Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №1

Выпуск №1

Оглавление:

  • Заглянем за этикетки
  • Безымянное лицо
  • Капель
  • соБЫТИЯ_артБЫТИЯ
  • Назад к первобытным истокам
  • Наивный взгляд на утрату смысла
  • 700 страниц ужаса
  • 3 года одиночества
  • Проводы к центру души
  • Проекты "Пермской синематеки"
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • зов_леса

    Назад к первобытным истокам

    Александра Анохина

    Норвежская литература была для меня до последней поры загадкой. При упоминании сочетания скандинавская литература в памяти всплывало несколько имен: Лагерлеф, Линдгрен, Андерсен - авторов любимых волшебных историй родом из детства. И вот, просматривая 11-й номер "Иностранной литературы" за 2005 год, я случайно попала на подборку произведений норвежцев разных поколений (от классиков до дебютантов). Наибольшее впечатление произвел автор не из новичков - Эрленд Лу с романом под странным названием "Допплер".

    Назад к первобытным истокам
    Его и романом-то можно назвать разве что с натяжкой. История. Повесть. Дневники. Захватывающие несколько месяцев жизни одного человека по имени Андреас Допплер. Текст покоряет с первых страниц. Затягивает не столько сюжет, хотя он действительно любопытен (преуспевающий мужчина падает в чаще с велика и, глядя в небо - аналогия с Балконским очевидна - туда, где кончается листва, решает бросить все и поселиться в лесу), сколько особая его исповедальность, доверительность. Особая ритмичность. Такая, какая обнаруживается обычно при чтении белого стиха.

    Для меня наибольшая ценность в том, что центральная точка произведения - человек, его внутренний мир. Предмет авторского внимания - момент, когда происходит переворот всей системы жизненных ценностей. Нам раскрывается подробная подоплека сей трансформации. При этом в романе нет ни переизбытка психологических размусоливаний, ни занудной рефлексии главного героя на нескольких листах по поводу и без. Автор умело не загружает читателя, держит дистанцию и в то же время ты понимаешь, что на коротком поводке. Стиль у Лу по-мужски лаконичный, его можно даже импрессионистским назвать за характерную рваность. Весь текст как набор синтаксических мазков, но не небрежных, а до миллиметра выверенных.

    "Допплер" - про свободу выбора, про индивидуальность, про отстаивание своего понимания мира, отношений, себя в пространстве, наполненном стереотипами, нормами и стандартами. В пространстве, где господствует СМИ, массовая культура. Лу - мастер в создании выпуклых картинок, он вдруг неожиданно рисует нам ситуацию, в которой мальчик 4-х лет отроду испытывает ломку, когда телевизор вдруг не показывает положенных в это время телепузиков. Гипербола, но она же так реальна. Или хобби некоего Дюссельдорфа. Несколько лет он живет навязчивой идеей - создать макет сцены гибели своего отца во Второй мировой. Чувствуешь, что человек попал под влияние, он под властью. И становится неживым, несамостоятельным. Возникает паника, а вдруг и я…

    Под властью кого-нибудь или чего-нибудь в книге все герои, даже вскормленный Допплером лосенок и тот под властью своего кормильца. Становится понятным стремление главного героя уйти за пределы чужого влияния. Вернуться в лес, чтобы вернуться к себе, чтобы увидеть свое истинное лицо, пусть оно и будет небритым.

    Текст обладает удивительной силой. К концу романа число желающих перебраться в лес увеличивается. Даже жена Допплера в какой-то момент приходит к выводу, что в этом нет ничего плохого. Возникает желание и у меня. Но только на секунду. Хочется не столько отшельничества, сколько изоляции от навязываемых обществом норм и стандартов, хочется самостоятельно решать свою судьбу, вне давления окружающих людей.

    Самая трогательная тема романа (тонкие взаимоотношения человека и лося не в счет) - связь поколений. Допплер никогда не видел своего отца, но после его смерти он старается восполнить этот пробел: он расспрашивает мать о пристрастиях и характере отца, а к концу истории Допплер приближается к родителю физически через увековечивание образа отца, себя и своего сына (триединство нарушает лосенок) в форме деревянного тотема.

    Норвежская литература - это европейская литература, из опознавательных знаков в "Допплере" только лоси, лес, снег и норвежская сборная по футболу. Ну, вообщем, то же, что и в России. Пожалуй, о самобытности норвежской литературы по этому роману не скажешь.

      ЦИТАТА ИЗ ТЕКСТА: "…Все мы приучены постоянно заниматься делом. Искать себе занятие. Самоотверженный труд и служебное рвение всегда считаются неоспоримыми достоинствами человека, каким бы дурацким делом ни был он занят. Мы шарахаемся от скуки как черт от ладана, а в лесу я стал замечать, что мне скучать больше нравится. Мы явно скуку недооцениваем. У меня созрел план: скучать, пока это не станет мне в радость…".

    Размещено 09.04.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]