  • Проводы к центру души
  • Проекты "Пермской синематеки"
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • ген_и гений Тарковского

    Проводы к центру души

    Елена Сулейманова

    Проводы к центру души
    Мне везет: я постоянно встречаю людей готовых поделиться со мной интересной книгой, фильмом или наблюдением. Никогда не перестану удивляться их щедрости и энтузиазму. Благодаря именно такому сподвижнику просвещения в моих руках однажды оказался фильм Андрея Тарковского "Зеркало". В придачу к фильму я получила кучу хвалебных отзывов и заверения в неоспоримой гениальности автора. Придя домой и убедившись, что никто не сможет помешать внимательному просмотру шедевра, я уселась на пол и даже зашторила окна. Вот уже более часа я всматривалась в экран в поисках обещанной мне гениальности, но безуспешно.

    Фильм показался мне ужасно мрачным, происходящее в нем и вовсе непонятным. Собравшись с силами, я пересмотрела его еще раз. Безрезультатно. С трудом, подобрав слова благодарности, я вернула его владельцу. Однако любопытство и ощущение, что я все-таки что-то проглядела, остались. Но кассету все же просить ни у кого не стала, опасаясь очередных дифирамбов. Пришлось искать фильм по телевизору. На телеканале "Культура" периодически показывают фильмы Тарковского, при этом время их трансляции (за полночь) не может не возмущать. Но я все-таки "вернулась" к его фильмам, и произошло это совершенно случайно.

    Аудитория номер 220. Тридцать человек сосредоточенно молчат после вопроса преподавателя: "Кто из вас смотрел фильм Тарковского "Сталкер"?". К теме занятий фильм, конечно, прямого отношения не имел, но разочарование педагога от нашей непросвещенности задело: "Да, братцы, такие фильмы надо смотреть…". Эта лента снята по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Действие в ней происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, в которой исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель в поисках вдохновения и авторитетный Профессор. Ведет их туда Сталкер - проводник по Зоне. По дороге Сталкер рассказывает спутникам про своего учителя, который шел в комнату, чтобы вернуть брата, а вместо этого получил деньги. И через неделю повесился… "Никто не может быть уверен, что знает свои истинные желания", заключает педагог. Все призадумались. А я для себя решила, что обязательно возьму в библиотеке кассету с фильмом Тарковского "Сталкер".

    Фильм начался, и время вокруг остановилось. От центра темного экрана начал расползаться свет и вот я уже смогла различить комнату. На кровати спят муж с женой и их дочь. Камера медленно показывает всю обстановку, предоставляя время разглядеть детали и почувствовать атмосферу фильма. Все внешние выражения жизни уходят на второй план, и понимаешь что, для этих людей важна жизнь другая, жизнь духа, а не тела. Даже самые простые действия смотрятся неестественно. Герой умывается холодной водой, чистит зубы, что-то ест, но на самом деле он уже где-то далеко, все его мысли о Зоне. Там он чувствует себя свободным, его жизнь приобретает смысл, а этот мир для него тюрьма.

    Сталкер ведет в Зону тех, кто разочаровался в жизни и ни на что не надеется кроме "комнаты". Писатель, один из героев фильма, говорит: "Средневековье, вот это интересно. В каждом доме был дух, в каждой церкви был Бог. Сегодня каждый четвертый человек - старый. Каково обычное состояние старого человека? Скука, досада, энтропийный сон, в который мы погружены, не обращая внимания на то, что нас окружает…". Но в Зоне никому скучать не приходиться. Это система хитроумных ловушек, в которые человека ловят его собственные страхи. Для Сталкера Зона родной дом. Он умоляет своих спутников относиться к ней с уважением, прислушиваться как к живому существу. Писателя это удивляет и даже возмущает. Так, бунтуя по любому поводу, они движутся к своей цели. Их путь продолжается всего один день - день, который меняет все.

    Можно много рассуждать о том, в чем гений Тарковского-режиссера. Но очевидно то, что фильмы его будут смотреть. Они как вечное напоминание человеку о необходимости духовного пробуждения. Сейчас трудно найти фильм, за исключением слезливой мелодрамы, в котором нет призыва к насилию. О чем можно задуматься, когда крохи смысла теряются в антураже боевых действий. Мне отчаянно захотелось чего-то большего, и я это нашла. "Сталкер" стал моим проводником "к центру души". Этим фильмом Тарковский напомнил мне об истинной потребности человека в вере. Да, я верю, что все пошлое и гнусное ни есть суть человека. Верю, что душа тянется к свету, даже тогда, когда это считается не модным и почти что неприличным. Верю в судьбу и в то, что счастья без горя не бывает. Сам Тарковский называл кино "занятием нравственным". И, кажется, я смогла понять это и оценить. Фильм заставил меня о многом задуматься. Теперь, наверное, есть смысл еще раз посмотреть "Зеркало".

    Размещено 09.04.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]