Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ №1

Выпуск №1

Оглавление:

  • Заглянем за этикетки
  • Безымянное лицо
  • Капель
  • соБЫТИЯ_артБЫТИЯ
  • Назад к первобытным истокам
  • Наивный взгляд на утрату смысла
  • 700 страниц ужаса
  • 3 года одиночества
  • Проводы к центру души
  • Проекты "Пермской синематеки"
  • Другие выпуски
  • Газета "Личное дело"
  • один на_один с цивилизацией

    Наивный взгляд на утрату смысла

    Сергей Максимов

    Наивный взгляд на утрату смысла
    Первое впечатление от романа - вариация на тему "Тошноты" Сартра. Только в отличие от ищущей рефлексии главного героя романа Сартра герой Э. Лу испытывает острое желание избавиться от нее. Но нет… Дальше чудится антиутопический пафос в духе Киндзабуре Оэ и Кобо Абэ, в котором тяга к саморазрушению вызвана протестом против бесчувственной системы современного общества, убивающего все живое в личности. Однако пафос тут же сменяется иронией, а затем и вовсе псевдонародными "похождениями бравого солдата Швейка". И на последних страницах художественное воображение автора поднимается до гомерического хохота Витольда Гомбровича над бессмысленностью существования цивилизации.

    Эрленд Лу принадлежит к тому поколению молодых интеллектуалов, которые чувствуют себя как в воде и в культуре ушедшего века и в ее настоящем. Вернее, ему хватает любопытства без боли смотреть на те развалины, в которые время превращает классическую культуру западной цивилизации. Вместе с тем он не торопится присоединяться к общему настроению об отсутствии смысла в существовании человека, как и хоронить себя, не найдя выхода из ловушки, в которую загнал человека его собственный разум. Я смеюсь, значит, существую, - пытается доказать нам писатель. Почему бы нам не попытаться наивно взглянуть на происходящее и жить так, как хочется, - предлагает он. Это идея была заявлена автором и в более раннем романе Лу "Наивно. Супер", сделавшим его знаменитым во всем мире. Только наивный взгляд способен нас избавить от того нагромождения комплексов и требований, которые предъявляет к нам сегодняшний образ жизни, - утверждает писатель. Современный цивилизованный человек в случае возникновения опасности его представлениям о мире привык напоминать сограждан о "бремени белого человека" и требовать от ООН принять решительные меры по установлению стандартов западного образа жизни в отдельно взятом регионе. А может пришла пора начать жить, решая проблемы только собственного существования. И смириться с обвинениями в диком эгоизме как неизбежным результатом существования человека.

    Отличительной особенностью прозы Э. Лу является способность легко и непринужденно (почти в виде сценарного текста) излагать проблемы, описание которых у Пруста, Сарамаго заняло бы несколько сотен страниц трудно пробиваемого текста. И пусть его обвиняют в сюжетной вторичности, отсутствии драматизма, привнесении поп-культуры в серьезную литературу, но гипнотизирующий, обладающий какой-то внутренней силой "наивный" стиль норвежского писателя признают и отмечают даже высоколобые критики. Вообще, страны северной Европы переживают взрыв литературной стилизации. Тут и Тургрим Эгген с его "Декоратором", Питер Хёг со "Смиллой и ее чувством снега", Юстейн Гордер с "Миром Софии" и "Vita brevis". Экспериментируя с различными жанрами, они добиваются в своих произведениях какой-то сверкающей как будто снежными узорами магии языка, которая увлекает читателей вне зависимости от самого содержания произведения.

    В своем романе "Доплер" Э. Лу описывает тот самый пресловутый "наивный" взгляд на проблемы утраты смысла существования в сегодняшнем западном обществе потребления. Главный герой романа, состоявшийся благополучный норвежец, отец двух, а потом и трех детей, бросает семью, работы и уходит жить в лес. Его единственным стремлением в жизни становится побить рекорд по ничегонеделанию в полном одиночестве. При этом желательно не встречаться с людьми, ограничив общение с внешним миром только взаимовыгодным натуральным обменом. Но окружающий его мир не безвоздушное пространство и в попытке добиться желаемого его "одиссея" только начинается…

    Небольшой "стильный" шедевр Э. Лу написан в традиционной для него манере и рекомендован тем, кто, решив в очередной раз порвать с потогонной системой "воспроизводства идеального образа жизни", отправляется в туристический экстрим по заброшенным уголкам своей малой родины.

      Эрленд Лу (р. 1969) - знаменитый норвежский писатель, лауреат ряда национальных и международных премий. Прежде чем посвятить себя литературе, он успел потрудиться на самых разных поприщах: выступал в театре, снимал короткометражные фильмы и музыкальные видеоклипы, работал в психиатрической больнице, учителем в школе. Его дебютный роман "Во власти женщины" (1993), признанный критиками "чрезвычайно смешным и искусным", наиболее явно отражал влияние писателя, которого Лу называл своим учителем, - Ричарда Бротигана. Роман "Наивно. Супер" (1996) стал бестселлером в пятнадцати странах и сделал Лу фигурой без преувеличения культовой. Не меньший успех ожидал книги "Лучшая страна в мире, или Факты о Финляндии" (2001) и "Допплер" (2004).

    Размещено 09.04.2006

    счетчик посещений contadores de visitas mate1.com

    Designed by VNV

    [an error occurred while processing this directive]